ОТНОШЕНИЕ СВ. КИПРИАНА К ВОПРОСУ О КРЕЩЕНИИ ЕРЕТИКОВ




Вопрос о крещении еретиков в сущности сводится к вопросу о способе принятия в общение новациан.

Согласно римской практике, новациане принимались в общение без крещения через одно возложение рук для сообщения им Духа Святого. Св. Киприан был противником этой практики и требовал крещения всех обращающихся в Церкви. Отношение его к вопросу о действительности крещения еретиков определялось его пониманием о Церкви. Если Церковь одна и единственна, если единство ее состоит не только в сохранении всеми одного и того же апостольского предания, но и в союзе единообразно устроенных церковных общин, то все отщепенцы стоят одинаково далеко от Христа, одинаково лишены Святого Духа, а, следовательно, и все совершаемые ими таинства не действительны. Вне Церкви не имеет никакого значения даже крещение кровью, наиболее угодное Богу, тем более не может быть действительно вне Церкви обычное крещение.

"Следует ли крестить тех, которые, по-видимому, крещены у еретиков и раскольников, когда они обращаются к единой истинной кафолической Церкви?.. Мы думаем и принимаем за верное, что никто не может быть крещен на стороне, вне Церкви, потому что в святой Церкви установлено одно крещение... Вода должна быть прежде очищена и освящена священником, чтобы при крещении она могла омыть грехи человека крещаемого... Каким же образом может очистить и освятить воду, кто сам нечист, - в ком нет Святого Духа?.. Или каким образом крещающий может даровать отпущение грехов, сам не имея возможности вне Церкви оставить их?.. Необходимо также тому, кто крещен, - быть помазан, чтобы приняв помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещенные же показываются елеем, освященном на алтаре, где совершается Евхаристия; кто не имеет ни алтаря, ни Церкви, тот не мог и освятить и вещества елея... Кто мог дать то чего сам не имеет? Таким образом, мы пребывающие с Богом... должны тем, обращаясь от заблуждения и нечестия, познают истинную веру одной Церкви, преподать вполне таинство Божественной благодати и истину единства и веры ("Януарию и прочим епископам... о крещении еретиков), с. 322-325).

Еретических епископов нужно принимать простыми мирянами, те из них, которые были посвящены в кафолической Церкви, и потом отпали, должны лишаться сана за грех отступничества, а поставленное еретиками, должны быть лишаемы сана потому, что, в сущности, они и не могли быть посвящены лжеепископами и антихристианами".

Возражавшим против перекрещивания еретиков и ссылавшимся на то, что церковь издавна веровала "во едино крещение" Св. Киприан говорил, исходя из своего учения о Церкви, крещение одно, но одно в Церкви. Однажды крещеного в Церкви действительно нельзя крестить еще раз, потому что это было бы вторым рождением. Но вне Церкви нет крещения, а есть только оскверняющее языческое погружение. Поэтому, говорит Св. Киприан, "мы крестим еретиков, а не перекрещиваем".

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Сведений о жизни Тита Флавия Климента сохранилось немного. Родился около 150 г., возможно, в Афинах, получил хорошее образование. Для этого предпринимал особые путешествия, чтобы слушать различных учителей философии. По-видимому, был даже посвящен в какие-то языческие мистерии. Естественно, что он мог узнать и христианское учение и обратился чрез знакомство с Пантеном. Впоследствии он так говорил о своих христианских учителях: "Они, сохраняя предания благословенного учения, прямо полученные от апостолов Петра, Иоанна и Павла, прибыли и к нам, чтобы вложить в нас эти прародительские и апостольские семена" (Строматы, 1-2,11.)

Климент имел сан пресвитера и заменил Пантена после его ухода на проповедь. Во время гонения Септимия Севера Климент удалился из Александрии к своим ученикам (епископ Александру Каппадокийскому). Скончался в 216 или 217 г. вне Александрии.

Как писатель, Климент обладал огромной эрудицией - в его сочинениях имеются ссылки на все книги Ветхого Завета, кроме Песни Песней, и книги Руфи, а из Нового Завета, кроме посланий Иакова, 2-го Петра и к Филимону; имеются ссылки и цитаты из Дидахи, Пастыря Ерма, посланий Варнавы и Св. Климента Римского из отдельных апокрифов. Что касается его знакомства с языческими авторами, то одно их перечисление в известном издании XVII-гo в. Фабриция занимает свыше 10 страниц.

Как свидетель предания Климент не имеет такого значения, как Св. Ириней. Его предание менее близко к веку мужей апостольских.

Собственное значение Климента в том, что он первый предпринял решительные шаги к научной постановке богословия и сделал это во всеоружии эллинского образования.

СОЧИНЕНИЕ КЛИМЕНТА

Сочинение полностью не сохранились. Им была создана целая серия сочинений, содержащих последовательно углубляющее изложение христианского учения.

О сочинениях Климента отдельные исследователи заключали, что в них нет системы. Это едва верно, потому что сочинения каждого автора следует рассматривать не из готовой системы самого исследователя, но, так сказать, изнутри.

Система Климента не столько догматическая, сколько нравственная. Это - самая жизнь, как суть совершенствования, процесс, возрастание "от силы в силу". Именно так была задумана его трилогия - "Протрептик" (лат. Когортачио - "Увещание к эллинам", "Педагог" и "Дидаскалос"). Трилогия должна была изображать весь путь нравственной жизни человека от состояния падения до состояния совершенства. Особенность этих сочинений в том, что Климент говорит в них не от своего лица, а от лица Логоса.

СОДЕРЖАНИЕ

Протрептик (12 глав) напоминает апологии II-го в. 1-7 главы посвящены критике язычества, 7-12 - жизни по Христу. Написан он с обилием цитат и доказательств, о чем апологеты II века даже и не думали.

В Протрептике Климент обращается от лица Логоса к язычникам. Задача сочинения - чисто миссионерская: имеет в виду обнаружить пред язычником всю не состоятельность его религиозных воззрений и, доказав ему преимущества христианства, приобрести его для Церкви. Соответственно этой цели Климент подвергает критике оракулы, мистерии, мифологию, религиозные доктрины философов и поэтов. В философии, по его учению, только часть истины, полная же истина открыта пророками, чрез которых говорил Дух Святый. После же явления на землю Самого Логоса, чтобы искупить падшего человека и сообщить нам истину, нигде не надо искать истины, как у Него, ибо Он - Слово Истины. С этого времени "Божественная Сила наполнила вселенную семенами спасения".

"Слушайте вы, стоящие вдалеке, и вы, стоящие близко, Слово не сокрыто ни от кого. Оно есть общий опыт. Оно оплот на всех, и нет тьмы в мире. Поспешим к спасению и возрождению". Нужно избрать суд или милость, жизнь или разрушение. "Веруй в Бога и душа твоя покажет жизнь".

Этим призывом к вере заканчивается первая книга Климента.

В конце Сам Логос выводится говорящим к эллинам и варварам и увещающим их последовать Мудрости Божией.

В Педагоге Логос выступает с другой задачей - перевоспитать к новой жизни обратившегося язычника и тем подготовить его к следующей ступени духовного развития и постижения духовного гнозиса. Педагог состоит из 3-х книг.

В 1-книге говорится о Самом воспитателе - Логосе, о воспитываемых им "чадах" и о средствах воспитания.

Во 2-й и 3-й - дается наставление Логоса о христианской жизни, причем параллельно рисуется картина распущенности современного высшего общества, бичуются его пороки. Климент особенно вооружается против невоздержания и показывает образ идеального поведения, сообразно с требованиями Логоса.

Здесь также во всем оказывает помощь Христос: "Весь человеческий род нуждается в Иисусе: больные во враче, странствующие в путеводителе; слепые в поводыре, овцы в пастыре, дети в учителе".

"Спасение человека есть самое великое и царское дело Божие".

Для человека, оставившего языческие заблуждения и путем строгой дисциплины освободившегося от грубых пороков, возможна еще высшая степень совершенства. Высшие истины религии доступны лишь чистому сердцем. Если человек очистится под воспитательным водительством Логоса от всего, оскверняющего душу и ум, он становится достоин посвящения в совершеннейшие тайны религии, усвояемые верою только поверхностно. После того как Логос был Увещателем и Воспитателем верующего, Он становится его Учителем. Соответственно этому Климент имел намерение составить 3-е сочинение под заголовком "Дидаскалос", в котором от лица Логоса хотел изложить догматические истины христианства в их высшем, духовном понимании для наиболее зрелых членов церкви. Но он не успел выполнить этого плана.

До нас сохранилось 3-е большое сочинение Климента "Строматы". Но этот труд не есть обобщенное им завершение общего плана. Оно стоит вне этого плана. Из Стромат видно, что Дидаскал должен был содержать учение о Боге, мире, душе, Св. Писании и воскресении - более высокое понимание христианства. Строматы не содержат систематического раскрытия учения об этих предметах. Полагают, что Строматы должны были служить введением к Дидаскалу.

СТРОМАТЫ

Строматы - значит, ковры, ткань - так назывались собрания отдельных мыслей, не приведенные автором в цельную систему.

Все сочинение состоит из 7 книг и по объему является самым большим из сочинений Климента. В нем нет порядка в изложении мыслей и целостного рода планомерности. Нет и полного изложения системы христианского гнозиса: большая часть Стромат посвящена решению разных предуготовительных вопросов. Изложить содержание Стромат при массе отступлений и побочных подробностей не представляется возможным. Лишь недавно сделаны были попытки представить общее течение мысли и в этом своеобразном сочинении, раньше же его считали сборником мыслей, изложенных вне всякого порядка.

В 1-й книге Климент говорит об отношении классической философии и науки к христианству и доказывает их пользу и необходимость для христианства. Но основой всякого ре­лигиозного знания, по мысли Климента, есть вера в Откровение.

В 3-4 книгах Климент основательно раскрывает отличие церковного гнозиса с практической стороны от еретического. Оно выражается в соблюдении телесной чистоты в браке, безбрачии и в любви к Богу, венчаясь подвигом мученичества.

Указав свойства истинного гнозиса, Климент в 5-й книге снова возвращается к вопросу веры и знания. Для постижения Бога необходимо отрешиться от мира и мирских вещей, но и при условии этом Бог ограниченным разумом человеческим не может быть постигнут, поэтому познание Его является исходящим от Него даром.

В 6-7 главах он изображает истинного гностика в его жизни, как воплощение христианского нравственного идеала.

В 6-й книге Климент приходил к выводу, что философам ведома была религиозная истина и что истинный гностик сможет пользоваться и философией, хотя и не совершенной в сравнении с Евангелием, но все же исходящей от Бога. Истинный гностик - один из всех людей достигает совершенства в собственном смысле слова и в будущей жизни будет удостоен высших почестей. В этой жизни истинному гностику доступно понимание таинственного смысла Писания, доступна и философия.

В 7-й книге доказывается, что только христианину гностик является истинным почитателем Бога. Он знает Бога и в своем бесстрастии всеми силами старается уподобиться Ему и Его Сыну. Храмом для гностика служит чистая душа, которая выше всех великолепных зданий, а жертвой - непрестанные молитвы и благодарения, которые ценнее всяких приношений и всегда доходят до Бога. В жизни своей гностик обнаруживает совершенство: он настолько правдив, что не имеет нужды прибегать к клятве, примером своим постоянно назидает других и путем постепенного очищения достигает высшего совершенства - созерцания Бога. Он мужественно переносит несчастья, и даже смерть, раз на то воля Божия, благотворит всем, соблюдает воздержание, презирает суету мирскую, прощает все оскорбления и обиды.

В кодексе флорентийском вслед за 7-й книгой следует 8-ая. Но она не имеет с предшествующими ни какой связи. Поэтому большинство ученых отказываются ее считать за продолжение Стромат, полагая, что это отрывок из недошедших до нас "Ипотипов" Климента.

"Кто из богатых спасется" (42 гл.).

Единственная сохранившаяся гомилия Климента посвящена вопросу о богатстве и бедности. Она представляет собой толкование евангельского рассказа о богатом юноше (Мф. 19, 16-30), в частности слов: "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие". В гомилии выясняются условия, под какими богатый может спастись.

Богатство само по себе безразлично - ни добро, ни зло, а становится таковым от того или иного употребления его.

Слова отречения от богатства, сказанные Господом, нужно понимать в таком же смысле, как и слова Его об отречении от отца, матери и т.д. Здесь Господь не ненависть заповедует по отношению к родным, ибо Он велел даже любить врагов наших, а отречение от них в том смысле, если они во имя родственных связей будут отвлекать от Христа, приучать нечестию.

Впавшие в страсти не должны отчаиваться - дорога покаяния всегда для них открыта. Как пример силы покаяния под благодатным воздействием руководителя, Климент раскрывает трогательную повесть (сказание) о юноше, обращенном Ап. Иоанном ко Христу, но потом ставшим разбойником. Его Апостол нашел в горах и своей любовью привел к покаянию и сделал достойным спасения.

В 1884 г. Цаном собраны фрагменты еще некоторых экзегетических сочинений.

Сохранились в отрывках "Ипотипозы" - очерки или схолии на отдельные места Св. Писания, позволяющие заключить о методе истолкования, принятом Климентом.

Остальные сочинения Климента утеряны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: