Дисциплина
«Туроперейтинг» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»
Опорный конспект лекции № 2
Тема № 2: Типы и функции туроператоров.
Время: 1,5 часа
Учебная цель: познакомить обучающихся с типами и функциями туроператоров; рассмотреть профиль работы туроператора.
Основные понятия: профиль туроператора, аутгоинговый туроператор, флайтер, нон-флайтер, абсолютный флайтер, относительный флайтер, инкаминговый туроператор, инсайд-туроператор, монопрофильный туроператор, многопрофильный туроператор.
Вопросы:
1. Основные типы туроператоров.
2. Функции туроператоров.
3. Профиль работы туроператора.
Ход проведения:
Основные типы туроператоров.
Основываясь на географии туроперейтинга, можно выделить аутгоинговых, инкаминговых и инсайд-туроператоров.
Аутгоинговый туроператорспециализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы.
В зависимости от активности сотрудничества аутгоингового туристического оператора и авиакомпаний можно классифицировать международных туроператоров на флайтеров и нон-флайтеров. Флайтер — аутгоинговый туроператор, являющийся активным фрахтователем воздушных судов, принадлежащих местным авиакомпаниям. В зависимости от форм сотрудничества флаитеров с авиакомпаниями можно также отдельно выделить абсолютных и относительных флайтеров. Абсолютные флайтеры — туристические операторы, первые приобретающие по договору чартера воздушное судно полностью, то есть обязуется по согласованию с руководством авиакомпании и наземными службами аэропорта полностью оплатить и осуществить полет под полную собственную ответственность. Относительные флайтеры — более мелкие туроператоры, объемы продаж и рыночные возможности которых не позволяют им гарантировать «подъем» чартерного авиарейса собственными силами. Нон-флайтеры— это аутгоинговые туроператоры, форма работы которых не подразумевает фрахт воздушных судов ни на каких условиях.
Аутгоинговых туроператоров в зависимости от форм их сотрудничества с зарубежными курортами можно классифицировать на презентативных и репрезентативных. Репрезентативная форма сотрудничества аутгоингового туроператора с иностранным курортом заключается в доверении «наземного обслуживания» своих туристов иностранному партнеру, так называемой meet-компании (или встречающей стороне). Презентативная форма аутгоингового туроперейтинга является высшей стадией развития туроперейтинга, характеризующаяся наличием у туроператора представительства на курорте (как частного лица, так и целого отделения, филиала).
Инкаминг — функция туроператора по разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан.
Инсайдинг — вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт — то есть туры по территории своей страны для своих сограждан.
Функции туроператоров.
Функции туроператоров:
- функция ценообразованияна туристическом рынке;
- функция продвижения туристического продукта;
- информативная функция современных туристических операторов;
- новаторская функциятуроператоров;
- бюджетообразующая функция;
- интегрирующая функция туроперейтинга;
- операторское лобби (туроператоры получили реальную возможность оказывать давление на прямо или косвенно зависящие от его функционирования предприятия других сфер экономики; среди направлений туроператорского лобби, прежде всего, можно выделить предприятия-поставщиков туристических услуг).
Профиль работы туроператора.
Профиль работы туроператора - доминирующие в его ассортименте виды или географические направления туров, то есть виды или направления туров,
- доля которых в объеме продаж туроператора максимальна;
- продажа которых обеспечивает основную долю прибыли туроператора;
- в реализации которых туроператор достиг наивысшего мастерства и профессионализма;
- с которыми потребитель идентифицирует оператора на рынке.
Профиль присутствует в деятельности любого туроператора, вне зависимости от рода деятельности, которой он занимается. Любой туроператор, выбирая профиль своей дальнейшей работы, руководствуется следующими факторами:
- собственная рыночная стратегия;
- ценовая стратегия на рынке;
- возможности туроператора (рыночные и финансовые);
- конкурентная стратегия туроператора на рынке;
- факторы внешней среды туроперейтинга.
В зависимости от профиля работы туроператоров можно условно разделить на монопрофильных (специалистов) и многопрофильных.
Монопрофильные туроператоры практикуют деятельность в определенном географическом направлении и предлагают туры одного вида.
Многопрофильные туроператоры отличаются одновременной работой с несколькими направлениями и видами туров.