Авторы: Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комисарова, Г.В. Кузнецова, Н.В. Полтавцева, Е.Г. Хайлова.
Программа адресована педагогическим коллективам образовательных учреждений, реализующим задачи раннего, дошкольного и начального общего образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям, а также может быть использована для работы с детьми, не посещающими детский сад.
В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования — его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией действий трех социальных институтов образования - семьи, детского сада и школы. Это нашло свое отражение в названии программы, которое характеризует непрерывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.
Опираясь на концепцию дошкольного и начального общего образования, программа ориентирует взрослых на личностно - ориентированное взаимодействие с ребенком, предполагает педагогическое сотрудничество родителей как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, детском саду, а затем в школе. На этапе дошкольного детства программа реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения следующих оздоровительных и воспитательно-образовательных задач:
- формирование здоровья путем обеспечения условий для
качественного созревания всех систем и функций организма ребенка;
- всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и
творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;
- воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям, воспитание социальных навыков, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
В программе указываются характерные особенности различныхпериодов детства и определяются задачи, которые целесообразно решать в условиях семьи и детского сада по двум основнымнаправлениям - «Здоровье» и «Развитие».
Первое направление программы - «Здоровье» - обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его оздоровления.
Второе направление программы - «Развитие» - нацелено на становление личности ребенка в целом, приобщение к культурным ценностям, формирование творческого воображения, развитие его любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности, а также социальной компетентности.
Программа определяет ряд общих принципов успешного взаимодействия родителей и педагогов. Наиболее важными являются стиль взаимоотношения взрослого с ребенком, уважение к нему и бережное отношение к продуктам детского творчества, внимание к его поступкам, проявлению инициативы, самостоятельности, поддержание уверенности в себе.
Приложение 5
Предметно-развивающая среда
Программа «Детство»
Цели
1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность
к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.
2. Развивать познавательную активность, любознательность,
стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умственные способности и речь.
3. Стимулировать творческую активность детей, воображение,
желание включиться в деятельность.
Девиз программы: «Чувствовать — познавать — творить».
Создание среды в соответствии с содержанием образовательной программы «Детство» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт), что предполагает:
- последовательное изменение предметно-игровой среды в
соответствии с возрастом детей;
- учет половых особенностей и предпочтений детей;
- направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между
детьми;
- стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений. Предметно-развивающая среда должна побуждать к фантазии и воображению.
Детские центры развития
ИГРОВОЙ ЦЕНТР
1. Игрушки и атрибуты для игр.
2. Оборудование для режиссерской игры:
—многофункциональные кубики;
—макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы);
—наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);
—животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа);
- неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки;
- символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы; в старшей группе – мелкие плоскостные изображения и несколько игровых полей).
ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ
Литературный центр
1. Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:
—произведения фольклора;
—сказки русские народные и народов мира;
—произведения русской и зарубежной классики;
—произведения современных авторов (рассказы, сказки, стихи).
2. Книги, любимые детьми этой группы.
3. Сезонная литература.
4. Обменный фонд (для выдачи на дом).
5. Детские журналы (старшая группа).
6. Детские рисунки.
7. Словесное творчество (альбомы загадок, рассказов, составленных детьми).
8. Увлечения детей (открытки, календарики).