Дата:27.04.2020
Группа: А-210
Дисциплина: Физика
Тема:Урок 45. Испарения и конденсация.
«Испарение и конденсация».
Эпиграф к уроку
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи.
Цель урока: Изучить испарения и конденсациии экспериментально исследовать факторы влияющие скорости испарение.
3. Актуализация имеющихся знаний:
1.Каковы основные положения молекулярно-кинетической теории? (Один из положение произносить в трехязычие)
2. В каких агрегатных состоянии может находиться вещество?
3. Что называется температурой тела?
4. Какие силы взаимодействие между молекулами?(трехязычие)
5. Какую энергию называют кинетической?(формула, единица измерения)
6. Как движутся молекулы в веществе?
Объяснение нового материала.
В жидкостях и газах молекулы непрерывно движутся с разными скоростями. Со
скоростью движения молекул связана температура тела и кинетическая энергия
молекул, значит молекулы обладают разной энергией. Если наиболее «быстрые» молекулы оказываются у поверхности жидкости, они имеют достаточную энергию, чтобы покинуть жидкость, преодолеть притяжениедругих молекул. Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух, образуют пар. Что образуется над жидкостью в результате ее испарения? (Пар)
Следовательно, что такое испарение? (парообразование)
Происходящее с чего? (с поверхности жидкости)
Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол, исчезает и др.
А) Банка открытой горячей водой
Парообразование- это процесс перехода из жидкого состояния в пар с поверхности жидкости.
Парообразование может происходить двумя способами: испарение и кипение.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим способ парообразования: испарение
Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости. Испарение происходит при любой температуре.
Б)Банка закрытой с горячей водой
Конденсация – это явление превращения пара в жидкость
Конденса́ция (лат. — накопляю, уплотняю, сгущаю). В природе мы наблюдаем это явление при образовании тумана и росы. Вспомним это явление, рассмотрев демонстрацию. Откроем банку, которую использовали для демонстрации испарения воды и видим, что на крышке образовались капли воды.
Cуществует испарение не только с поверхности жидкостей, но и твёрдых тел. Для этого существует наглядный пример: если зимой мокрое бельё повесить на улице, то оно замёрзнет, то есть покроется коркой льда. Но, через некоторое время выяснится, что бельё сухое, то есть вода, даже в твёрдом состоянии, куда-то исчезла. Это и есть процесс испарения твёрдого тела, в данном случае льда.
. Сублима́ция (возго́нка) — переход вещества из твёрдого состояния в газообразное, жидкое. Испарение жидкости и конденсация играют роль в вашей профессии. Система водоснабжения пассажирских вагонов также имеет горячую и холодную воду. Вода охлаждается за счет отдачи своего тепла парам хладагента в испарителе Процесс работы холодильной установки заключается в следующем. Из компрессора газообразный хладагент через нагнетательный вентиль поступает в конденсатор и переходит в жидкое состояние. Из конденсатора он через ресивер запорный вентиль фильтр и автоматический регулирующий вентиль компрессором нагнетается в испаритель При прохождении через регулирующий вентиль жидкий хладагент расширяется, давление его резко падает и он переходит в газообразное состояние — испаряется.
В процессе испарения хладагент отбирает тепло от воды, а затем его пары всасываются компрессором через всасывающий вентиль, и цикл повторяется. Уровень температуры охлаждения воды устанавливается при помощи термостата и может регулироваться в пределах +(12—20) °С.
5.Фронтальная экспериментальная работа. От чего же зависит скорость испарения? (Экспериментальное исследование причин изменения скорости испарения). Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, и по итогам работы один из учащихся от имени всей группы делает вывод. Итак, запишем в тетради:
Опыт №1 Приборы и материалы: 1) стакан с водой, 2) пузырек со спиртом, с подсолнечным маслом, 3) пипетка, 4) листы бумаги – 3 шт.
Ход работы. Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды, спирта, подсолнечного масла и наблюдайте за их испарением. Какая жидкость испаряется быстрее?
Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости
Опыт№2
Приборы и материалы: А)Чашка, пробирка, стакан с водой.
Б) Листы бумаги -2шт,веер
Ход работы
А) Налить воду чашку и пробирку. Наблюдать за испарением. В какой посуде жидкость испаряется быстрее? Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости.
Б)Нанесите пипеткой на лист бумаги по капле воды,Размахивают веером над одной лист бумаги с каплей воды, другая – тоже, смоченная водой,лежит в стороне. Замечается время испарения спирта. Делается вывод
Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости
Опыт№3 Приборы и материалы: 1) стакан открытой холодной водой, 2) стакан закрытой горячей с водой. Сравнить где скорость испарение быстрее?
Вывод: Сформулируйте вывод: от чего зависит скорость испарения жидкости
Скорость испарение зависит:1.От рода жидкости,2.От площади свободной поверхности
3.От температуры 4.От наличия ветра
6. Задание. Круговорот воды в природе. Учащиеся схематично нарисует на плакате физические явление происходящие в природе с объяснением)
Закрепление новой темы: тест (испарение и конднсация), с последующей проверкой и самооценкой.(Выполняет каждый, делает самопроверку).
1.Испарение происходит…
А.При любой температуре
Б.При температуре кипения
В.При определенной для каждой жидкости
При увеличении температуры жидкости скорость испарения
А.уменьшается
Б.увеличивается
В.не изменяется