Актуальность психокоррекционной работы. Социально-личностное развитие школьников с различными отклонениями в развитии, в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития – это объект специальной работы различных специалистов в области как общего, так и специального образования: педагогов-психологов, классных руководителей, социальных педагогов и др. Еще большую актуальность этот объект приобретает в условиях нацеленности современной образовательной политики на интеграцию детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников. Предлагаемая в пособии программа предназначена для детей младшего школьного возраста 8-10-летнего возраста с такими отклонениями в развитии, как тяжелые нарушения речи и задержка психического развития, и направлена на социально-личностное развитие детей таких групп. Программа включает 15 коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. В качестве предварительного этапа к проведению занятий выступают компьютерные игры, подготавливающие детей к решению задач по применению усвоенных знаний и умений в практике.
Цель психокоррекционной работы – развитие социально-личностной сферы младших школьников с отклонениями в развитии (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития) для успешного включения их в социальную среду.
Задачи психокоррекционной работы:
1) коррекционно-развивающие:
- развитие таких социально-психологических свойств личности, как эмпатия, социальная рефлексия, идентификация и др.;
- развитие социального интеллекта, умения интерпретировать и прогнозировать поведение участников общения и взаимодействия;
- развитие нравственного сознания, формирование нравственных представлений, способности давать нравственную оценку поступкам участников общения и взаимодействия;
- формирование социальной позиции школьника;
- развитие способности предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
- развитие способности прогнозировать и избегать опасных ситуаций;
- развитие произвольной регуляции поведения в процессе общения и взаимодействия;
- развитие невербальных средств коммуникации – мимики, пантомимики;
- развитие мотивации к общению;
2) коррекционно-воспитательные задачи:
- формирование позитивных качеств личности: отзывчивости, доброжелательности, дисциплинированности, ответственности и др.;
- закрепление навыков правильного поведения в процессе общения и взаимодействия;
- коррекция негативных черт характера, неправильного поведения;
- воспитание навыков коммуникабельности (умения выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение и др.);
- формирование осторожного отношения к предметам и явлениям, которые могут причинить вред жизни и здоровью человека;
3) коррекционно-образовательные:
- формирование представлений о процессе и правилах общения и взаимодействия людей;
- расширение представлений о семье и родственных отношениях;
- расширение представлений о школе и школьных правилах;
- расширение представлений о ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья человека;
- обогащение словарного запаса словами, обозначающими эмоциональные состояния, экспрессию человека, выражениями, используемыми в процессе общения.
Принципы психокоррекционной рабо ты:
1. Принцип учета уровней актуального и ближайшего развития в процессе организации и управления деятельностью младших школьников с отклонениями в развитии. Этот принцип основан на положении Л.С. Выготского [1] о том, что развитие ребенка с отклонениями в развитии подчиняется тем же закономерностям, что и развитие ребенка без отклонений. Психокоррекционная работа должна быть направлена преимущественно на уровень ближайшего развития социально-личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития при учете уровня их актуального развития, уровня сформированных у них умений. Принцип предполагает предъявление ребенку различных видов помощи: стимулирующей, направляющей и обучающей. Приоритет при этом отдается стимулирующей и направляющей помощи.
2. Принцип деятельностного подхода. Принцип ориентирует на то, что психокоррекционную работу по социально-личностному развитию младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, формированию у них процесса общения, социальных умений целесообразно проводить с учетом теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым [6]. Учитывая, что мотивационный, операциональный и контрольно-оценочный компоненты деятельности неразрывно связаны в едином процессе деятельности и что все они имеют недоразвитие и нарушение разной глубины у детей указанных групп, следует подходить к формированию умения общаться в соответствии с тем уровнем развития, на котором находится ребенок, и оказывать при необходимости ребенку помощь в реализации тех или иных действий.
3. Принцип единства сознания и деятельности состоит в том, что материал, который будет использован на коррекционно-развивающих занятиях, должен быть доступным и понятным для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Сознательный процесс усвоения материала детьми на занятиях – необходимое условие для использования ими усвоенных знаний и умений в деятельности и общении. Педагог-психолог должен контролировать процесс усвоения детьми материала занятия и в случае необходимости оказывать помощь тем школьникам, которые испытывают затруднения в его понимании.
4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в процессе психокоррекционной работы предполагает учет уровня развития социально-личностной сферы ребенка, системы усвоенных им знаний о процессе общения и взаимодействия, сформированных у него социальных умений, его индивидуальных психологических особенностей. Следование этому принципу позволяет организовать психокоррекционную работу таким образом, чтобы при коллективном характере работы каждый ребенок был максимально вовлечен в психокоррекционный процесс и работал в режиме, соответствующем его индивидуальным способностям. При этом будут учитываться уровень психического развития каждого школьника (с какими заданиями ребенок может справиться самостоятельно, а где ему потребуется помощь и какого вида помощь), темп усвоения умений в процессе коррекционно-развивающей работы, скорость выполнения заданий и т.д.
