Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей (уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии и антипатии).
В полисе должно господствовать право, а не люди.
Право — нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей форму и стабильность.
Важнейший признак закона — его принудительная сила (большинство людей не склонны поступать добродетельно — необходимость принуждения на правовой основе).
Право — воплощение справедливости (законное и справедливое должны совпадать; цель права — общее благо, ассоциирующееся со справедливостью; право регулирует отношения свободных и равных людей и отношения властвования и подчинения).
Право не однородно по форме, по происхождению (различается естественное право (везде признано, не нуждается в законодательном оформлении) и условное право (нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений); различается писаный и неписаный закон
Стабильность права (уважает обычаи, не одобряет решения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями; искусство законодателя — создавать законы, соответствующие государству
Право как идеальное понятие не отождествляется с условным, рукотворным правом (с законом) (закон может быть справедливым или несправедливым; даже несправедливый закон имеет обязательную силу; грань между идеалом и действительностью — возможность совершенствования права, закона).
Аспекты справедливости (общее благо и равенство -> два вида справедливости (уравнивающая (основана на арифметическом равенстве) и распределяющая (оправдывает неравенство); для обеспечения справедливого распределения власти, почестей, прав, обязанностей необходимо учесть вклад каждого в общее благо).
Важный показатель справедливости — отсутствие крайностей между бедностью и богатством (ничего чрезмерного) (справедливость ассоциируется с заботой о чужом благе; несовместима с эгоизмом).
Особенности теории.
Критика коммунистической идеи и апология частной собственности.
Закон запрещает то, чего он не предписывает.
Справедливость и умеренность (идеолог среднего класса).
ОТВЕТ 5
Политико-правовые идеи раннего христианства
Эпоха.
I в. н.э. глубокий кризис Римской империи; восстания покоренных народов; иудейская война; в Риме разлад, распущенность и моральная опустошенность верхов; возникновение религиозных сект (одна из них — христианство).
Христианство выделилось из иудаизма (иудаизм — первая монотеистическая религия, в которой сочетались традиции древних племен, жертвоприношения, насилие, жестокость и поиски нового в духовной и нравственной сферах).
Библия (история целенаправленна, суть ее — установления Царства Божьего на земле, вознаграждение за добрые дела, воскрешение праведников).
Новый завет — главный источник политической мысли раннего христианства (4 Евангелия (от Матфея, марка, Луки, Иоанна), книга Деяний апостолов, 21 послание апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)).
Христианство — результат глубокой неудовлетворенности состоянием общества (Иисус призывает отрешиться от ценностей этого общества (от власти, богатства, наслаждений, славы и обещает взамен спасения души).
Программа и суть христианства — не преобразование мира, а спасение души (тело и все зримое, осязаемое — низшая, бренная часть нашего существования; душа нетленна и надо о ней заботиться) (все слова Иисуса и апостолов надо воспринимать в духовном смысле).
Не призывая к сопротивлению, раннее христианство находилось в оппозиции к режиму (воспринималось властями враждебно; повсеместно осуществлялись преследования христиан).
Христианство возникло как негосударственная религия (провозгласило, что есть сферы, неподвластные государству, выходящие за рамки его полномочий).
Христиане объединялись в товарищества, общины, где вели жизнь по обычая, противоположным римским (общность имущества; всеобщая обязанность трудиться; распределение по труду или по потребности — христианский коммунизм (замкнут в религиозных общинах, носит в основном потребительский и распределительный характер); осуждение богатства).
Связь христианских общин (по мере распространения становились как бы государством в государстве; не боролись с империей, но стремились отгородиться от нее, решать дела без ее вмешательства).
Со временем общины обрастали хозяйствами (складывалась иерархизированная и централизованная организация; появились мирские интересы; началось вырождение церкви; главной целью становится расширение влияния церкви; она врастает в государство, налаживает с ним отношения).
Принцип покорности властям (послания апостолов (особенно Павел) — открытие пути для легитимации и последующему превращению христианства в господствующую религию) (гонимая церковь стала господствующей; появились интерес, расчет и корысть).
Проблема соотношения духовной и светской власти (тело подчиняется земной власти, душа — церковной; неизбежны конфликты; слабость светской власти толкала церковь к провозглашению своего верховенства).