ВАРИАНТ № 20
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Отнял, создалА, корЫсть, исчЕрпать, духовнИк.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Катаклизм – бедствие, стихийное бедствие, катастрофа, перелом, переворот; юрисдикция – правомочие, подсудность; стагнация – безвременье, застой, спад, депрессия; имидж – образ; ностальгия – тоска по родине.
2. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Лично я считаю, что те, кто выступает, (которые будут выступать,будут) говорят о деле. 2. (Наружная) внешность героини достаточно привлекательна. 3. Герой (целеустремленно) стремится к своей намеченной цели.
3. С каждым из синонимов составьте словосочетание.
единый – один (единый мир – один человек)
истинный – настоящий – подлинный – заправский
(истинный царь – настоящий лев – подлинный рецепт –заправский картежник)
исправить – устранить (исправить ошибку– устранить конкурентов)
обосновать – доказать (обосновать точку зрения – доказать невиновность)
осуществить – выполнить(осуществить мечту – выполнить задание)
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Пот градом заливал лицо, от усталости в глазах мелькали красные круги.
Пот градом лил по лицу, перед глазами от усталости мелькали красные круги.
2. Наша работа серьезной лептой входит в общую борьбу москвичей за благоустройство родного города.
Нашей работой мы вносим серьезную лепту в общую борьбу москвичей за благоустройство родного города.
3. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.
После приезда Ольги жизнь у нас стала бить ключом.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Бумага не краснеет – бумага все терпит.
2. Белая ворона – обозначение лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.
3. Львиная доля – большая (лучшая) часть чего-либо.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый) какао – теплое какао.
(Настоящий) разиня - настоящий разиня(м.р.); (юный) кабальеро - юный кабальеро (м.р.); (крошечный) колибри - крошечная колибри (ж.р.); (молодой) кутюрье - молодой кутюрье (м.р.); (очередной) бюллетень – очередной бюллетень (м.р.).
3. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Земля – земель (род.п.мн. ч.); бакенбарды – бакенбардов(род. п.мн. ч.); полотенце – полотенец(род. п.мн. ч.), румын - румын(род. п.мн. ч.), погоны – погон(род. п.мн. ч.).
4. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
1) у 249 – у двухсот сорока девяти
2) об 1257 – об одной тысяче двухстах пятидесяти семи
3) с 384 – с трехсот восьмидесяти четырех
4) к 492 – к четыреста девяносто двум
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) – упрекать в бездеятельности.
Обрадоваться (успехи) – обрадоваться успехам;
потребность (деятельность) – потребность в деятельности;
скучать (вы) – ясоскучился по вам;
стремление (организация) – стремление к организации;
оказаться (иллюзия) – оказалось иллюзией.
2. Замените определительные предложения причастными оборотами.
1. Струйки дыма вились в воздухе, который был полон свежести влаги.
Струйки дыма вились в воздухе, полномсвежести влаги.
2. Молодой человек вошел в кабинет, который был обставлен недорогой мебелью.
Молодой человек вошел в кабинет, обставленный недорогой мебелью.
3. Нами получены книги, которые были предназначены для кабинета литературы.
Нами получены книги, предназначенные для кабинета литературы.
Задание № 6. НОРМЫПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Хмель, гнувший внизу кусты бузины рябины и лесного орешника,взбегал наконец, и обвивал наполовину сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал цеплять вершины других деревьев, или же висел на воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами зеленая чаща расходилась, озаренная солнцем, и показывала неосвещенное углубление, зиявшее как темная пасть в черной глубине, которой мелькали окинутые тенью узкие дорожки,убегавшие вдаль, обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка.
Список использованной литературы.
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - М., 2009.
2. Русский язык и культура речи / Под ред. Проф. В.И. Максимова. М., 2008.
3. Культура русской речи / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2007.
4. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. - М., 2008.
5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р. И. Аванесова. - М., 2005.
6. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. - М., 2007.
7. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 2005.
8.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. - М., 2004.
9.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2004.
10. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. - М., 2003.
11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М., 2000.
12. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.
13. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных
документов. - М., 2001.
14. Максимовский М.В. Этикет делового человека. - Краснодар, 2003.