Цель: эмоциональное развитие. Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т д.
Функциональное упражнение «Руки—ноги».
Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы
И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе — руки врозь.
Ноги врозь — руки вместе.
Ноги вместе — руки вместе.
Ноги врозь — руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Релаксация «Загораем».
Цель:расслабление мышц ног.
Инструктор: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу) Подними ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим.. Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены».
Занятие 5
Растяжка «Половинка».
И.п. — сидя на полу.
2. Дыхательное упражнение.
И.п. — сидя на полу. Ребенок кладет одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе — опускается. Затем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе — опускается). Далее ребенок должен плавно и медленно поднимать и опускать руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определенный счет (на 8, на 12).
Глазодвигательное упражнение.
То же. И.п. — сидя на полу. Усложнение — упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
И.п. — сидя на полу.
• «Змейки».
• «Кулак—ребро—ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо—нос».
Ч. Функциональное упражнение «Крик в пустыне».
Цель: 1 элиминация агрессии и импульсивности.
Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктоpa начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом пола.
Функциональное упражнение «Дракон».
Цель:развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками. Участники стоят друг за другом, держась за талии впереди стоящего ребенка. Первый ребенок — это «голова дракона», последний — «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, то на место головы дракона встает другой ребенок.
Функциональное упражнение «Руки—нога».
Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вправо — руки влево. Ноги влево — руки вправо. Ноги вправо — руки вправо. Ноги влево — руки влево.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Релаксация «Штанга».
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. И.п. — стоя. Инструктор: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом(наклониться вперед).
Штангу с пола поднимаем(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно: Расслабление приятно.
Занятие 6
1. Растяжка «Медуза». Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
2. Дыхательное упражнение. И. п. — сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).
3. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на полу.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п. — сидя на полу.
• «Колечко».
• «Кулак—ребро—ладонь».
• «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
• «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец дол-
7жен двигаться точно и четко, не допуская сикинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последователь но в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.