Рабочая программа
По окружающему миру
Для обучающейся 1 В класса.
Разработана на основе:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 3.3).
2. Учебник для общеобразовательных организаций «Окружающий мир» по образовательной программе «Школа России». Москва «Просвещение»- 2017г.
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна,
Учитель начальных классов
Квалификационной категории.
2017 год.
Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели в 1 классе: расширение представлений о взаимосвязях живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
Для обучения учащейся используются учебники по образовательной программе «Школа России», в связи с отсутствием в издательстве учебников для слепых обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели изучения предмета:
- дать знания об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;
- формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
1) формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
2) формирование умения наблюдать, сравнивать предметы и явления живой и неживой природы;
3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы;
4) преодоление вербализма знаний об окружающем мире;
5) овладение доступными способами изучения природных явлений и процессов, некоторых социальных объектов;
6) приобретение опыта взаимодействия с живой и неживой природой;
7) понимание значения осязания, остаточного зрения, слуха и обоняния в познании окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий мир» является начальным звеномформирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у слепых умственно отсталых обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными умениями наблюдать природные явления и простейших опытных действий, уточнения имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе. Содержание программы и уроки по предмету «Окружающий мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому особенное значение придаётся экскурсиям, позволяющим организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Слепые дети производят действия наблюдения, опираясь на тактильные и слуховые анализаторы. На уроках учитель использует муляжи, объёмные наглядные пособия, а также рельефные и барельефные изображения.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
«Окружающий мир» в учебном плане - 66 часов в год, 2 часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры начального образованияна современном этапе относят:
· природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
· культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
· наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
· человечество как многообразие народов, культур, религий;
· международное сотрудничество как основа мира на Земле;
· патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
· семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
· труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
· здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;
· нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.