РАБОЧАЯ Тетрадь
Для выполнения практической работы № 5
по ОП.09 Техническая эксплуатация и безопасность движения
На тему:
«Упражнения по составлению схемы поезда; определению массы и длины поезда и проверки обеспечения его тормозами. Составление справки о тормозах»
для специальности
23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте
(по видам) (железнодорожный транспорт)
Разработал:
преподаватель ШОР К. В.
ВЫПОЛНИЛ:
сТудент группы Д-____
_______________________________________ (ФИО)
Саратов 2017
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Тема:
«Упражнения по составлению схемы поезда; определению массы и длины поезда и проверки обеспечения его тормозами. Составление справки о тормозах».
Цель занятия:
· практически научиться применять согласно требованиям ПТЭ и ИДП правила размещения вагонов в поезде;
· рассчитывать массу и длину поезда;
· проверять обеспеченность поезда тормозами;
· составлять справку о тормозах формы ВУ-45.
Задание:
1. Сформируйте поезд согласно требованиям ПТЭ и ИДП.
2. Определите массу и длину поезда.
3. Проверьте обеспеченность поезда автоматическими и ручными тормозами.
4. Составьте справку о тормозах.
5. Сделайте вывод о возможности отправления поезда.
Список необходимых принадлежностей:
1. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.
2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
3. Расписание движения грузовых поездов.
4. Правила перевозок опасных грузов.
5. Бланк ф.ВУ-45.
Рекомендации
по выполнению практической работы № 5
Общие положения
Поезда должны формироваться в полном соответствии с ПТЭ, графиком движения и планом формирования поездов. Нормы веса и длины грузовых поездов по направлениям и по каждому участку устанавливаются в графике движения и плане формирования поездов и должны соответствовать типу локомотива, профилю пути на участках обращения поездов и полезной длине приемо-отправочных путей на станциях этих участков, а на электрифицированных линиях - условиям электроснабжения.
При постановке в поезд подвижного состава, а также специального подвижного состава вес и длина его определяются в соответствии с таблицами нормативов графика движения поездов. Эти таблицы помещаются и в книгах расписания движения поездов.
Не допускается ставить в поезда:
· вагоны неисправные, угрожающие безопасности движения и состояние которых не обеспечивает сохранности перевозимых грузов;
· вагоны, загруженные сверх их грузоподъемности;
· платформы и полувагоны, загруженные с нарушением технических условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе;
· вагоны, не имеющие трафарета о производстве установленных видов ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях);
· платформы, транспортеры и полувагоны с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не будет дано особых указаний;
К формированию поездов предъявляются следующие требования:
1. Пассажирские и грузовые вагоны, занятые людьми, кроме служебных и с проводниками (командами), сопровождающими грузы, ставятся в грузовые поезда одной группой и должны иметь прикрытие от локомотива, открытого подвижного состава с рельсами, балками, бревнами и другими подобными грузами, которые могут сдвинуться при резких толчках и остановках, и с хвоста поезда не менее одного вагона.
2. Запрещается ставить в людские поезда (грузовой поезд, в котором 10 и более вагонов заняты людьми) вагоны с опасными грузами, а также порожние цистерны из-под сжиженных газов.
3. Вагоны с опасными грузами, подлежащими перевозке только с выключенными автотормозами, ставятся в поезд группами не более 8-ми осей в группе. В составе поезда должно быть не более 4-х групп вагонов с выключенными автотормозами.
4. Запрещается ставить вагоны с опасными грузами в грузовые поезда:
· длинносоставные;
· соединенные;
· повышенной длины;
· с негабаритными грузами верхней 3-ей, нижней 3-ей и больших степеней, боковой 4-ой и больших степеней негабаритности.
5. Вагоны с легковоспламеняющимися грузами должны ставиться в поезд за вагонами с опасными грузами.
6. Вагоны с людьми, в т.ч. вагоны с проводниками (охраной), а также вагоны с живностью могут ставиться в поезд как впереди, так и сзади вагонов с опасными грузами, но всегда впереди вагонов с сильнодействующими ядовитыми веществами.
Формирование грузовых поездов производится без подборки вагонов по количеству осей и весу.
При формировании тяжеловесных и длинносоставных поездов порожние вагоны должны ставиться в последнюю треть поезда.
В сборных поездах вагоны подбираются группами по станциям назначения, а сборно-раздаточные вагоны ставятся одной группой.
Моторвагонный подвижной состав при следовании в ремонт или из ремонта ставится в хвост грузового поезда одной группой, также порожние цистерны из-под сжиженных газов.
Порядок постановки вагонов с опасными грузами в воинские людские поезда устанавливается Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам и специальными положениями федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
При постановке в грузовые поезда вагоны, занятые людьми, а также вагоны с грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте и Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, должны иметь соответствующее прикрытие из вагонов с неопасными грузами или порожних вагонов. Расположение в грузовых поездах указанных вагонов, производится в соответствии с порядком, установленным инструкцией по движению поездов и маневровой работе нажелезнодорожном транспорте Российской Федерации, исходя из требований правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам и других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вагоны с грузами боковой и нижней негабаритности 4, 5 и 6-й степеней, установленные инструкцией по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах колеи 1520 мм должны иметь прикрытие с головы и хвоста поезда не менее одного вагона с габаритным грузом или порожнего.
Запрещается ставить вагоны с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности (кроме грузов негабаритности 1-й - 3-й степеней) в длинносоставные поезда.
При постановке в поезд груженых транспортеров с числом осей 12 и более (кроме транспортеров сцепного типа грузоподъемностью 120 т с одной или двумя промежуточными платформами) рядом с ними с каждой стороны должны ставиться не менее двух четырехосных вагонов прикрытия с грузом не более 40 т или порожних любого типа. При следовании в одном поезде нескольких таких транспортеров между ними ставится не менее трех таких вагонов прикрытия. Порожние и груженые транспортеры, четырехосные и сцепного типа грузоподъемностью 120 т ставятся в поезда без прикрытия.
Порожние транспортеры, имеющие 8 и более осей, а так же порожние и груженые транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120 т (код типов 3960 и 3961), при следовании их в поездах весом более 3 тыс. т разрешается ставить только в последнюю четверть состава поезда. При меньшем весе поезда указанные транспортеры можно ставить в любую часть состава поезда.
4. Курсирование хоппер-дозаторов по железнодорожным путям общего пользования допускается только замкнутыми маршрутами с одним турным вагоном в каждом маршруте для обслуживающего персонала.
Без сопровождения хоппер-дозаторы могут отправляться в грузовых поездах только в порожнем состоянии по заявкам заводов-изготовителей, вагонных депо, ремонтных заводов, подразделений путевого хозяйства при необходимости пропуска их к месту приписки, в ремонт и из ремонта, в порядке регулировки с оформлением перевозки в соответствии с действующими указаниями по ведению станционной отчетности и по учету наличия и ремонта неисправных вагонов. До отправки хоппер-дозаторов отправитель приводит их в полное транспортное положение, а о готовности к следованию и допускаемых скоростях движения - делает на станции отправления соответствующую запись в пересылочных документах.
Груженый хоппер-дозатор, отцепленный от вертушки по неисправности, до отправки в ремонт должен быть разгружен и после этого приведен в полное транспортное положение. Начальник станции отправляет хоппер-дозаторы только при наличии заявки на отправление, пересылочных и грузовых документов.
Пересылки в поездах думпкаров, направляемых в ремонт, к месту работы или возвращаемых из ремонта, производятся только в порожнем состоянии со скоростями, установленными для грузовых поездов (для думпкаров ВС-100 и 2ВС-105 со скоростью не более 80 км/ч), при этом думпкары 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 могут ставиться в любой части поезда, а все остальные - последними в хвосте грузового поезда.
Электровозы и тепловозы, отправляемые в недействующем состоянии, ставятся в грузовом поезде вслед за ведущим локомотивом не более двух односекционных или одного трехсекционного или двухсекционного, а в пределах одной железной дороги - в количестве, устанавливаемом начальником железной дороги.
Вагоны метрополитенов пересылаются сплотками, сформированными из вагонов метрополитена (до 12 вагонов) и 2 порожних грузовых вагонов прикрытия. Вагоны прикрытия прицепляются с обоих концов сплотки по одному на каждом конце. Эти вагоны со стороны сцепления с вагонами метрополитена оборудуются переходными сцеплениями, устанавливаемыми взамен типовых головок автосцепок. Для сопровождения вагонов метрополитена отправителем выделяются проводники, для проезда которых используется в летнее время один из вагонов метрополитена, а в зимнее время вагон-теплушка, для которого используется один из вагонов прикрытия.
Постановка вагонов метрополитена в состав поезда, а также пропуск их через сортировочные горки не допускается.
Ход работы
1. Упражнения по размещению вагонов в составе поезда
По исходным данным варианта (см. приложение таблицу 1) и в соответствии с вышеизложенным порядком формирования поездов расставить вагоны в составе поезда. Порядок их постановки оформить схемой.
2. Определение массы и длины поезда
Нормы веса и длины грузовых поездов по направлениям и по каждому участку устанавливаются в графике движения и плане формирования поездов и должны соответствовать типу локомотива, профилю пути на участках обращения поездов и полезной длине приемо-отправочных путей на станциях этих участков, а на электрифицированных линиях - условиям электроснабжения.
Масса поезда определяется по формуле:
Q брутто = Q нетто + Q тары (тс), где
Q нетто – масса груза в вагонах (см. приложение таблица1),
Q тары – масса тары вагонов, указывается в книжке расписания движения грузовых поездов, приведена в приложении (таблица 2).
Длина поезда определяется в условных единицах и равна суммарной длине всех подвижных единиц, включенных в состав поезда (кроме действующего локомотива).
За условную длину (единицу) принимается один четырехосный полувагон.
L поезда = l ваг., где
l ваг. - суммарная длина поезда в условных вагонах согласно варианту задания.
Условная длина подвижных единиц указывается в книжке расписания движения грузовых поездов и приведена в приложении (таблица 2).