Исследование различения звуков.




СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОНР)

Анамнез

Общие сведения

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата обследования

Возраст

Домашний адрес, телефон

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район)

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа)

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о семье

Мать

Отец

Жалобы родителей

Наследственные заболевания

Общий анамнез

От какой беременности ребенок

Характер беременности:

§ токсикоз,

§ хронические заболевания,

§ инфекционные заболевания

Роды:

§ быстрые,

§ стремительные,

§ обезвоженные

Стимуляция:

§ механическая,

§ химическая,

§ электростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении

Вскармливание:

§ к груди приложили на... день,

§ грудь взял активно, не взял, с помощью.

§ Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.

Вскармливание грудью до...

Последующее вскармливание: смешанное, искуственное

Выписка из родильного дома на... день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины

Раннее развитие

Держит голову с... мес.

Сидит с... мес.

Стоит с... мес.

Ходит с... мес.

Первые зубы с... мес.

К 1 году зубов...

Перенесенные заболевания

До 1 года

После 1 года

Инфекции

Ушибы

Травмы головы

Судороги при высокой температуре

Речевое развитие

Лепет, характер лепета

Первые слова

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма

Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат

Логопедическое обследование

1. Исследование слухового внимания:

· определить направление звука (звучащей игрушки),

· указать, какая игрушка звучала.

2. Исследование зрительного восприятия:

· назвать основные цвета, оттенки,

· указать их по слову логопеда,

· подобрать картинки к данному цветовому фону.

3. Исследование пространственного праксиса:

· показать правую, левую руку, сторону;

· показать предметы впереди, позади, вверху, внизу.

Отметить: в пространстве ориентируется, нет.

Сложить разрезанные картинки из 2-4 частей.

Сложить фигурки из палочек по образцу.

То же по памяти.

 

Исследование артикулярной моторики.

Состояние и работа мышц лицевой мускулатуры:

· оскал — покой,

· надувание щек,

· поднимание бровей,

· наморщивание лба, носа,

· поднимание верхней губы.

Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих.

· Поочередное зажмуривание глаз.

Отметить: замедленность движений глазных яблок, наличие синкинезий, односторонний птоз верхнего века.

Движения языком.

Одиночные:

ü показать широкий (узкий) язык на нижнюю, верхнюю губу,

ü показать язык "жалом" при открытом рте,

ü узким языком коснуться правого-левого углов рта,

ü показать язык "чашечкой",

ü показать язык на верхних зубах при открытом рте и растянутых в улыбке губах,

ü показать лакательные движения языком при открытом рте.

Выполнить серии движений языком:

ü положить широкий язык на нижнюю губу,

ü поднять на верхнюю губу, перевести на верхние зубы,

ü убрать за зубы, рот открыт.

ü Показать попеременно (5-6 раз)

Ø узкий язык,

Ø широкий язык,

Ø рот открыт.

ü Облизать узким (затем широким) языком губы вкруговую (слева направо и наоборот).

Отметить:

· точность,

· объем движений,

· равномерность работы мышц языка,

· способность к переключению и удержанию позы:

ü отклонение в сторону кончика языка при показе,

ü тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы,

ü увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях,

· посинение кончика языка,

· замена движений языка.

· слюнотечение.

 

Уздечка языка:

· пложить широкий (узкий) язык на нижнюю губу,

· дотронуться до подбородка;

· поднять широкий язык на верхнюю губу,

· тянуться языком к носу.

Отметить: состояние подъязычной связки:

· норма,

· укороченная,

· с послеоперационным узлом.

Мягкое небо:

· обследовать визуально,

· предложить покашлять с открытым ртом,

· язык — на нижней губе.

Отметить:

· плоское,

· округлое,

· гиперкинез,

· отклонение маленького язычка в сторону,

· расщелины.

Твердое небо: нормальное, готическое, куполообразное, расщелины.

Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы.

Зубы: нормальные, редкие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюстной дуги и т.п.

Прикус: открытый передний, открытый боковой, прогения, прогнатия.

 

Общее звучание речи.

Голос:

· гнусавый,

· тихий,

· неумение говорить шепотом.

Дыхание:

· грудное,

· диафрагмальное,

· поверхностный вдох короткий,

· непродолжительный выдох.

Выразительность речи:

· дикция - отчетливая, смазанная, невнятная;

· темп - нормальный, ускоренный, замедленный;

· ритм - норма, аритмия.

 

6. Исследование произношения звуков (см.подробно Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.).

Гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.

Свистящие звуки: С, С, 3, 3.

Шипящие звуки: Ш, Ж.

Аффрикаты: Ц, Ч, Щ.

Сонорные звуки: Л, Л', Р, Р, М, М, Н, Н'.

Йотированные звуки: Я, Е, Ё, Ю, Й.

Другие звуки.

Уподобление звуков.

Исследование различения звуков.

· Из предложенных картинок отобрать те, названия которых начинаются на звук С, на звук Ш.

· Повторение слогов и слов с оппозиционными звуками:

та -да ка - га да - та том - дом баба - папа
та - да – та ка - га – ка да - та - да зайка — сайка ложки - рожки

· Звуковой анализ:

ü выделение начального гласного в словах: Аня, Оля, утро;

ü выделение звука на фоне слова, в начале, в середине и в конце слова,

ü по картинке и на слух.

· Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова:

картина – машина — динамика – снеговик — телевизор — сковорода -аквариум — водопроводчик лекарство — милиционер — пшено — простокваша

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: