ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
УМК «Перспективная начальная школа»
Класс 3
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «Пресный водоем и его обитатели»
Цели и задачи: формирование образовательных компетенций через реализацию учебного проекта по теме: «Пресный водоем и его обитатели»
положить начало формированию знаний о взаимосвязях природного сообщества «Водоем»,показать важнейшую роль человека в охране всего окружающего;
формирование норм здоровьесберегающего поведения в природе и социальной среде;
помочь в освоении доступных способов изучения природы и общества (сравнивание, наблюдение, использование накопленного опыта и т. д.)
Регулятивные УУД: формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
Познавательные УУД: умение вести поиск, выделять, анализировать и синтезировать необходимую информациюдля ее дальнейшего представления;создавать устные и письменные высказывания.развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
КоммуникативныеУУД:
сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника; доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий; признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
Оборудование:
· Учебник по окружающему миру2 ч. (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова);
· Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №2 (О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов)
· Конверты с заданием «Цепи питания»
· Авторский тренажер – раскраска «В гостях у Хомы»
· Кроссворд для работы по группам
· Авторская физминутка «Веселые лягушата»
· Презентация к уроку
· Картинки для подсчета баллов
Подготовительная работа:
Учащимся заранее дано задание по группам: «Биологи», «Зоологи»
1) Подготовить презентацию
2) Загадки по теме
3) Рисунки
4) Сообщение
5) поделка
Ход урока
I Орг. момент
Прозвенел весёлый звонок,
Мы начинаем наш урок
Любознательные дети
Знать хотят все- все знать на свете.
Учитель: Мне в руки попало необычное письмо. (Слайд 1)
Я вам его сейчас прочту. (Читает письмо) (Слайд 1.1)
Ну, что, принимаем приглашение?
Тогда повторяйте все вместе. (Слайд 1.2)
Любознательный народ
В классе нашем тут живет.
Будем больше узнавать,
И на деле применять.
II Проверка домашнего задания (Слайд 2)
(Дети перед уроком разделились на группы)
О каком сообществе мы говорили на прошлом уроке?
- Почему луг называется природным сообществом?
- Что такое природное сообщество?
Учитель: А знаете ли вы, как называются науки, которые изучают жизнь растений и животных? (Ответы детей)
Наука, изучающая жизнь растений и животных называется Биологией (Слайд 3.1)
Зоология – это наука изучающая жизнь животных. (Слайд 3.2)
Работа проводится по группам
1 задание: Составить пищевые цепочки (картинки) (Слайд 4)
Задание вы найдёте в конвертах.
Зерно – мышь - сокол
Картофель – колорадский жук – куропатка
корень одуванчика – личинка – крот
комар – лягушка - цапля
2 задание Игра «Узнай меня»: (Слайд 5) Что растёт и кто живёт на лугу?
v Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (пастушья сумка)
v Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (кузнечик)
v Страшный враг картофельных полей (колорадский жук)
v Вредитель клевера (клеверный долгоносик)
v Насекомое с яркой- красной окраской, питается тлей (божья коровка)
З задание Разгадать кроссворд (Слайд 6)
Тема. "Растения и животные поля".
По горизонтали
4. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.
6. Эй, звоночки, синий цвет, – с язычком, а звону нет!
8. Белая корзинка, золотое донце.
По вертикали
1. Прыгает пружинка – зеленая спинка –
С травы на былинку, с ветки на тропинку.
2. Над цветком мелькает, пляшет,
Веерком узорным машет.
3. Хоть она и жалит больно,
Ее работой мы довольны.
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
7. В одежде богатой, да сам слеповатый,
Живет без оконца, не видывал солнца.
Ответы
По горизонтали: 4. Одуванчик. 6. Колокольчик. 8. Ромашка.
По вертикали: 1. Кузнечик. 2. Бабочка. 3. Пчела. 5. Жук. 7. Крот.
4 задание Тренажер – раскраска «В гостях у Хомы» (Слайд 7)
III Работа над новым материалом
Введение у новую тему урока
Мы отправимся туда, Где тихо плещется вода,
Чтоб тему урока узнать,
Шараду надо отгадать
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду. (Слайд 8.1)
Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны. Какое слово у вас получилось?
(Слайд 8.2) (Вод-о-ём)
Просмотр видеофрагмента о водоеме (Слайд 9. Гиперссылка)
Учитель: Вспомните, какие виды водоемов вы знаете? (Ответы детей) (слайд 9.1)
Учитель: На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Как будет звучать тема урока?
(Дети называют тему урока)
На доске появляется схема: (Слайд 10)
Учитель: На какие вопросы мы с вами хотим получить ответы? (Слайд 10.1) (по щелчку)
Жизнь пресного водоёма