Вопросы к экзамену по курсу «Тележурналистика»




УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой журналистики

____________ К. А. Зорин

«1» июня 2012 г.

Вопросы к экзамену по курсу «Тележурналистика» (7-8 семестр)

  1. История отечественного телевидения: 1930-1950-е г. Формирование телевидения как средства массовой информации.
  2. Программа «Время». Идеологический аспект функционирования советского ТВ: СМИ как СМИП.
  3. Советское телевидение 1960-х и 1970-х гг.: телевидение эпохи «оттепели» и телевидение эпохи «застоя».
  4.  Уникальность советского ТВ. Владимир Саппак как первый теоретик отечественного ТВ.
  5. Телевизионное вещание 1985-1991 гг.: телемосты США – СССР, «12 этаж», «600 секунд», «Пресс-клуб», «ТСН».
  6. Передача «Взгляд» и ее роль в истории российского телевидения: история, ведущие, темы.
  7. 7.      Телевидение 1990-х гг. Изменение статуса и структуры общегосударственного телевидения. Возникновение и развитие коммерческих телеканалов (Российское ТВ, ТВ-6 Москва, НТВ, ОРТ).
  8. НТВ в 2000-2001-м гг.  Программа «Куклы» как пример телевизионной сатиры.
  9. История телевещания в Красноярском крае. Известные дикторы и журналисты. Становление красноярского ТВ-рынка.
  10. Телевидение в системе СМИ. Общее и особенности.
  11. Специфика ТВ. Симультанность. Персонификация. Эффект соучастия.
  12.  Тотальность современного ТВ. Возможность  перехода к тоталитаризму.
  13. Телепространство на современном этапе: перечень и характеристика основных федеральных каналов. Появление новых телеканалов (RTVi, Дождь и т.п.).
  14. Три модели организации и функционирования ТВ. Структура телесобственности в России. Крупнейшие медиахолдинги.
  15. Платное телевидение в России (IP-TV, Internet-TV, кабельное ТВ, спутниковое ТВ).
  16. Язык экрана и его элементы: кадр, план, ракурс, монтаж.
  17.  Звуковые средства экранной выразительности. Звукозрительный образ. Проблема соотношения слова и изображения  на телевидении.
  18. Телевизионное программирование. Принципы строительства сетки вещания. Структура «телевизионного дня». Активное и пассивное программирование. Приемы программирования.
  19. Понятие и специфика телевизионной аудитории. Коммодификация аудитории. Методы измерения телеаудитории. Рейтинг и доля.
  20. Три основные категории телезрителей.  Тенденции в отношениях между телевидением и телеаудиторией. Новые практики телесмотрения.
  21. Система телевизионных жанров. ( Традиционная, по Л.Кройчику и по Алекберовой)
  22.  Оперативно-новостные и оперативно-исследовательские жанры. Общее ,специфика.
  23.  Исследовательско-новостные ,  исследовательские и исследовательско-образные жанры.
  24. Сюжет информационной программы: драматургия сюжета, использование синхронов, стэнд-апов, шпигелей.. Особенности закадрового текста.
  25. Основные формы новостей, принцип «алмаза» в построении сюжета, построение выпуска новостей. Возможные ошибки.
  26. Глобализация  и глокализация мирового ТВ. Понятие информационного неравенства.  Функции и тенденции новостей глобальных телесетей.
  27. Инфотейнмент: возникновение, функции, специфика, приемы. «Намедни» Л. Парфенова как пример инфотейнмента на российском ТВ. Проявления инфотейнмента в  текущей телевизионной практике.
  28. Ток-шоу как популярный жанр современного телевидения. История, специфика. Особенности ток-шоу на российском телевидении.
  29. Музыкальное телевидение: история музыкального ТВ в России. Музыкальное ТВ в структуре развлекательного ТВ.
  30. Телевидение и развлечение.  Развлекательные телепередачи.
  31. Телевидение и агрессия: драйв-мышление и новая концепция журнализма (Е. Пронина). Криминализация эфира.
  32.  Контент и формат как определяющие понятия коммерческого ТВ.
  33. Методика редактирования телевизионных программ.
  34. Методика создания телевизионной образности. Законы съемки. Монтаж как изобразительное средство. Телевизионная речь. Звуковое оформление.
  35. Программная политика федеральных каналов. История вопроса, настоящий день. Типологизация телеканалов.
  36. Цифровизация ТВ. Отечественная программа цифровизации. Плюсы и минусы перехода на цифровое вещание.

ЛИТЕРАТУРА

Материалы лекций.

Акинфиев С.Н. Развлекательная составляющая современного российского телевидения. Медиаскоп. Выпуск №2. 2008.  Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/230

Астахов И.А. Программирование эфира как элемент телевизионного менеджмента / Россия и социальные изменения в современном мире. Т.3, 2004.

Бакулев Г. П.  Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005.— 176 с.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. – С. 109-117.

Вакурова Н., Московкин Л. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997.

Воронцова А. Телезрители по-новому / Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание". №6, 2010. – С. 39-41.

Гарматин А. Интернет-телевидение выигрывает войну за внимание. RELGA: научно-культурологический журнал. 2008. № 8. Режим доступа: http://www.relga.ru.

Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., Аспект пресс, 2004 г. – 144 с.

Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000.

Дашевская И. Масс Медиа: Программирование на ТВ. Сайт Broadcasting.Ru-2009. С. 1-8. Режим доступа:  http://www.broadcasting.ru/articles2/content/mass-media-programmirovanie-na-tv7.

Засурский И. Масс-медиа второй республики. М.: Издательство МГУ, 1999. — 272 с.

Зверева В. Репрезентация и реальность. Отечественные записки, 2003, №4.

Зверева В. Теленовости: в формате сериала / Искусство кино, 2008, № 8.

Зверева В. Телевизионный спорт. Логос, 2006, №3 (54).

Зверева В. Инфотейнмент на российском телевидении // Наука о телевидении. Вып. 1. М., 2004.

Зорков Н. Инфотейнмент: возникновение, функции, способы воздействия  // RELGA: научно-культурологический журнал. 2005. № 19. Режим доступа: http://www.relga.ru.

Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

Коломиец В. Рейтинговая доля  / Отечественные записки. 2003, №4.

Климов И. Социальные вызовы «приватизированного» телевидения // Российское телевидение: между спросом и предложением. М.: 2007. Т.1. - С. 9-22.

Луков В.А., Луков М.В., Луков А.В. Телевидение: конструирование культуры происходящего /  Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2008, №1. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/

Лапина-Кратасюк Е. Телевидение и Интернет: формы взаимодействия в постсоветской медиасистеме. Режим доступа: http://viscult.ehu.lt/article.php?id=600

Могилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. Релга: Электронный научно-культурологический журнал:  №15 [137],

2006.

Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения МГУ 2009.

Мясникова М. А. Жанровая структура телевидения в свете проблемы его восприятии / Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 60. – С. 112-117.

Мясникова М. А. Телевидение в современном медиапространстве / Медиакультура новой России: материалы междунар. науч. конф. – Екатеринбург; М.: Академический проект, 2007.

Мясникова М. Функционирование ТВ в системе культуры повседневности / Известия Уральского государственного университета. – 2008. – № 56. – С. 151-161.

Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М.: Изд-во. «РИП-холдинг», 2003. Глава 1. Глобальные теленовости: общая характеристика. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/68.htm

Полуэхтова И.А. Динамика российской телеаудитории. Социология коммуникаций, 2010. 

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. - 2-е изд. . - Москва : Московский университет им. М.В. Ломоносова, 2003 . - 320 с.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.

Саппак В. Телевидение и мы. М.1983.

Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / редколл.: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. М.: Изд. Моск. ун-та: Наука, 2005.

 Старобахин Н.Н. Освещение социально-политических событий в теленовостях как способы конструирования реальности / Медиаскоп. Выпуск №2, 2008. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/251

Ходаковский В. Телепрограмма «Взгляд» в исторической перспективе / Медиаскоп, выпуск №1, 2009.

Шерстобоева Е.А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности / Медиаскоп, 2009.

ШестеркинаЛ,Николаева Т. Методика телевизионной журналистики Москва. Аспект пресс. 2012 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: