УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой журналистики
____________ К. А. Зорин
«1» июня 2012 г.
Вопросы к экзамену по курсу «Тележурналистика» (7-8 семестр)
- История отечественного телевидения: 1930-1950-е г. Формирование телевидения как средства массовой информации.
- Программа «Время». Идеологический аспект функционирования советского ТВ: СМИ как СМИП.
- Советское телевидение 1960-х и 1970-х гг.: телевидение эпохи «оттепели» и телевидение эпохи «застоя».
- Уникальность советского ТВ. Владимир Саппак как первый теоретик отечественного ТВ.
- Телевизионное вещание 1985-1991 гг.: телемосты США – СССР, «12 этаж», «600 секунд», «Пресс-клуб», «ТСН».
- Передача «Взгляд» и ее роль в истории российского телевидения: история, ведущие, темы.
- 7. Телевидение 1990-х гг. Изменение статуса и структуры общегосударственного телевидения. Возникновение и развитие коммерческих телеканалов (Российское ТВ, ТВ-6 Москва, НТВ, ОРТ).
- НТВ в 2000-2001-м гг. Программа «Куклы» как пример телевизионной сатиры.
- История телевещания в Красноярском крае. Известные дикторы и журналисты. Становление красноярского ТВ-рынка.
- Телевидение в системе СМИ. Общее и особенности.
- Специфика ТВ. Симультанность. Персонификация. Эффект соучастия.
- Тотальность современного ТВ. Возможность перехода к тоталитаризму.
- Телепространство на современном этапе: перечень и характеристика основных федеральных каналов. Появление новых телеканалов (RTVi, Дождь и т.п.).
- Три модели организации и функционирования ТВ. Структура телесобственности в России. Крупнейшие медиахолдинги.
- Платное телевидение в России (IP-TV, Internet-TV, кабельное ТВ, спутниковое ТВ).
- Язык экрана и его элементы: кадр, план, ракурс, монтаж.
- Звуковые средства экранной выразительности. Звукозрительный образ. Проблема соотношения слова и изображения на телевидении.
- Телевизионное программирование. Принципы строительства сетки вещания. Структура «телевизионного дня». Активное и пассивное программирование. Приемы программирования.
- Понятие и специфика телевизионной аудитории. Коммодификация аудитории. Методы измерения телеаудитории. Рейтинг и доля.
- Три основные категории телезрителей. Тенденции в отношениях между телевидением и телеаудиторией. Новые практики телесмотрения.
- Система телевизионных жанров. ( Традиционная, по Л.Кройчику и по Алекберовой)
- Оперативно-новостные и оперативно-исследовательские жанры. Общее ,специфика.
- Исследовательско-новостные , исследовательские и исследовательско-образные жанры.
- Сюжет информационной программы: драматургия сюжета, использование синхронов, стэнд-апов, шпигелей.. Особенности закадрового текста.
- Основные формы новостей, принцип «алмаза» в построении сюжета, построение выпуска новостей. Возможные ошибки.
- Глобализация и глокализация мирового ТВ. Понятие информационного неравенства. Функции и тенденции новостей глобальных телесетей.
- Инфотейнмент: возникновение, функции, специфика, приемы. «Намедни» Л. Парфенова как пример инфотейнмента на российском ТВ. Проявления инфотейнмента в текущей телевизионной практике.
- Ток-шоу как популярный жанр современного телевидения. История, специфика. Особенности ток-шоу на российском телевидении.
- Музыкальное телевидение: история музыкального ТВ в России. Музыкальное ТВ в структуре развлекательного ТВ.
- Телевидение и развлечение. Развлекательные телепередачи.
- Телевидение и агрессия: драйв-мышление и новая концепция журнализма (Е. Пронина). Криминализация эфира.
- Контент и формат как определяющие понятия коммерческого ТВ.
- Методика редактирования телевизионных программ.
- Методика создания телевизионной образности. Законы съемки. Монтаж как изобразительное средство. Телевизионная речь. Звуковое оформление.
- Программная политика федеральных каналов. История вопроса, настоящий день. Типологизация телеканалов.
- Цифровизация ТВ. Отечественная программа цифровизации. Плюсы и минусы перехода на цифровое вещание.
ЛИТЕРАТУРА
Материалы лекций.
Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения. Медиаскоп. Выпуск №2. 2008. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/230
Астахов И.А. Программирование эфира как элемент телевизионного менеджмента / Россия и социальные изменения в современном мире. Т.3, 2004.
Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005.— 176 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. – С. 109-117.
Вакурова Н., Московкин Л. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997.
Воронцова А. Телезрители по-новому / Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание". №6, 2010. – С. 39-41.
Гарматин А. Интернет-телевидение выигрывает войну за внимание. RELGA: научно-культурологический журнал. 2008. № 8. Режим доступа: http://www.relga.ru.
Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., Аспект пресс, 2004 г. – 144 с.
Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000.
Дашевская И. Масс Медиа: Программирование на ТВ. Сайт Broadcasting.Ru-2009. С. 1-8. Режим доступа: http://www.broadcasting.ru/articles2/content/mass-media-programmirovanie-na-tv7.
Засурский И. Масс-медиа второй республики. М.: Издательство МГУ, 1999. — 272 с.
Зверева В. Репрезентация и реальность. Отечественные записки, 2003, №4.
Зверева В. Теленовости: в формате сериала / Искусство кино, 2008, № 8.
Зверева В. Телевизионный спорт. Логос, 2006, №3 (54).
Зверева В. Инфотейнмент на российском телевидении // Наука о телевидении. Вып. 1. М., 2004.
Зорков Н. Инфотейнмент: возникновение, функции, способы воздействия // RELGA: научно-культурологический журнал. 2005. № 19. Режим доступа: http://www.relga.ru.
Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.
Коломиец В. Рейтинговая доля / Отечественные записки. 2003, №4.
Климов И. Социальные вызовы «приватизированного» телевидения // Российское телевидение: между спросом и предложением. М.: 2007. Т.1. - С. 9-22.
Луков В.А., Луков М.В., Луков А.В. Телевидение: конструирование культуры происходящего / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2008, №1. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/
Лапина-Кратасюк Е. Телевидение и Интернет: формы взаимодействия в постсоветской медиасистеме. Режим доступа: http://viscult.ehu.lt/article.php?id=600
Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. Релга: Электронный научно-культурологический журнал: №15 [137],
2006.
Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения МГУ 2009.
Мясникова М. А. Жанровая структура телевидения в свете проблемы его восприятии / Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 112-117.
Мясникова М. А. Телевидение в современном медиапространстве / Медиакультура новой России: материалы междунар. науч. конф. – Екатеринбург; М.: Академический проект, 2007.
Мясникова М. Функционирование ТВ в системе культуры повседневности / Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 56. – С. 151-161.
Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М.: Изд-во. «РИП-холдинг», 2003. Глава 1. Глобальные теленовости: общая характеристика. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/68.htm
Полуэхтова И.А. Динамика российской телеаудитории. Социология коммуникаций, 2010.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. - 2-е изд. . - Москва : Московский университет им. М.В. Ломоносова, 2003 . - 320 с.
Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.
Саппак В. Телевидение и мы. М.1983.
Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / редколл.: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. М.: Изд. Моск. ун-та: Наука, 2005.
Старобахин Н.Н. Освещение социально-политических событий в теленовостях как способы конструирования реальности / Медиаскоп. Выпуск №2, 2008. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/251
Ходаковский В. Телепрограмма «Взгляд» в исторической перспективе / Медиаскоп, выпуск №1, 2009.
Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности / Медиаскоп, 2009.
ШестеркинаЛ,Николаева Т. Методика телевизионной журналистики Москва. Аспект пресс. 2012 год.