Пояснительная записка
В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.
Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной и когнитивно-личностной сферы учащихся. Программа составлена на основе программы «Мир вокруг нас» автор Филатова О.В.
Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
Цель – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде.
Задачи:
· Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
· Развитие познавательных способностей;
· Развитие общеучебных умений и навыков.
· Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
· Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
· Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
Сроки реализации: Программой предусмотрено проведение занятий с учащимися 1 класса. Программа рассчитана на 33 часа в год. Периодичность – 1 час в неделю по 45 мин.
Планируемые личностные результаты:
1.формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию,
2.развитие мотивации к обучению и познанию,
3.овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4.принятие и освоение социальной роли обучающегося,
5.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
6.развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;
7.развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
- целепологание;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Содержание курса.
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, задание 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Загадочные контуры» и др.).
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; и др.).
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных.
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования.
Формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.).
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого.Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств.
Мониторинговая карта программы.
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Личностные и поведенческие качества | Учебно- коммуникатив. качества | Организационно волевые качества. | Опыт творчества | Итог баллов | Уровень результативности (н, с, в) | ||||||
полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | |||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
1-2 балла (низкий уровень), 3 балла (средний уровень), 4-5 баллов (высокий уровень).
Критерии: Теоретическая подготовка - теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана; владение специальной терминологией. Метод диагностики - наблюдение, тестирование, опрос, собеседование, контрольный опрос и др.
Практическая подготовка - практические умения и навыки, предусмотренные программой; творческие навыки. Метод диагностики - контрольное задание, наблюдение.
Личностные и поведенческие качеств а - самосовершенствование личности, самосознание себя и своих возможностей; интерес к занятиям в детском объединении; отношение ребенка к общим делам детского объединения; самооценка. Метод диагностики - анкетирование, тестирование, наблюдение. Учебно-коммуникативные умения (опыт общения) - освоение компетентности "Быть вместе", развитие коммуникативных качеств, конструктивное сотрудничество в образовательном процессе. Метод диагностики - наблюдение, анкетирование.
Организационно-волевые качества - терпение, воля, самоконтроль. Метод диагностики - наблюдение.
Опыт творчества - стремление к творческой деятельности (участие в конкурсах, проектах, создание конечного продукта). Метод диагностики - контрольное задание, наблюдение.
Обработка и интерпретация результатов: Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов). 10 баллов – программа в целом освоена на низком уровне. 10-20 баллов - программа в целом освоена на среднем уровне. 20-30 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне.
Формула: Оценка результативности освоения программы(в баллах) = Количество итоговых баллов: Количество критериев
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М., 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
3.Интеллектуальные задания
Диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона.
Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
-магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;
-принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
-клей, степлер, скотч-лента, ножницы, бейджи,
-кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик;
-тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
-заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение,записи инструментальных фоновых мелодий;
-необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.
Список литературы:
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
3. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
4. Локалова НЛ. 120 уроков психологического развития школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2014
Календарно-тематическое планирование
Класс (1-33)
№ | Дата | Тема занятяи | содержание | Методики и задания | Кол. часов | |
Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Развитие умения точно и правильно называть предметы. Развитие слуховых ощущений. | Назови предметы. Послушай тишину. Узнай по звуку | ||||
Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительных ощущений. | Выполни команду. Какого цвета? Цветные полоски | ||||
Артикуляция. Пространственные представления. | Развитие артикуляции. Развитие пространственных представлений. | Произнеси правильно Раскрась правильно | ||||
Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. | Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). | Найди ошибку. Определи фигуру Назови одним словом. Конкретизация понятий | ||||
Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. | Развитие умения выполнять словесные поручения. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | Учись слушать и выполнять. Послушай звуки. Назови и проверь постукиванием | ||||
Внимание. Осязательные ощущения. | Развитие объема внимания. Развитие осязательных ощущений. | Кто точнее нарисует. Шершавые дощечки | ||||
Память. Пространственные представления. | Развитие непосредственной вербальной памяти. Развитие пространственных представлений | Магнитофон. Переверни рисунок Что? Где? | ||||
Внимание. Память. | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | Слушай звуки улицы. Поиграем в «индейцев». Угадай, кто говорит | ||||
Память. Пространственные представления. Понятийное мышление | Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений. Развитие понятийного мышления. | Телеграфисты. Куда указывают стрелки?Подбери картинки | ||||
Анализ образца. Память. Внимание (устойчивость) | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | Найди одинаковые. Где ошибся Буратино?Одинаковые ли бусы? Перепутанные линии | ||||
Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная) | Развитие зрительных ощущений и образного мышления. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | Цветная сказка.Штриховка Запомни точно | ||||
Память (непосредственная зрительная) Пространственные представления. | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «на»). Развитие понятийного мышления. | Нарисуй по памяти. Выполни правильно. Вордбол | ||||
Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность,зрительных ощущений. | Где этот домик?Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | ||||
Анализ образца. Слуховые ощущения. | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | Раскрась правильно Шумящие коробочки | ||||
Осязательные ощущения. Внимание (переключение) Точность движений (макродвижения) | Развитие осязательных ощущений. Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | Шершавые дощечки.Расставь слова.Зашифруй слова,цифры Как звонки тарелки и ложки | ||||
Анализ образца. Зрительное восприятие формы. | Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия (выделение формы).Развитие осязательных ощущений. | Срисуй фигуры точно.Путаница Найди одинаковые.Назови фигуры.Тяжелые коробочки | ||||
Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная) | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые.Запомни и найди.Запомни и нарисуй | ||||
Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление | Развитие зрительного анализа..Развитие словесного синтеза.Развитие понятийного мышления. | Кто наблюдательнее.Магнитофон Назови одним словом. Вордбол | ||||
Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость) | Развитие осязательных ощущений.Развитие произвольного внимания. | Тяжелые коробочки.Крестики, точки. Пишущая машинка | ||||
Зрительный анализ. Внимание (переключение) Пространственные представления | Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | Сгруппируй буквы.Синхронный счет.Цветной ксилофон Живые цепочки | ||||
Мышление (анализ) Анализ образца. Зрительно-двигательные координации. | Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди отличия. Дорисуй недостающие детали. Нарисуй точно такие же.Бусинки Проведи, не касаясь.Спящий дракон | ||||
Мышление (гибкость) Внимание (распределение) Мышление (сравнение) | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). Формирование умения сравнивать. | Способы применения предмета Соблюдай правило.Сравнение слов.Учимся сравнивать | ||||
Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы) Внимание. | Развитие пространственных представлений. Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания. | Поставь значки.Отгадай слова Называй и считай.Алфавит | ||||
Звуковой синтез. Внимание (объем) Пространственные представления. | Развитие звукового синтеза. Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений. | Подбери слова.Найди слоги Говори правильно | ||||
Понятийное мышление. Память (двигательная) Пространственные представления | Развитие понятийного мышления. Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений. | Вордбол.Телеграфисты Где спрятались игрушки | ||||
Мышление (синтез) Мышление (установление закономерностей) Наблюдательность | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? | ||||
Мышление (сравнение) Зрительное восприятие формы. Память (непосредственная зрительная) | Развитие умения сравнивать. Развитие умения анализировать форму предметов. Развитие непосредственной зрительной памяти. | Найди одинаковые и отличающиеся.Составь фигуру Запомни картинки,порядок | ||||
Мышление (сравнение) Мышление (синтез). Зрительно-двигательные координации | Развитие умения сравнивать. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | Найди одинаковые.Назови предмет.Молния. Речка | ||||
Мышление (сравнение) Саморегуляция. Зрительное восприятие формы | Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия. | Сравни предметы Образец и правило Загадочные контуры | ||||
Внимание (в условиях коллективной деятельности) Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление (абстрагирование) | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.Развитие восприятия (расчлененность). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков). | Делаем вместе.Найди фото Нарисуй так же.Покажи одинаковые | ||||
31-33 | Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. | Резерв времени |