Тема: «Что такое равнодушие, и как с ним бороться».
Цель: познакомить с понятием «равнодушие», развить представление обучающихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.
Задачи:
1. развитие у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
2.формирование отрицательного отношения к человеческим порокам, безнравственному поведению; совершенствование умения сотрудничества, сопереживания;
3. воспитание чувства ответственности за совершаемые поступки, чувства доброты, чуткости, отзывчивости к окружающим, неприятия к равнодушию и жестокости.
Обучающиеся разделены заранее на 2 группы.
Ход занятия
Организационный момент.
Наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы начать с пословицы (запись на доске).
Моя хата с краю, я ничего не знаю.
Выход на проблему.
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение этой пословицы? (Обсуждение в группах).
Задание для групп: обсудить и подготовить вопрос по данной пословице для другой группы.
Например: согласны ли вы с этим выражением? Поступаете ли вы так?...
Молодцы, ребята, вы все сказали верно.
Сейчас я вам хотела бы прочесть рассказ В. Осеевой, который называется «ПЛОХО».
Вы внимательно послушайте, и постарайтесь определить проблему поднятую автором в этом рассказе. Я думаю, что с этой проблемой, каждый из вас сталкивался хотя бы один раз в жизни.
«ПЛОХО».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
Размышление над проблемой.
- Ещё раз скажите, ребята, как называется рассказ?
- И что же плохого сделали мальчики?
- Ведь они не напускали пса, они никого не били.
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? (О равнодушии.)
- Тема нашего классного часа – «Что такое равнодушие, и как с ним бороться».
А сейчас давайте прочтем и обсудим, что еще люди говорят о равнодушие и правы ли они.
Раздаются карточки для обсуждения каждой группе.
1гр. Слово «равнодушие» я понимаю так: если человек равнодушный, он никогда никого не пожалеет. И ему все равно, если у человека какая-нибудь проблема. Этот человек не почувствует и не пожалеет в трудную минуту. Мне, кажется, что такой останется один в жизни.
Андриенко Егор
2гр. Равнодушие – это когда человек никого не любит и не уважает, не помогает товарищам в беде. Оставит, не поможет! У равнодушного человека глухое и слепое сердце.
Савицкая Вероника
Совместное обсуждение.
Равнодушный человек – это человек, которому безразличны проблемы, беды и горе других людей. Этот человек не наделён чувством сострадания. Ещё о таких людях говорят, что у них нет сердца. Чаще всего равнодушные люди одиноки, ведь невозможно жить с таким человеком под одной крышей.
Карпова Виктория
Работа с пословицей «Бойся равнодушных людей!»
Прочитайте пословицу.
Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?
Работа с «лицами».
На доске изображены два смайлика. Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили? Молодцы.
Сейчас я попрошу вас обсудить в группах и составить синквейн на тему равнодушные люди.
1.Люди
2.Жестокие, равнодушные
3.Уничтожают, бездействуют, хамят
4.Равнодушие-душевная подлость.
5.Эгоисты.
(в помощь группам предоставляются слова для справок и алгоритм написания синквейна).
Один из членов группы зачитывает вслух (обсуждение)
А каким еще может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют.
У вас на столах есть полоски бумаги, на которой вы сейчас запишите черным фломастером эти слова и по очереди прикрепите их к сердитому лицу на доске.
Обучающимися самостоятельно составляется «портрет» равнодушного человека.
Хорошо ли живется такому человеку среди людей?
Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека? (на столах 2 сердца: красное и черное).
(прикрепляем сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека)
Физкультминутка.
С равнодушием ребята людям приходится сталкиваться очень часто. И готовясь к данному нашему занятию, я прочла одну трогательную заметку, которой бы хотела поделиться с вами. Называется она «Достучаться до сердец».
«Несколько лет назад мы с мамой шли по парку. Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка я оглянулась посмотреть на оставленного на аллее инвалида. Он плакал…».
(Дети осмысливают услышанное.)
- Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо?
- Случалось ли вам видеть подобные ситуации?
- Как бы вы поступили в таком случае?
- У кого из прохожих сердце было другого цвета?
- У девочки, её мамы, студентов
- Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце?
- Красное (прикрепляем сердце красного цвета к улыбчивому лицу)
- Какие качества помогают быть неравнодушным?
Затем красным фломастером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к улыбчивому лицу, составляя «портрет» неравнодушного человека.
Решение ситуативных задач (работа в группах)
-Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать тропинку - милосердия или равнодушия? Послушайте ситуацию и расскажите, а как бы вы поступили?