УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов
медицинских училищ и колледжей
по дисциплине
«Основы сестринского дела»
«Сестринский процесс при
Проведении манипуляций при
Заболеваниях органов дыхания
У детей»
2006 год.
Право на данное издание принадлежит Челябинскому базовому медицинскому колледжу.
Воспроизведение и распространение, в каком бы то не было виде части или целого издания не может осуществляться без письменного разрешения автора.
Составитель Жученко Н.Г. - преподаватель педиатрии кафедры
«Сестринское дело» ЧБМК, преподаватель высшей категории.
Рецензент Кузьмина С.А. - старший преподаватель педиатрии кафедры
«Сестринское дело» ЧБМК, преподаватель высшей категории.
Пояснительная записка.
Заболевания органов дыхания занимают первое место среди всей патологии детского возраста. Медицинской сестре приходится часто проводить манипуляции, связанные с этой патологией, четкость проведения которых гарантирует быстрейшее выздоровление ребенка. Профессиональное мастерство медицинской сестры это еще и умение найти подход к больному ребенку, его родителям. Найти у них понимание и поддержку при выполнении своего профессионального долга. Предлагаемое Вам учебное пособие позволит самостоятельно освоить особенности манипуляционной техники у детей, даст возможность углубить знания и умения, полученные на ОСД. Кроме этого Вы должны освоить сестринский процесс при выполнении манипуляций на органах дыхания у детей, уметь провести сестринский осмотр органов дыхания, дать оценку полученным результатам.
Пособие состоит из двух частей. Первая часть содержит сестринский процесс при манипуляциях на органах дыхания, а вторая – схему сестринского осмотра органов дыхания у детей.
Уважаемые студенты, изучив материал пособия, Вы
Должны знать:
1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
2. Показания, противопоказания, осложнения при манипуляциях на органах дыхания у детей.
3. Этапы сестринского процесса при выполнении манипуляций на органах дыхания у детей.
Должны уметь:
1. Проводить сестринский осмотр органов дыхания у детей.
2. Технически грамотно выполнять манипуляции при заболеваниях органов дыхания у детей с учетом пяти ступеней сестринского процесса.
Содержание.
1. Манипуляции по уровням усвоения......................................................5 стр.
2. Алгоритм сестринского процесса при манипуляциях..........................6 стр.
3. Проведение манипуляции:
§ капли в нос.....................................................................................7 стр.
§ капли в глаза....................................................................................9 стр.
§ введение лекарственных средств в наружный
слуховой проход............................................................................11 стр.
§ горчичники на грудную клетку....................................................13 стр.
§ согревающий компресс на ухо.....................................................15 стр.
§ термометрия в подмышечной впадине.......................................17 стр.
§ ножная ванна..................................................................................19 стр.
§ применение пузыря со льдом.......................................................21 стр.
§ оксигенотерапия через носовой катетер.....................................22 стр.
§ пикфлоуметрия..............................................................................25 стр.
§ ингаляция лекарственных препаратов
через небулайзер............................................................................26 стр.
§ Сестринский процесс при постановки в/м инъекции
(антибиотика).................................................................................28 стр.
4. Сестринский осмотр детей с заболеваниями органов дыхания..........32 стр.
§ определение типа и частоты дыхания.........................................32 стр.
5. Этапы обработки инструментария и используемого материала.........34 стр.
6. Литература................................................................................................36 стр.
Манипуляции по специальности "Сестринское дело"
на дисциплине "Сестринское дело в педиатрии"
№ | Манипуляции |
1. | Капли в нос |
2. | Капли в глаза |
3. | Капли в наружный слуховой проход |
4. | Согревающий компресс на ухо |
5. | Горчичники на грудную клетку |
6. | Ножная ванна |
7. | Разведение антибиотиков |
8. | В/м инъекции антибиотиков |
9. | Термометрия в подмышечной впадине |
10. | Оксигенотерапия через носовой катетер |
11. | Пузырь со льдом |
12. | Пикфлоуметрия (обучение) |
13. | Ингаляции через небулайзер |
14. | Определение типа и частоты пульса |
Алгоритм сестринского процесса при манипуляциях:
1. Психологическая подготовка больного.
2. Психологическая подготовка медицинской сестры.
3. Подготовка места проведения манипуляций.
4. Оснащение манипуляции.
5. Алгоритм выполнения манипуляции.
6. Наблюдение за больным во время и в конце проведения манипуляции.
7. Оценка качества выполнения манипуляции.
8. Рекомендации после проведения манипуляции.
9. Оформление документации.
10. Обработка используемого инструмента и отработанного материала.
Капли в нос (сосудосуживающие)
Цель: Обеспечение терапевтического эффекта.
Показания:
· острый и хронический ринит
· гайморит
Противопоказания:
· индивидуальная непереносимость лекарственного вещества
Осложнения:
· травма слизистой
Оснащение:
· сосудосуживающие капли в нос;
· стерильные пипетки в мензурке;
· электроотсос, резиновый баллончик;
· ватные турундочки;
· почкообразный лоток (2 шт.);
· маска, перчатки;
· стерильное растительное масло, р-р фурациллина 1:5000.
Обязательные условия:
· капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого;
· лекарственное вещество должно быть комнатной температуры, с непросроченным сроком хранения.
Э Т А П Ы | ОБОСНОВАНИЕ | |
Подготовка к манипуляции | ||
Объяснить ребенку, маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть, осушить руки, надеть маску и перчатки. Ребенка старшего возраста усадить или уложить без подушки, маленького – уложить на пеленальный стол. Очистить при наличии слизи носовые ходы с помощью электроотсоса (резинового баллончика), если в носовых ходах имеются корочки, удалить турундочками, смоченными в стерильном масле. Ребенок старшего возраста должен высмаркиваться без напряжения, поочередно каждую ноздрю. При вязком секрете для его разжижения используют р-р фурациллина. | Обеспечение прав ребенка, родителей на информацию, мотивация к сотрудничеству. Обеспечение четкости выполнения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Облегчение проведения процедуры. Для очищения слизистой полости носа и лучшего всасывания лекарства. Для предупреждения инфицирования среднего уха. | |
Выполнение манипуляции | ||
Придать ребенку правильное положение: слегка запрокинуть голову и повернуть в ту сторону, в которую будут закапывать капли. Взять в правую руку пипетку с лекарственным веществом (4-6 капель) Ладонью левой руки, положенной на лоб, запрокинуть голову ребенка, а большим пальцем этой же руки приподнять кончик носа, осторожно выпустить 2-3 капли на слизистую оболочку наружной стенки носа. Прижать пальцами крыло носа к носовой перегородке, удерживая ребенка в зафиксированном положении и сделать мягкие вращательные движения. Через 1-2 мин., соблюдая те же правила, ввести капли в другую половину носа. Предупредить детей старшего возраста не сморкаться 5-10 мин. после закапывания. | Обеспечение правильного положения головы для введения капель. Обеспечение проведения процедуры. Создание условий для равномерного распределения лекарственного вещества. Создание условий для лучшего распределения и всасывания. Выполнение процедуры. Для всасывания лекарственного вещества. | |
Завершение манипуляции. | ||
Использованные пипетку и материал поместить в дез.раствор. Снять маску, перчатки, вымыть, осушить руки. Сделать запись о введении лекарственного средства. Провести оценку реакции пациента. | Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование процедуры. Оценка результата манипуляции. |
Капли в глаза.
Цель: Обеспечение терапевтического эффекта.
Показания:
· профилактика гонобленореи;
· конъюнктивит.
Противопоказания:
· индивидуальная непереносимость лекарственного вещества.
Осложнения: травма глазного яблока или склеры.
Оснащение:
· глазные капли;
· стерильные пипетки в мензурке;
· стерильные ватные шарики;
· почкообразный лоток (2 шт.);
· перчатки;
· маска.
Обязательные условия:
· глазные капли должны быть комнатной температуры;
· лекарство прозрачное с непросроченным сроком хранения.
Э Т А П Ы | ОБОСНОВАНИЕ | |
Подготовка к манипуляции | ||
Объяснить ребенку, маме цель и ход проведения процедуры. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть, осушить руки, надеть перчатки. Маленького ребенка уложить на пеленальный стол или усадить на руки помощнику, фиксирующему голову, руки и ноги ребенка. Старшего ребенка усадить со слегка запрокинутой головой. При наличии отделяемого отдельным стерильными ватными шариками промыть конъюнктивальный мешок раствором фурациллина 1:5000 в направлении от наружного угла глаза к внутреннему, после чего просушить сухими ватными шариками, отдельными для каждого глаза. | Обеспечение прав на информацию, мотивация к сотрудничеству. Создание условий для проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение четкости проведения процедуры. Дезинфекция конъюнктивального мешка антисептиком, предупреждение переноса инфекции с одного глаза на другой. Удаление остатков антисептика. Для предупреждения инфицирования среднего уха. | |
Выполнение манипуляции | ||
Набрать лекарственное средство, держа пипетку вертикально (2-4 капли). Взять в левую руку ватный шарик и с его помощью оттянуть нижнее веко, прижимая его к краю орбиты глаза. Попросить посмотреть вверх (если это возможно). Держа пипетку с лекарственным веществом в правой руке под углом 45о и расстоянием 1-2 см, нажать колпачок пипетки большим и указательным пальцами правой руки и выпустить 1-2 капли в нижний свод конъюнктивы, ближе к наружному углу глаза. Попросить ребенка закрыть глаза (если это возможно), промокнуть остатки капель у внутреннего угла глаза. Сбросить ватный шарик в лоток для использованного материала. Закапать второй глаз, следуя тем же правилам. | Предупреждение затекания раствора в резиновую часть пипетки. Обеспечение проведения манипуляции. Предотвращение травматизации роговицы. Закапывание капель с расстояния более 2 см вызывает у пациента неприятные ощущения. Раздражение слезного канала каплями вызывает слезотечение. Убрать избыток лекарственного вещества Обеспечение инфекционной безопасности. Повторить процедуру. | |
Завершение манипуляции. | ||
Обработать использованный инструментарий и отработанный материал в дез.растворе. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Сделать запись проведенной манипуляции в сестринском листе. Оценить самочувствие пациента после процедуры. | Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование процедуры. Оценка результата проведения манипуляции. |