Фактором, повышающим качество выполнения задания, является обращение к литературе, которая поможет «оживить» свои представления об особенностях развития дошкольника. Соответствующую литературу можно выбрать из перечня, предлагаемого в рекомендациях, либо подобрать по желанию. Затем можно приступать к выполнению задания.
Необходимо помнить, что процессе диагностики (мониторинга) исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Диагностика должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание диагностики должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
Изучение особенностей развития ребенка дошкольного возраста методом наблюдения может осуществляться на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности детей. В процессе наблюдения необходимо фиксировать особенности восприятия, мышления, сенсорики, речи,двигательных навыков, характера игровой деятельности, взаимоотношений.
При наблюдении за самостоятельной деятельностью детей и ее анализе можно придерживаться следующего плана:
1. Виды деятельности детей дошкольного возраста.
2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.
3. Место сюжетно-ролевой игры среди других видов деятельности.
4. Форма общения с другими детьми.
5. Организация предметно-игровой среды для дошкольников.
6. Приемы руководства самостоятельной деятельностью детей.
Изучая особенности организации режимных процессов в группе, следует обратить внимание на такие моменты:
соблюдение принципа постепенности при организации режимных процессов;
распределение обязанностей между воспитателем и его помощником;
навыки и умения детей, проявляемые в различные режимные моменты, уровень их сформированности;
приемы, используемые воспитателем при формировании, закреплении тех или иных умений и навыков.
Выполняя диагностику ребенка дошкольного возраста, необходимо помнить, что задача диагностики – не отбор детей, а контроль за ходом их развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Главная функция диагностики – определить условия, наиболее благоприятствующие дальнейшему развитию ребенка, помощь при выборе способов обучения и развития дошкольника, учитывающих своеобразие наличного состояния его познавательной деятельности. Диагностика включает в себя: диагностический материал, ситуацию проверки, методику проведения, поведение ребенка. Проведение диагностики исключает обучение и использование материала, применяемого ранее на занятиях. Ситуация проверки должна быть приближена к естественной.
Для удобства проведения диагностики, можно опираться на основные линии развития детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Основные линии развития детей младшего дошкольного возраста:
· смена ведущих мотивов;
· развитие общих движений;
· развитие восприятия как ориентировочной деятельности, направленное на исследование свойств и качеств предметов;
· формирование системы сенсорных эталонов;
· развитие наглядно-образного мышления;
· формирование представлений об окружающем;
· развитие понимания смысла обращённой к ребёнку речи;
· овладение диалогической речью;
· овладение фонетической, лексической и грамматической сторонами речи;
· становление сюжетно-ролевой игры;
· развитие навыков социального поведения и социальной компетентности;
· становление продуктивных видов деятельности;
· развитие самосознания.
Основные линии развития ребёнка старшего дошкольного возраста:
· совершенствование общей моторики;
· развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
· формирование произвольного внимания;
· развитие сферы образов-представлений;
· становление ориентировки в пространстве;
· совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
· формирование связной речи и речевого общения;
· формирование элементов трудовой деятельности;
· расширение видов познавательной активности;
· становление адекватных норм поведения.
Особое внимание нужно уделить подбору диагностических методик. В этом случае необходимо ориентироваться на нормативы возрастного развития детей, представленные в приложении 1.