СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА И содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО технического профиля:
- 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,
- 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям).
- социально-экономического профиля
- 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании (в программах дополнительного образования: подготовка к поступлению в ВУЗ). В рабочей программе по русскому языку, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Язык и речь», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с употреблением единиц языка в речи.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
0Д.00 Общеобразовательная подготовка.
0ДБ.00 Образовательная область, базовая
0ДБ.01. «Русский язык»
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· воспитание гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
уметь:
*осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
*анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
*проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен
знать/понимать:
· связь языка и истории, культуры русского языка и других народов;
· смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
* осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
* развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
* увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
* совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
* самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Русский язык»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лекционные занятия | 47 |
составление планов | 1 |
работа с тестами | 5 |
составление тезисов,конспектов, аннотаций | 2 |
диктант, изложение, сочинение, контрольная работа | 13 |
анализ текстов | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
изучение и просмотр информации в СМИ, Интернет, научно-популярных статьях | 6 |
презентации | 4 |
составление кроссвордов | 3 |
доклады и рефераты работа с первоисточниками | 22 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык как система. Основные уровни языка. Русский литературный язык и языковая норма. | ||
Самостоятельные внеаудиторные работы: 1. Примерная тематика докладов и рефератов: - Язык и его функции. - Роль и значение русского языка в современном обществе и мире* - Понятие о литературном языке и языковой норме.* | |||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | Содержание | ||
Тема 1.1. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Требования к речи. | ||
Тема 1.2. | Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический. Жанры. | ||
Тема 1.3. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац. | ||
Тема 1.4. | Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. | ||
Тема 1.5. | Словари русского языка: структура, особенности, назначение. | ||
Самостоятельные аудиторные работы: 1.Лингвистический анализ текста. 2. Составление плана. 3. Составление тезисов. 4. Написание аннотаций. 5. Тестирование 6. Сочинение | |||
Самостоятельные внеаудиторные работы: 1.Рефераты на тему: 1.1.Функциональные стили литературного языка.* 1.2.Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.* 1.3.Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.*. Словари русского языка.* 1.4. Работа с первоисточниками 1.5. Презентация. |
Раздел 2. Лексика и фразеология | Содержание | ||
Тема 2.1. | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительное средства языка. | ||
Тема 2.2. | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобретательные возможности. Контекстуальные синонимы и анонимы. Градация. Антитеза. | ||
Тема 2.3. * | Русская лексика с точки зрения происхождения (исконнорусская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). | ||
Тема 2.4. * | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | ||
Тема 2.5. * | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | ||
Тема 2.6. * | Фразеологизм. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико – фразеологический разбор. | ||
Тема 2.7. * | Лексические нормы. Лексические и ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | ||
Самостоятельные аудиторные работы: 1.Лингвистический анализ текста. 2. Мини-сочинение. 3. Контрольная работа. 4. Тестирование. 5. Составление планов. | |||
Самостоятельные внеаудиторные работы: Рефераты: 1. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.* 2. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. 3. Информация из Интернет-ресурсов. 4. Презентация. 5. Составление кроссвордов | |||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | Содержание | ||
Тема 3.1. | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. | ||
Тема 3.2 | Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. | ||
Тема 3.3 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Благозвучие речи. | ||
Тема 3.4 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. правописание О-/Ё после шипящих и Ц.правописание приставок на З - / С -. правописание И – Ыпосле приставок. | ||
Самостоятельные аудиторные работы: 1. Диктант. 2. Тестирование. 3. Контрольная работа. 4. Анализ текста. | |||
Самостоятельные внеаудиторные работы: Рефераты: 1.Особенности русского ударения.* Варианты русского литературного произношения.*. Фонетические средства речевой выразительности.* 2. Информация из Интернет-ресурсов. 3. Анализ стихотворения, прозы. 4. Работа с первоисточниками | |||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | Содержание | ||
Тема 4.1 * | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфемы. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | ||
Тема 4.2 * | Употребление приставок, суффиксов в разных стилях речи. Правописание чередующихся гласных в корнях; приставок ПРИ/ПРЕ. Правописание Ь и Ъ знака. | ||
Самостоятельные аудиторные работы: 1. Диктант. 2. Контрольная работа. | |||
Самостоятельные внеаудиторные работы: Доклады, рефераты на тему: 1. Слово как единица языка.Слово в разных уровнях языка. 2. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. | |||
Раздел 5. Морфология и орфография. | Содержание | ||
Тема 5.1. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. | ||
Тема 5.2. | Имя существительное.Лексико-грамматические разряды. Правописание. Употребление в речи. | ||
Тема 5.3 | Имя прилагательное.Лексико-грамматические разряды. Правописание. Употребление в речи. | ||
Тема 5.4 | Имя числительное.Лексико-грамматические разряды.Морфологический разбор. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Местоимение.Лексико-грамматические разряды. | ||
Тема 5.5. | Глагол.Грамматические признаки. Причастие. Деепричастие. Образование. Правописание. | ||
Тема 5.6. | Наречие. Грамматические признаки. Отличие от слов-омонимов. Синонимия наречий при характеристике признака действия. | ||
Самостоятельные аудиторные работы: 1. Диктант. 2. Контрольная работа. 3. Морфологический разбор имени существительного. 4. Морфологический разбор имени прилагательного. 5. Морфологический разбор имени числительного. 6. Морфологический разбор местоимения, глагола, причастия, деепричастия. 7. Тестирование | |||
Самостоятельные внеаудиторные работы: Доклады, рефераты на тему: 1. Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. 2. Основные выразительные средства русской морфологии. 3. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. 4.Употребление причастий, деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. 5. Синонимия наречий при характеристике признака действия. 6. Информация из Интернет-ресурсов. 7. Составление кроссвордов. | |||
Раздел 6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | Содержание | ||
Тема 6.1 | Предлог как часть речи.Правописание. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление существительных с предлогами благодаря и др. | ||
Тема 6.2 | Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. | ||
Тема 6.3 | Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.. Частицы как средство выразительности речи. | ||
Тема 6.4 | Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | ||
Самостоятельные аудиторные работы: 1. Диктант. 2. Контрольная работа. 3. Тестирование 4. Мини-сочинение | |||
Самостоятельные внеаудиторные работы: 1. Информация из Интернет-ресурсов. 2. Работа со справочной литературой (словарями, справочниками). 3. Доклады: «Частицы как средство выразительности речи». 4. Мини-сочинение | |||
Раздел 7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | Содержание | ||
Тема 7.1 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. | ||
Тема 7.2 | Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонационное богатство русской речи. | ||
Тема 7.3. | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения. | ||
Тема 7.4 | Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. | ||
Тема 7.5 | Предложения с обособленными уточняющими членами. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств | ||
Тема 7.6. | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения | ||
Тема 7. 7. | Знаки препинания при обращении, междометии. Способы передачи чужой речи | ||
Тема 7.8. | Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания. | ||
Тема 7.9 | Сложноподчинённое предложение. | ||
Тема 7.10 | Бессоюзное сложное предложение. | ||
Самостоятельные аудиторные работы: 1. Диктант. 2. Контрольная работа. 3. Тестирование 4. Работа с текстом. 5. Сочинение. 6. Составление тезисов | |||
Самостоятельные внеаудиторные занятия: 1. Доклады и рефераты Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом. 2. Презентации. Словари русского языка и сфера их использования. Вклад М.В.Ломоносова и др. в изучение русского языка. 3.Информация из Интернет-ресурсов. 4.Работа с первоисточниками (словарями). 5. Изучение и просмотр информации в сообщениях СМИ, Интернет, научно-популярных статьях. | |||
Всего: | 78 |