Подготовка сообщений на тему: «Скрытые процессы в системе общего образования»




Практическое занятие

Задание 1.

Сравните уровень образованности Евгения Онегина и выпускника современной средней школы.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно

 

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

 

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

· Сформулируйте основные признаки образованного человека (по каким признакам можно судить об уровне образованности человека), понимая под образованием процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков.

· Сформулируйте основные признаки образованного человека, понимая под образованием процесс развития у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем.

· Исходя из основных признаков образованного человека, составьте портрет выпускника современной российской школы.

· Подготовьте сообщения – ответы на вопросы: становится ли общество образованнее? Ценит ли общество образованных людей? Ценят ли люди свое образование?

Задание 2.

Подготовьте сообщения о проблемах отношения учащихся к учебе в советской школе (используйте изложенный ниже материал и самостоятельно найдите дополнительный материал). При подготовке сообщения постарайтесь ответить на следующие вопросы:

· Можно ли предполагать, что проблема качества общего образования связана с увеличением его продолжительности и масштабов и что она выражается в том, что часть учащихся оказывается не в состоянии достичь планируемых результатов образования? Если это так, то чем можно объяснить данное явление?

· Можно ли предполагать, что разрыв между реальными и планируемыми результатами образования связан с изменением отношения учащихся к учебе в школе?

 

Снижение интереса школьников к учебе отмечалось уже в 70-е годы XX века. Об этом свидетельствуют публикации в советской прессе того времени.

Судя по заголовкам газетных статей - «Этот загадочный «школьный процент», «Почему на уроке скучно», «Кто он, школьный педагог?», «Тому ли мы учим в школе?», «Что дала школа моему сыну?», другим публикациям по вопросам школьного образования в «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Известиях», «Правде», можно сделать вывод, что общество не было удовлетворено ни результативностью школьного образования, ни его эффективностью, ни его релевантностью — соответствием социальным запросам.

В январе 1974 г. «Литературная газета» опубликовала письмо киевского инженера Н. Сорина с подзаголовком «Что дала школа моему сыну». Автор письма высказывал свое мнение о главных результатах образования, которое получил его сын, закончивший среднюю школу. Собственно говоря, эти результаты сформулировал сам сын в разговоре с отцом накануне окончания школы: «Школа вызвала у меня отвращение к учебе; все знать не нужно и невозможно; готовиться к выпускным экзаменам не желаю, все равно учителя «вытянут».

Отец подтвердил в письме, что сын не готовился к выпускным экзаменам и сдал все на 4 и 3. «Интересная деталь - я спрашиваю сына, как будет по-английски: «Я хочу». И - о, чудо! - - Андрей не знал этого глагола. А отметка в аттестате по английскому языку - 4!» «Другие знают еще меньше», — успокоил меня он. Куда же меньше?». Между тем в школьной характеристике говорилось: способный юноша, программный материал усвоил хорошо, много читает художественной литературы... «В последний раз школьные работники покривили душой. Он не прочел до конца ни одного произведения классиков». Автор письма был согласен с утверждением сына, что главным результатом школьного образования стало отвращение к учебе.

Ответ рассерженному отцу в том же номере «Литературной газеты» дал С. Соловейчик. По мнению известного журналиста, «с инженером Сориным случилось вот что: его сын оказался в числе немногих отпавших от школы». Соловейчик, говоря об отпавших учениках, имел в виду тех, кто «тянет на тройку с минусом», не имея никакого желания учиться, причем заставить их учиться нельзя: «Заставить учиться можно лишь того, кто все-таки боится остаться вне школы; а кто не боится, того ничем не заставишь, нет такой силы не земле. Того можно только приохо- тить».

 

Задание 3. Подготовьте сообщения об изменениях в поведении учителей постстоветской школы. Ниже приведены результаты опроса группы учителей, которые высказывали свое мнение о том, что изменилось в поведении учителей в современной школе. Используя данный материал и дополнительную информацию, выскажите предположения о скрытых процессах, происходящих в сообществе учителей.

1. Нежелание проводить дополнительные занятия бесплатно.

2. Учителя стали искать побочные заработки (в том числе за рамками образовательных услуг).

3. Появились учителя без педагогического образования.

4. Появились авторские программы.

5. Загруженность бумажной работой.

6. Стали пользоваться компьютером.

7. Соперничество среди педагогов. Нежелание делиться опытом с коллегами.

8. Часть учителей знакома с зарубежным опытом работы педагогов.

9. Демократичная манера поведения по отношению к ученикам.

10. Учитель скрывает свою профессию.

11. Боится упрека в том, что хорошая оценка оплачена.

12. Несдержанность в высказываниях учителя по отношению к ученикам.

13. Агрессивное поведение по отношению к ученикам и родителям.

14. Безразличное отношение к своей работе.

15. Формальное выполнение обязанностей классного руководителя.

16. Состояние отчаяния из-за невозможности повлиять на ситуацию.

17. Верующие учителя.

18. Конфликт между молодыми и опытными педагогами.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: