«Птичка - невеличка» Л.Тимощук
[ш]
Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке. Вот таком. | (упр. «Трубочка») |
Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес. | (упр. «Лопаточка») |
Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку и пила ее. | (упр. «Чашечка») |
Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики – вот такие. | (упр. «Трубочка») |
В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка – невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу и расширил дупло. | (упр. «Дятел») |
Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным. |
Кто поможет воробью (Т.В. Рожкова)
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.
«Птенчик».
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.
«Горка».
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.
«Веселая змейка».
- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.
- Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, - но у меня нот рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.
«Катушка».
Попрыгал кругом, да чем он по может? Услышала плач мама воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,
«Лошадка».
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.
«Барабанщик».
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,
«Загнать мяч в ворота»,
Попросил у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.
Насекомые
“Храбрый комар“ для пассивной артикуляционной гимнастики
Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так. | “Хоботок“. |
А потом он весело улыбался себе. | Губы фиксируются двумя пальцами. |
И всем насекомым, которые жили рядом с ним. | Губы фиксируются четырьмя пальцами. |
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком. | Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами. |
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот. | Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами. |
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя. | “Веселая змейка“ |
А комар в ответ помахал своим чистым хоботком. | Язык выпячивается вперед. |
С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки. |
“Загадочная бабочка“
к начальному комплексу артикуляционной гимнастики
при стертой форме дизартрии
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв. | “Птенчик“ |
А бабочка ему говорит: Явился в желтой шубке: - Прощайте, две скорлупки! Перестав плакать, птенчик сказал: “Это что, про меня?" А бабочка все свое: Летом в болоте Вы её найдете. Зеленая квакушка Улыбается от ушка до ушка. Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка. | “Улыбочка“ |
- А еще знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он. И тут бабочка не растерялась: У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя – хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это… - Слон! – закричал весело птенчик. | “Хоботок“ |
- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка. - Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка загадала сразу новую загадку: Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать горку, строить дом. - Это про мою лопатку. | “Лопатка“ |
Я отгадал. А еще знаешь? – спросил птенчик. Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку: Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … (шары). И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. | “Надуй шарик“ |
Они даже пошлепали свои язычки, | “Непослушный язычок“ |
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит: Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. Птенчик сразу отгадал загадку и причесался. | “Расческа“ |
Затем друзья покачались на качелях. | “Качели“ |
И не заметили, как время прошло. - А что всегда идет, а с места не сходит? – спросила бабочка. И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. | “Часики“ |
Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей. |