Чрезвычайно много сделал для разработки экономический стороны проблемы Роберт Оуэн (1771—1858). В своей практической деятельности он даже предпринял попытку реализовать ее. Каков общественный идеал Оуэна? Разумная общественно-политическая система, полагал он, должна быть_основана на законах природы, а не на порочных человеческих законах, которые зачастую есть рёзультат заблуждения и эмпиризма. Поэтому, главным путем постижения истинных законов является _освобождение от неправильных" идеи__посредством науки. Частная собственность — плод насилия и несправедливости (хотя в определенный периоды она и была полезна).
Деньги позволяют отнимать блага у тех, кто их создает. Между тем рабочий имеет право на полный продукт своего труда. Только труд, а не деньги, способен стать, источником подлинного богатства. Социальным полем такой основанной на разуме трудовой_деятельности,по мысли Оуэна, должна стать небольшая_коммуна, кооперативная организация, главная цель функционирования которой — удовлетворение „потребностей ее членов. В ней объединены промышленный и сельскохозяйственный труд. Залог_жизнеспособности коммуны в том, что здесь общий интерес приобладает над частным, поскольку он дает_ больше стимулов к труду. Мыслитель рисует наступление того счастливого времени, “когда все, за исключением только предметов чисто личного обихода, превращается в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке”. Управление в коммуне "организовано так, чтобы заменить капиталистический принцип иным, гуманистическим..Здесь функции управления распределены между отдельными возрастными группами;
Хорошо организованная, состоящая из “новых людей” община, является самодостаточной не нуждающейся в опеке со стороны центральной _власти. Поэтому здесь нет государства в традиционном смысле – как аппарата принуждения, как механизма классового, контроля. В новом обществе отпадет необходимость в судах, тюрьмах, наказаниях, а следовательно, в законах. Итак Оуэн отбрасывает решительно все элементы старой государственности (экономический строй, публичную власть, право, избирательную систему и т. д.). Но из чего, однако, тогда созидать новое, где строительный материал? При всем стремлении Оуэн не нашел удовлетворительного ответа на этот вопрос. Но и то, что он сделал, было весьма значимым. И не только в качестве критики современного ему строя, но и как первые ростки развившейся (и отчасти утвердившейся) в XX в. идеи социального строя.
Ряд общих с идеями Оуэна моментов содержала в себе и теория Франсуа Мари Шарля Фурье (1772—1837).
Существующий строй, по Фурье, — предел беспорядка, разгула низменных страстей, разврата, унижения и нищеты. Множество членов общества живет паразитически, присваивая себе продукты Труда наемных работников. “Класс паразитирующих” — это все, кто не занимается общественно-полезным трудом: “домашние паразиты” (женщины, 3/4 детей, значительная часть прислуги); “социальные паразиты” (армия, вообще военные, легионы чиновников, сборщики налогов, и т.д., половина промышленников, 9/10 торговцев, 2/3 работающих на транспорте); “дополнительные паразиты” (прогульщики, лодыри и др.).
Экономический беспорядок, который несут современное производство и систра торговли, отражаются и на сфере политики. Государство является защитником и слугой богатых. Правитель находится в полной зависимости от “негоциантов”. Коммерция — новая власть, которая стоит наравне с государством. Международное право — химера и_ложь. В межгосударственных отношениях все решает вероломство и насилие. Вообще право находится в руках богатых. Есть ли выход из этого тупика? Да, есть, но это не политическая революция. Революция принесла столько же несчастий, сколько обещала блага.
Задача не в том, чтобы улучшить цивилизацию, а в том, чтобы показать ее абсурдность и изобрести лучший социальный механизм. Такой путь есть. Это — возврат к социальному порядку, соответствующему природе человека. Прежде всего должно быть изменено отношение к труду: он призван давать физическое и духовное удовлетворение, вызывать энтузиазм. Основнои ячеикой нового социального порядка_ является фаланга — производственно-потребительское товарищество. Все трудящиеся распределяются по сериям (не менее 7 человек в каждой), которые связаны с определенной профессией, избираемой добровольно. Серия 'делится на группы, где собраны работники, связанные помимо прочего личными симпатиями. Это как бы новая семья, но профессиональная, социальная. Вместе с тем Фурье — противник уравнительного равенства. Экономическое равенство, полагает он, несовместимо со свободой. Режиму гармонии чужды единообразие и уравнительность. В фаланге должны быть богатые и бедные, но классовой розни между ними не будет, поскольку она невозможна в атмосфере гармонии. По Фурье, главная цель нового строя не в том, чтобы уничтожить собственность, а в том, чтобы всех превратить в собственников. Руководит делами фаланги ареопаг, который не издает никаких уставов, не отдает приказов, а только дает рекомендации. Цель такой системы управления — не в принуждении, а в поддержании гармонии, установлении мирового единства. Поэтому здесь нет публичной власти в собственном смысле слова. Права, как инструмента принуждения, фаланга также не знает. Для этого, с тем чтобы заинтересовать собственников в организации фаланг, распределение доходов должно осуществляться по формуле:
5/12 по труду, 4/12 по капиталу и 3/12 по таланту.
Сочинения Фурье чрезвычайно ярки и эмоциональны, но порой попросту фантастичны.
Иным был подход к проблеме со стороны Клода Анри де Сен-Симона (1760—1825). Он признает идею закономерного и притом прогрессивного развития общества, основанного на классовой борьбе. Но эта борьба не обязательно должна носить насильственный характер. Человечество, по Сен-Симону, вступает в ту фазу своего развития, когда формируется класс промышленников, заинтересованных в коренных социальных и политических реформах, которые принесут благо всем. При этом Сен-Симон не настаивает на ликвидации частной собственности. Ее необходимо усовершенствовать. Как же мыслит Сен-Симон политическую организацию такого общества? Здесь господствует принцип равенства, основанного на всеобщности труда. Общество — это союз людей, занятых полезным трудом. Различие между трудящимися в том, что одни работают руками, другие — головой. Новая система основана на созидательном труде нравственно и социально-политически созревшего народа, который больше не нуждается в опеке со стороны государства. Роль последнего сводится к тому, чтобы обеспечить безопасное и самодостаточное существование ответственных за свою судьбу тружеников. Исходя из этого, функции государства должны сводиться не к управлению людьми, а к поддержанию складывающегося в обществе порядка отношений (менеджерская функция). Функция охраны порядка отойдет на задний план и, вполне возможно, что будет требовать особых должностных лиц. Административная власть сменит правительственную (государственную в собственном смысле слова). Будущее общество для Сен-Симона — это громадная мастерская, где государственно-правовые институты будут прежде всего обслуживать нужды производства. Преобразование общества на этих началах будет происходить в обстановке политической борьбы. Какие же политические силы способны осуществить эту задачу? Это — консолидированные в единую организацию промышленники. Их цель — установление новой справедливой системы.
В 30-е гг. начинает быстро расти влияние демократических и революционных идей. В их формировании важную роль сыграли события 1848—1849 гг., Парижская Коммуна, а также национальные движения в Италии и других странах. Среди множества возникших тогда теорий наибольшее распространение и авторитет со 2-й половины XIX в. и особенно в XX в. получила теория Карла Маркса (1818—1883), разработанная им в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820—1895).
Исходным положением политико-правовой теории Маркса является идея о. том, что основу существования и развития общества составляет материальное производство. От его уровня и характера производственных отношений в конечном счете зависит сущность права и государства. Последнее (т. е. государство) есть система органов, обеспечивающих политическую власть экономически господствующего класса. Государство возникает с появлением частной собственности и классов и закономерно существует до их исчезновения. В дальнейшем, по мысли Маркса, в связи с переходом к бесклассовому коммунистическому обществу (“обобществившемуся человечеству”) право и государство в процессе длительного (“стихийного”) развития отомрут. На их место придут неполитические институты управления и неклассовые нормы регулирования общественных отношений. Подобно государству право порождено развитием материальных отношений (базис общества). Оно получает свое выражение в законах (и соответственно в подзаконных актах), т. е. юридических нормах, издаваемых государством или им санкционированных (так называемое обычное право). Различение права и закона — важное положение в юридической концепции Маркса, хотя нельзя не отметить, что оно не всегда проводится им последовательно. Впоследствии уже у В. И. Ленина (см.) и других теоретиков XX в. мы неоднократно встречаем их отождествление.