Такой подход также предполагает при отборе заданий и определении формы их предъявления учет уровня речевого развития ребенка и особенностей его речевых нарушений, поскольку младшие школьники как с тяжелыми нарушениями речи, так и с задержкой психического развития имеют нарушения речи различной степени и характера. При этом может также обнаруживаться недостаточное и неточное владение невербальными средствами общения речи.
5. Принцип учета эмоциональной сложности материала. В процессе психокоррекционной работы сначала следует формировать умение распознавать наиболее доступные эмоциональные состояния: радость, злость, страх, грусть, а затем переходить к распознаванию наиболее сложных состояний: удивления, вины, скуки, обиды, спокойствия. Кроме того, от оценки собственных чувств детьми следует переходить к оценке ими чувств других людей, персонажей литературных произведений – сказок, рассказов, стихотворений. Проводимые игры и упражнения должны создавать благоприятный эмоциональный фон в коррекционной группе, стимулировать проявление у детей положительных эмоций. Коррекционно-развивающее занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Направления психокоррекционной работы представлены следующими разделами: «Чувства», «Поведение», «Моя семья», «Школа», «Конфликты», «Сказки», «Осторожно: опасность!».
В разделе «Чувства» задания направлены на формирование у младших школьников рефлексии, эмпатии и идентификации, способности к пониманию чувств других людей.
Игры и упражнения раздела «Поведение» имеют целью формирование нравственного сознания, способности прогнозировать последствия своего поведения и корригировать его.
В разделе «Моя семья» решаются такие задачи, как формирование способности организовывать процесс общения с различными субъектами семейного общения (матерью, отцом, бабушкой, дедушкой, братом, сестрой), исходя из понимания характера взаимоотношений и их иерархии, в зависимости от статуса члена семьи.
Задания в разделе «Школа» формируют у детей способность понимать школьные ситуации, регулировать свои эмоциональные состояния, подчиняться школьным правилам и корригировать свое поведение в соответствии с правилами.
Раздел «Конфликты» включает игры и упражнения, направленные на формирование у детей способности выявлять источники конфликта, предупреждать возможные конфликты и разрешать состоявшиеся конфликты.
В разделе «Сказка» задания предназначены для развития способности младших школьников к вчувствованию в мир других людей посредством идентификации со сказочными персонажами. Включенные в этот раздел игры и упражнения также способствуют формированию нравственного компонента сознания, способности регулировать свое поведение и социальное взаимодействие.
Представленные в разделе «Осторожно: опасность!» ситуации позволяют ребенку отличать социально опасные ситуации от неопасных, формируют у него умение избегать опасных ситуаций или предупреждать их возникновение и регулировать свое поведение в зависимости от характера уже возникшей опасной ситуации.
Методы и техники психокоррекционной работы:
- компьютерные игры: применяются перед началом коррекционно-развивающего занятия и направлены на формирование когнитивного (интеллектуального) компонента социальной психики личности, т.е. способности правильно интерпретировать и оценивать социальную ситуацию и прогнозировать последствия поведения участников общения и взаимодействия в данной ситуации; дают возможность наглядно увидеть сюжет определенной социальной ситуации, в процессе выполнения игрового задания ребенок может неоднократно возвращаться к вопросу задания и в случае его ошибочного выполнения корректировать свой ответ. Игровые задания выполняются ребенком в интерактивном режиме, в процессе диалога со спутником Алешкой, сопровождающим детей также и на коррекционно-развивающих занятиях;
- методы формирования сознания: беседа по рассказу, по сказке, по картинкам содержит в себе разъяснение и объяснение (направлена на выявление понимания младшими школьниками сюжета, формирование нравственных представлений, принятия ими нравственно правильных решений), рассказы и сказки (направлены на осознание детьми неправильных поступков);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: развивающие игры и упражнения (направлены на развитие социального интеллекта, способности распознавать эмоциональные состояния, осознание детьми хороших поступков и побуждение совершать их и др.);
- методы стимулирования: поощрение (стимулирование оценкой и создание ситуации успеха).
Структура коррекционно-развивающего занятия состоит из 2 этапов:
1) предварительная работа – представлена в виде комплекса компьютерных игр, один из разделов или подразделов которого каждый из детей проходит в индивидуальном режиме. На этом этапе у детей формируется когнитивный компонент социальной психики;
2) практическая работа – собственно коррекционно-развивающее занятие, которое проводится в традиционной форме и состоит из четырех этапов – разминки, вводной, основной и заключительной части. Основная цель работы на занятии – сформировать у детей способность применять адекватные способы действия в различных социальных ситуациях (конфликтных ситуациях, ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, ситуациях, связанных с нравственным выбором и др.), сформировать правильное отношение к различным социальным ситуациям и к участникам событий, умение произвольно управлять своим поведением в процессе общения и взаимодействия с различными участниками (взрослыми и сверстниками, родными и посторонними), способность конструктивно общаться с этими участниками и др. Таким образом, на коррекционно-развивающих занятиях формируется эмоциональный и поведенческий компоненты социальной психики младших школьников с отклонениями в развитии.