Программа лекционного курса
Профессора Жерара ДЕССОНА
(Университет Париж-8)
Во Французском университетском колледже в Москве с
По 21 марта 2017.
Литература
Искусство и литература в XX веке
Краткое содержание:
Вопрос о «диалоге», который ведут между собой различные виды искусства, составляет одну из главнейших тем современной литературной критики.
Но на самом деле, вопрос этот имеет давнюю историю. Эрудиты эпохи Возрождения и классицизма проявляли большой интерес к сопоставлению разных родов искусства: живописи, скульптуры, музыки, поэзии. Еще ранее художники и писатели пытались, каждый на свой лад, осмыслить афоризм, приписываемый Симониду Кеосскому (V-IV вв. до н.э.): «Живопись есть молчащая поэзия, поэзия – говорящая живопись». Это двойное определение живописи и поэзии во многом определило европейскую культуру, от классицизма и до эпохи романтизма.
В XIX и XX вв. отношение между живописью и поэзией перестает быть объектом сравнения. Поэты и художники начинают находить иные способы сблизить эти два вида искусства, изобретая особые, неведомые ранее способы перехода от живописи к поэзии и от поэзии к живописи.
Свидетельством тому является творчество четырех поэтов, которых мы будем изучать в курсе лекций:
- Антонен Арто: «Ван Гог, самоубитый обществом» (в книге: Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве / Сост., пер., примеч. и предисл. Б. В. Дубина. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005_.
- Анри Мишо: «Пассажи» (адрес электронного доступа: https://e-libra.ru/read/248618-portret-a.html; «Рисовать, чтобы отбиваться» [эссе о живописи]// Иностранная литература, 1997, № 6; Мишо А. В стране магии// Иностранная литература, 2000, № 8; Мишо А. Портрет А./ Сост. О.Кустовой, А.Поповой. СП.: Симпозиум, 2004; Мишо А. [Эссе о живописи]// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб, 2005, с.51-87.
- Сен-Жон Перс: «Створы» (Amers, 1957), «Птицы» (Oiseaux, 1962) (Сен-Жон Перс. Избранное. М.: Русский путь, 1996)
- Виктор Сегален: Картины (Peintures) (Вадим Козовой. Французская поэзия: Антология. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001, с.159-163).
Понедельник 13 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ
Лекция 1 (с синхронным переводом):
Введение в проблематику. Общая характеристика произведений.
Вторник 14 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ
Лекция 2 (с синхронным переводом):
Антонен Арто: «Ван Гог, самоубитый обществом», проблематика.
Среда 15 марта 2017, 16.00-19.00, ауд. П10, 2-й ГУМ
Семинар 1 (без перевода):
Антонен Арто: «Ван Гог, самоубитый обществом», проблематика.
Четверг 16 марта 2017, 16.00-19.00, ауд. П8, 2-й ГУМ
Семинар 2 (без перевода):
Анри Мишо «Приключения линий »
Пятница 17 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ
Лекция 3 (с синхронным переводом):
Анри Мишо «Приключения линий »
Суббота 18 марта 2017, 10.00-13.00, амфитеатр 01, ГЗl
Семинар 3 (без перевода):
Виктор Сегален и говорящая живопись
Понедельник 20 марта 2017, 17.00-20.00, ауд. П10, 2-й ГУМ
Лекция 4 (с синхронным переводом):
Виктор Сегален и говорящая живопись
Вторник 21 марта 2017, 10.00-13.00, ауд. П8, 2-й ГУМ
Семинар 4 (без перевода):
Заключение
Био-библиография профессора:
Жерар ДЕССОН
E-mail: gdessons@univ-paris8.fr
Профессор французского языка и литературы («Искусство и литература XX века »)
Докторская диссертация (Habilitation), защищена в1992 в Университете Париж 8
«Язык и манера выражения»
Кандидатская диссертация, защищена в 1989 в Университете Париж 8.
«Ритмика поэзия Сен-Жон Перса»
Агреже: Литература новейшего времени, 1977
Список трудов:
- Maeterlinck, le théâtre du poème (Метерлинк, театр поэмы), Paris, Classiques Garnier, 2016.
- Introduction à l’analyse du poème (Введение в анализ стихотворного текста),Paris, Armand Colin, 2016.
- La Voix juste. Essai sur le bref (Голос истины. Размышления о краткости), Paris, Manucius, 2015.
- L’Odeur de la peinture. L’hypothèse Rembrandt (Рембрандт. Запах живописи.), Paris, Manucius, 2013.
- Manière folle. Essai sur la manie littéraire et artistique (Безумная манера. Эссе о безумии в искусстве и литературе), Paris, Manucius, 2010.
- Emile Benveniste, l’invention du discours (Эмиль Бенвенист, изобретение дискурса), Paris, In Press, 2006.
- .Introduction à la poétique. Approche des théories de la littérature (Введение в поэтику. О литературных теориях),Paris, Armand Colin, 2005.
- L’Art et la manière. Art, littérature, langage (Искусство и манера. Искусство, литература, язык), Paris, Honoré Champion, 2000.
- Traité du rythme. Des vers et des proses (Трактат о ритме. О стихах и прозе) (совместно с Анри Мешонником), Paris, Nathan, 1998.
Рекоменду емая литература:
Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. СПб.: Симпозиум, 2000.
Максимов В. И. Введение в систему Антонена Арто. СПб.: Гиперион, 1998.
Мамардашвили М. К. Метафизика Арто // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.
Гароди Роже. О реализме, который не знает границ: (Пикассо - СентДжон Пэрс - Кафка): пер. с фр.; предисл. Луи Арагона. М., 1964.
Роже Кайуа. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007.
Жерар Дессон. Картины, явленные в слове // Искусство versus литература. Франция – Россия – Германия на рубеже XIX -XX веков. Материалы русско-французского коллоквиума / Под ред. Е.Е. Дмитриевой.. М.: ОГИ, 2006. С.426-442.
Жерар Дессон. Чем пахнет живопись (перевод с франц. Е. Дмитриевой) // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1/ Cост. О.Б. Вайнштейн. М.: НЛО, 2003. С. 277-292.
Сергей Шамшинов. Метод чтения живописи // Искусство versus литература. Франция – Россия – Германия на рубеже XIX -XX веков. Материалы русско-французского коллоквиума / Под ред. Е.Е. Дмитриевой.. М.: ОГИ, 2006. С. 443–454.
Henri Michaux, L’Herne, 1983.
Méthodes et savoirs chez Henri Michaux, G. Dessons (éd), La Licorne, 1993
Paule Thévenin, Antonin Artaud, ce Désespéré qui vous parle, Seuil, “Fiction & Cie”, 1993.
Artaud, Obliques, 1986
Victor Segalen, Essai sur l’exotisme, Fata Morgana, 1978, LDP, 1986.
Victor Segalen, Les Origines de la statuaire de Chine, Fata Morgana, 1987.
Roger Caillois, Poétique de Saint-John Perse, (1954), 1972.
Henri Meschonnic, «Historicité de Saint-John Perse », dans Critique du rythme, Verdier, 1982.