Цель: определение устойчивости и концентрации внимания.
Возраст испытуемых: 1-4 класс.
Процедура проведения: для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция, предъявляемая ребенку: «Ты видишь перед собой буквы алфавита. Рассмотри каждую строчку и отыщи буквы «к» и «р», зачеркивая их. Задание выполняй быстро и точно». Время работы – 10 минут (засекаем секундомером).
Обработка: психолог заполняет протокол исследования устойчивости внимания
Показатель | Результат |
Количество просмотренных за 10 минут букв | |
Количество правильно вычеркнутых букв | |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | |
Точность выполнения задания, % | |
Оценка точности, баллы | |
Оценка продуктивности, балл. | |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
Выясняется продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и по формуле рассчитывается точность: K=m/n*100%, где m — количество правильно вычеркнутых за 10 мин букв, п — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью специальной таблицы, полученной путем обычного шкалирования.
Шкала для перевода показателей свойства внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкальные оценки | Устойчивость внимания | Переключение внимания | Объем внимания |
Более 50 | Более 217 | Менее 115 | |
--- | --- | --- | |
48-49 | 214-217 | 115-125 | |
46-47 | 211-214 | 125-135 | |
44-45 | 208-211 | 135-145 | |
39-43 | 205-208 | 145-155 | |
36-38 | 201-205 | 155-165 | |
34-35 | 195-201 | 165-175 | |
31-33 | 189-195 | 175-195 | |
28-30 | 182-189 | 195-215 | |
25-27 | 172-182 | 215-235 | |
23-24 | 158-172 | 235-265 | |
20-22 | 149-158 | 265-295 | |
16-19 | 142-149 | 295-335 | |
14-15 | 132-142 | 335-375 | |
12-13 | 122-132 | 375-405 | |
9-11 | 114-122 | 405-455 | |
--- | 110-114 | --- | |
--- | --- | --- | |
Менее 9 | Менее 110 | Более 455 |
Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле:
А = В + С, где Б и С — балльные оценки продуктивности и точности соответственно. Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания в шкальные оценки по специальной таблице.
Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность | Точность | ||
знаки | баллы | % | баллы |
Менее 1010 | Менее 70 | ||
1010-1175 | 70-72 | ||
1175-1340 | 72-73 | ||
1340-1505 | 73-74 | ||
1505-1670 | 74-76 | ||
1670-1835 | 76-77 | ||
1835-2000 | 77-79 | ||
2000-2165 | 79-80 | ||
2165-2330 | 80-81 | ||
2330-2495 | 81-83 | ||
2495-2660 | 83-84 | ||
2660-2825 | 84-85 | ||
2825-2990 | 85-87 | ||
2990-3155 | 87-88 | ||
3155-3320 | 88-90 | ||
3320-3485 | 90-91 | ||
3485-3650 | 91-92 | ||
3650-3815 | 92-94 | ||
3815-3980 | 94-95 | ||
3980-4145 | 95-96 | ||
4145-4310 | 96-98 | ||
Более 4310 | Более 98 |
Стимульный материал
АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКОАНКСА КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕОКРВНАС НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН ЕНРАЕРСКВОКСЕРВОСАНОВРКАСОАРНЕОРЕСВОЕРВ ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕАКОВНСАЕ ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАК ВНЕОСЕАВКРНВСНВКАСВКАНАКРНЕОКОВСНВОВР СЕРВНРКСРВНЕАРАНЕРВОАЕСЕРАНЕРВОАРНВСАРВ ЕРНЕАЕОРНАСРВКОВРАЕОСЕОВНАЕНЕОВСКОВРНАКС ЕРВКОСКАОЕНРВОСКРЕНАЕОНАКВСЕОВКАРЕСНАОВКО АОВНРВНСРЕАОКРЕНСРЕАКВСЕОКРАНСКВАНЕОВНРС КАОРЕСВНАОЕСВОКРНКРКРАЕРКОАСАРВНАЕОСКРВК ОКРАНАОЕСКОЕРНВКАРСВНРВНСЕОКРАНЕСВНКРАНВ ЕРАКОКСОВРНАЕАСВКЛНОСЕНВРАКРЕОСОВРАОЕСЕА НЕСВКРЕАКСВНОЕНЕОСВНЕОРКАКСВНЕОКРОКАНЕОС РНЕСВНРКОВКОАРЕОВОКСНВКАЕРВОСНЕАКАСНВОЕН СВНЕОВКРАНРЕСКОАНВРКАНВСОЕРАНВОСАРКВНСОЕ ОКНЕКРВСЕНРКАЕСВОКАРЕОКВНАРЕСКВНЕОСАРНЛ КРНСАОЕРКОСНВКОЕРВОСКЛЕРНСОАНВРКВНЕНРАКС РНВКОСНЕАКВРСОАНСКВОАСНЕВОНСКВРНАОЕНСОА НСОАКВРНСАОЕРСКОЕНАРНВОСКАОКРНСЕОВСЕНВК ЕКРНСОАРВНЕСАРКВРНСЕНВРАКВСЕОКАЕРКОВНЕАС ОЕНРВКСЕРВНАОЕАСКРЕНВКСОАРЕОКСЕРНЕАРВСКВ НСОКРВНЕОСКВНРЕОКРАСВОЕРНРКВНРКАСОВНАОК РВАКРНЕСОКАРКВОАСРЕОКРАНВРЕСКНВКОЕСАНЕ ВРКОАСНАКОКВОСЕРКВНЕРАКСВНЕОКРЕАСОКРЕОВНС СЕОВНАРКОСВНЕРАНРОАСОКРЕАОСВРКАКРЕРКОЕСВН ОАЕРВКСОЕНРАКРНСЕАКОВОЕНСАНРВОСЕНВОКНВРА ЕСНАКВОЕРЕНСАКВОАЕРКСЕНРАКРВСАЕОВНЕСРКВО ОКРЕСОАНЕРВНЕСКАОРВРКОСАРКВСКАКРЕСВНАКРЕС СВКОАНРВСКОЕРНАКВСНЕРАЕОВРНАКВСНВОЕРАЕОК ВРАСНРКОЕАСОВРЕСКОАНЕСНВСКАЕОРНАКЕРНСОКВ