Используемыми при этом средствами являются:
· оценочный лист качества ПС учебного назначения;
· экспертная система (программная реализация) оценки качества ПС учебного назначения.
Представим набор показателей для характеристики ПС учебного назначения и "Оценочный лист качества ПС учебного назначения".
НАБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Разработчики _____________________________________________
Организация ______________________________________________
Автор (ы) _________________________________________________
Сведения об авторах ________________________________________
Учебный предмет __________________________________________
Тема _____________________________________________________
Полное наименование ППС _________________________________
Год разработки ____________________________________________
Год тиражирования ________________________________________
Тип ПС или функциональное назначение ПС __________________
Обеспечение деятельности с помощью ПС (преподавателем; обучаемым; преподавателем и обучаемым) ______________________________
Виды учебной деятельности, обеспечиваемой ПС (индивидуальная; групповая; коллективная) ______________________________________________________________
Рекомендуемая деятельность с использованием ПС_____________
Краткая аннотация ПС ________________________ _____________
Психолого-педагогическая цель использования ПС:
- развитие мышления;
- формирование базовых знаний по основам наук;
- формирование умений и (или) навыков учебной деятельности;
- формирование информационной культуры
Перечень формируемых знаний, умений, навыков (по возможности при перечислении указать достоверность контроля) ____________ ____
Сопутствующий учебный материал____________________ _____
Опыт применения ПС в учебном процессе: имеется (продолжительность)/не имеет
Активное время работы обучаемого с ПС____________________
Набор показателей, характеризующих программно-аппаратные средства ПЭВМ:
- тип ПЭВМ _____________________________________________
- тип монитора ___________________________________________
- тип носителя ____________________________________________
Язык(и) программирования при разработке ПС _______________
Базовое программное средство (пакет ПС)____________________
Наличие графики: ДА/НЕТ_________________________________
Используемые графические пакеты, инструментальные программные средства____________
Наличие звука: ДА/НЕТ___________________________________
Периферийное оборудование_______________________________
Специальное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ_____________
Наличие документации: ДА/НЕТ___________________________
Наличие рекламного проспекта: ДА/НЕТ_____________________
(где хранится/где издано)__________________________________
Наличие описания применения: ДА/НЕТ_____________________
(где хранится/где издано)__________________________________
Наличие инструкции пользователя: ДА/НЕТ__________________
(где хранится/где издано)__________________________________
Наличие методических рекомендаций по использованию: ДА/НЕТ_ __ _____________
(где хранится/где издано)__________________________________
Наличие разрешения на копирование: ДА/НЕТ________________
Финансирование разработки _______________________________
Стоимость разработки____________________________________
Цена копии _____________________________________________
Имя программы (имя файла), N дискеты_____________________
Распространитель________________________________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Оценивающий (Ф.И.0., должность, звание)___________________
Дата____________________________________________________
Оценка (+ +;+-,- -) или баллы_______________________________
1. Технический уровень (соответствие техническим требованиям к ПС учебного назначения)
1.1. Прогон программы (запуск, ввод данных, управление, вывод информации)
Наличие автозагрузки_____________________________________
Надежность работы_______________________________________
Возможность демонстрационного прогона (с параметрами)_____
Возможность повтора требуемых кадров программы___________
Возможность отмены ввода________________________________
Наличие допустимой задержки по времени___________________
1.2. Возможность подключения периферийного оборудования для:
· распечатки информации, изображенной на экране_______________
· распечатки результатов обработки информации_________________
· ввода, измерения, вывода и визуализации информации о реально протекающем процессе ______________________________________
2. Эргономический уровень (соответствие эргономическим требованиям к ПС учебного назначения)
2.1. Сервис пользователя
Наличие иерархических меню (легкость доступа к информации)_
Приемлемость для пользователя комбинаций нажатия клавиш___
Наличие интерактивного диалога___________________________
Наличие возможности подсказки, комментария________________
Оптимальность и мнемоничность аббревиатуры_______________
2.2 Качественность представления информации на экране
Представление информации в соответствии с эргономическими требованиями___________
Четкость изображения ____________________________________
Соответствие изображения на экране возможностям ПЭВМ данного типа (оптимальное распределение информации на экране, дизайн) ________________________________________________________________
Представление графических форм в соответствии с возможностями современной компьютерной графики __________________________________
Возможность использования прописных и строчных букв в сочетании с графикой ________________________________________________________
Оценка _______________________________________________
- Педагогический уровень (соответствие педагогическим требованиям к ПС учебного назначения)
3.1. Цели использования ПС учебного назначения, методы обучения с использованием ПС
Отражение в ПС современного состояния научных и педагогических знаний______________
Обоснованность выбора педагогических целей использования ПС и содержания учебного материала _______________________________
Наличие новых организационных форм и методов обучения, поддерживаемых средствами новых информационных технологий ________
Образовательная ценность (соответствие дидактическим требованиям к ПС учебного назначения) ___________________________________
3.2. Форма представления учебного материала (графика, таблицы, текст, рисунки, схемы, картинки и др.). Оптимальность взаимосвязи между формой представления учебного материала и его содержанием ___________________________________________________________
3.3 Надежность сохранности формы представления и порядка прогона программы от несанкционированного нажатия клавиш _____________
3.3. Психолого-педагогическое воздействие. Формирование мышления___________
Формирование учебного опыта самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков_________________________________________
Приобретение учебного опыта экспериментально-исследовательской деятельности
- Уровень интерактивности
4.1. Возможность организации режима диалогового взаимодействия с развитыми средствами общения
Наличие разнообразных средств ведения диалога (возможность задавать вопросы в произвольной форме, при наличии ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов)______
Наличие различных уровней трудности (сложности) при изложении учебного материала____
Возможность выбора варианта содержания учебного материала___
Возможность выбора режима работы с ПС_____________________
Возможность изменения скорости работы с ПС________________
Возможность использования (по выбору) некоторых или всех параметров_________________
Возможность ввода и обработки параметров реально протекающих процессов______
Возможность модификации программы, данных, информации______
4.2. Возможность обеспечения обратной связи
Прием и выдача вариантов ответа______________________________
Наличие возможности анализа ошибок, их коррекции_____________
Наличие возможности диагностики ошибок по результатам учебной деятельности_________
Использование совместно с ПС учебного назначения других средств обучения_____________
Содействие развитию сотрудничества между учащимися (групповая, коллективная учебная или досуговая деятельность) ___________________
- Итоговая оценка _________________________________________
- Итоговое заключение эксперта ____________________________
(обобщенное впечатление о ПС учебного назначения, его особенности)
Наличие опыта применения ПС в реальном учебном процессе ____________
Наличие эмпирических или критериальных данных о повышении эффективности процесса обучения, развитии личности обучаемого ______________
Достижимость поставленных педагогических целей_____________
"Оценочный лист качества программного средства учебного назначения" можно использовать как в процессе работы эксперта, так и в практической деятельности учителя, желающего выбрать определенное программное средство для урока. Кроме того, набор показателей для характеристики программного средства учебного назначения совместно с "Оценочным листом качества программного средства учебного назначения" целесообразно использовать разработчикам (как профессионалам-программистам, так и учителям, желающим использовать уроках свои собственные разработки) в процессе создания компьютерных программ, предназначенных для сферы образования.