Мужья, зная о том, кем мы являемся во Христе Иисусе, мы также должны понимать, что Бог сделал нас главой семьи. Мы наделены властью и помазанием, чтобы занимать это положение. Но Бог дает мужу не только власть: Он всегда раскрывает цель этой власти. Он всегда дает мечты и показывает высшее призвание во Христе Иисусе. А в браке такое высшее призвание состоит в том, чтобы любить своих жен и служить им.
Если муж понимает только то, что у него есть власть, которую можно применить, его жена будет несчастной и ей будет чрезвычайно трудно повиноваться своему мужу. Власть без цели становится безответственной и опасной. Но если муж увидит всю картину и поймет, что его власть предназначена для служения, то он не будет злоупотреблять ею. Его жена будет довольна так же, как и он. Есть доля правды в пословице: "Когда мама довольна, все довольны"!
Господь Иисус всегда связывает власть со служением. Он продемонстрировал этот принцип Своим ученикам на последней вечере, когда, встав из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался и стал умывать ноги Своим ученикам. Сделав это, Он сказал:
..Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я то и есть. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны омывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб — не больше господина своего, и посланник — не больше пославшего его. Вели это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
Иоанна 13:12—17
Возможно, вы любите свою жену, и она повинуется этой любви, но вашей реакцией на ее повиновение должно быть не доминирование, а служение. Любой человек, призванный занимать в теле Христовом позицию власти, должен отдать за это свою жизнь и стать великим слугой. Когда человек женится, его супруга становится его служением — его первоочередным служением. У него появляется ответственность питать и греть свою жену; и эта ответственность гораздо больше любой другой ответственности по отношению к любому другому человеку или группе людей.
Я написал песню, которая называется "Ты — мое служение", в которой говорится о взаимоотношениях мужа и жены. В ней есть такие слова:
Я знаю, чтобы я любил себя,
Мне нужно любить тебя.
Ты мое совершенство,
Особенная песнь в ночи,
Духовная часть меня,
Ты — мое служение.
Служение мужа жене состоит в том, чтобы ставить ее нужды выше своих. Ее повиновение касается всех сфер его власти; его служение касается всех сфер ее обеспечения: материальной, душевной и духовной. Богоугодный муж живет для того, чтобы служить своей жене. То, что муж является главой своей жены, означает, что Бог дал ему честь и привилегию заботиться о драгоценном сокровище, одном из Его чад. В действительности, жена принадлежит Господу, и Он доверил мужу ответственность питать и греть ее, наполняя ее Божьей жизнью и Его словом. А когда вам доверено что-то взращивать, то вы обязательно соберете урожай.
Когда мужчина берет себе жену, он посвящает ее во все сферы своей жизни. Она становится частью его, а он — частью ее. Они — одно целое. Например, если муж "трудоголик", то его жена будет жить в урагане работы, давления и стресса. Если он нетвердо стоит во Христе, то ей придется испытать на себе его духовную неуверенность. Кем бы он ни был, она целиком погрузится в его систему мировосприятия, его самооценку, его беспокойство, его мир, его состояние.
Жена приносит урожай того, что муж посеял в ее жизнь. Она обладает способностью приумножать то, что он говорит и делает, таким образом принося урожай из его семени. Мы наблюдает это в физической сфере, когда мужчина сеет в утробу своей жены, и она приносит урожай в виде ребенка. Мы это видим в эмоциональной сфере, когда мужчина сеет в свою жену гнев, и она производит урожаи гнева, недоверия и неприятия. И пожинает такой урожай именно муж. То, что он сеет в свою жену, станет урожаем, который он пожнет в своем браке.
Слава Богу, Иисус сеет в нас полноту, мир, радость и любовь, питая Своим Словом и наполняя Своим присутствием. Его божественное семя производит в нас вечный урожай. И именно Иисус пожнет этот урожай. Он сеет в Церковь, которая станет "славной невестой" без пятна, порока или недостатка. Но хороший урожай не всегда вырастает "автоматически".
Для каждой жены вызов состоит в том, чтобы производить хороший урожай от хорошего семени. Она должна хранить свое сердце от ожесточения по отношению к мужу или Богу. Жене необходимо постоянно просить Господа о плодородии своей "почвы", которая должна быть доброй (как говорил Иисус в Евангелии от Марка 4:20), чтобы приносить хороший урожай из хорошего семени.
Полномочия
Так должны мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
Ефесянам 5:28—30
Таким образом роль мужа в браке является зеркальным отражением роли Иисуса как Жениха по отношению к Церкви. Очевидно, что наш союз с Христом должен быть виден не только по воскресеньям, когда мы говорим о религии или думаем о духовном. Брак с нашим Господом делает нас одним целым с Ним во всех сферах нашей жизни в любое время и в любой ситуации, потому что мы члены Его тела, плоть от Его плоти и кость от Его костей. Мы являемся "Иисусом" на этой земле!
Его воля должна быть нашей волей.
Его страсть должна быть нашей страстью.
Его сострадание должно быть нашим состраданием.
Мы должны излучать Его благословение, честь, силу и славу, демонстрируя Его характер каждому человеку, с которым мы встречаемся.
Для мужей это нелегкое задание! (Кое-кто чувствует себя так, будто его отжали в стиральной машине?!) Но, мужчины, мы должны помнить, что Бог не оставил нас беспомощными. Он обеспечил нас всем, что нам нужно для успеха. У нас есть Его Слово. У нас есть Его Дух. У нас есть Его имя. У нас есть Его мудрость. У нас есть Его любовь. И Бог не только дал нам власть, но и помазал быть "Иисусом" для наших жен, чтобы мы, поступая так, как Он, показали миру Его спасение.
Глава 7
Близость
Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика — я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа.
Ефесянам 5:31—33
В этой заключительной части пятой главы Послания к ефесянам Павел говорит, что он описывал брак мужчины с женщиной, как пример взаимоотношений Церкви с Иисусом Христом, которые являются тайной. Темой его рассмотрения является не брак, а эта тайна. Союз мужчины и женщины ~ это всего лишь пример таинства брака Иисуса с Церковью, взаимоотношений Главы и Его тела, Жениха и Невесты.
В свете этой истины Бог по Своей безграничной мудрости и милости установил супружеские взаимоотношения так, что мы можем их исполнить, лишь идя рука об руку и лицом к лицу с Ним. Насколько мы стремимся к близости с нашим небесным Женихом, настолько и будем наслаждаться брачным блаженством с нашим супругом или супругой на земле. И каждая сторона нашего земного союза отражает божественный замысел и радость нашего небесного союза с Иисусом. Например, до того, как мы вступили в завет с Христом, Он вел Себя очень настойчиво. Он ухаживал за нами, добивался и преследовал нас, оказывая всяческие знаки внимания. Но интересно то, что перед тем, как Он завоевал наше сердце, Его отвергли другие:
В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Иоанна 1:10,11
Иисус стал плотью и обитал с нами, но когда Ему пришло время взять Себе жену, Он выбрал не земную, а духовную невесту — Израиль. Но Израиль отверг Его, и у Него, как и у первого Адама, не оказалось помощника, соответственного Ему. Итак, Он пошел на крест, Бог пронзил Ему ребра, и оттуда вытекла кровь, которая привела к появлению Его духовной невесты. Вот почему крест называют страстями Христа.
Когда Иисус вышел из гробницы, Он начал созидать Свою невесту, как Ева была созидаема для Адама Видите ли, в древнееврейском тексте Ветхого Завета сказано, что Адам был сотворен и образован, но Ева была построена, или создана (см. Бытие 2:7,22). И не случайно Иисус заявил, что создаст (или построит) Свою Церковь.
Он говорит им: "А вы за кого почитаете Меня?" Симон же Петр, отвечая, сказал: "Ты Христос, Сын Бога Живого". Тогда Иисус сказал ему в ответ: "Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".
Матфея 16:15—18
Церковь — это духовная невеста, построенная на пришедшем через откровение знании о том, кем является Иисус. Христос отдал за нас Свою жизнь; и, подобно заливающейся румянцем невесте, которая излучает радость, показывая, как она обожает своего жениха, мы должны ходить в славе Господней. Мы с Ним одно целое. Мы кость от костей Его и плоть от плоти Его, мы члены Его тела и ходим во свете, как и Он во свете.
Святая охота
Поэтому оставит человек отца своего и мать...
Ефесянам 5:31
Для того чтобы прийти к нам, Иисусу пришлось оставить Своего Отца Небесного и стать одним целым с нами. Также и мужчина должен оставить своих родителей, чтобы стать одним целым со своей женой. Но и все мы должны что-то оставить. Христиане должны оставить мир, давший им физическое рождение, чтобы духовно соединиться со своим Господом и Спасителем Иисусом Христом. И, в конце концов, при воскресении, мы соединимся с Ним и физически.
Когда речь идет о браке, роль мужчины состоит в том, чтобы он достиг такого уровня зрелости в хождении с Господом, что сказал бы: "Пора мне оставить своих родителей и создать собственную семью. Пришло время найти себе жену". И тогда им овладевает охотничий инстинкт. Верующий мужчина будет полагаться на Господа, веря, что Он приведет его к "правильному" человеку, но в то же время он должен вести себя настойчиво и активно, как это делал Иисус.
Несмотря на то, что уже сотни лет мужчины не кормят свои семьи, занимаясь охотой на диких зверей, внутри каждого представителя сильного пола все так же живет охотник. А незамужняя женщина, с другой стороны, представляет собой дичь. Она идет по жизни в чистоте и святости перед Господом, зная, что когда она будет готова, Он даст ей мужа и это произойдет в самое подходящее время. Незамужней женщине не нужно что-то предпринимать, чтобы оказаться на пути мужчины или преследовать его. Это он должен найти спутницу жизни и завоевать ее сердце.
Но, конечно, это не означает, что женщины должны становиться жертвами преследователей! Дело в том, что целью верующей женщины не должен быть поиск мужчины. Незамужняя женщина может молиться, чтобы Бог в Свое время и по Своему усмотрению дал ей мужа, но не прекращать заниматься теми делами, которые поручил ей Господь. Ей не нужно куда-то идти, а тем более бежать в поисках мужчины.
Но это также не означает, что женщина-христиан- ка должна принять с распростертыми объятьями первого нашедшего ее охотника! Она может согласиться стать женой того мужчины, в отношении которого у нее будет мир в сердце, для кого она предназначена Богом (и она уверена в этом), кому с радостью будет повиноваться всю жизнь и того, кто будет любить, питать и греть ее.
Бог не выводил Еву на сцену до тех пор, пока не были установлены все декорации и пока Адам не был на месте, чтобы заботиться о ней и любить ее. Бог не давал родиться Церкви до тех пор, пока все не было приготовлено и пока Иисус Христос не воскрес для того, чтобы заботиться о ней и любить ее. Итак, женщины, не говорите "да" мужчине, который еще не полностью посвятил себя Господу. Ждите, пока для вас будет все приготовлено!
Иисус же всегда охотится за Своей Невестой. Он охотился за нами еще задолго до того, как мы узнали Его имя или еще что-нибудь о Нем. Он постоянно ищет тех, которые готовы отвернуться от греха и уверовать в Него. Он постоянно ищет человеческие сердца, желающие познать Его еще ближе и готовые исполнить все, что Он им говорит. Иисус — это охотник за человеческими сердцами.
Но позвольте вас предостеречь: также есть еще один сверхъестественный преследователь, который ходит за нами по пятам. Имя ему сатана. О нем сказано, что это наш враг, который ходит, "как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петра 5:8). Иисус предсказал, что дьявол приходит "только для того, чтобы украсть, убить и погубить" (Иоанна 10:10). Лукавый ищет трофеи, которые сможет повесить у себя на стене. Он ищет людей, которых сможет погубить навеки. Он мучает свою добычу, причиняя ей как можно больше боли и страданий, прежде чем нанести смертельный удар.
Полной противоположностью ему является Иисус, Который ищет нас, чтобы дать нам жизнь, причем жизнь " с избытком (Иоанна 10:10). Господь ищет нас со всей благодатью и милостью, чтобы мы смогли наследовать в Нем "вечную славу", и чтобы Он смог нас совершить, утвердить, укрепить и соделать непоколебимыми (1 Петра 5:10). Если мы будем развивать близкие взаимоотношения с Иисусом, и позволим Его святой охоте овладеть нашими сердцем и разумом, если мы позволим Ему наполнить нас любовью и светом, то не поддадимся уловкам и обману дьявола.
Святое чувство близости
Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Ефесянам 5:31
После того как мужчина оставил своих родителей, нашел женщину, которая согласилась стать его супругой, они соединяются в святом союзе. Муж и жена должны сблизиться до такой степени, чтобы стать одним целым. Не нужно иметь научную степень доктора, чтобы понять, что когда мы соединяемся с другим человеком, то касаемся друг друга! Чувство близости священно. И Бог предназначил его для мужа и жены, чтобы показать пример той близости, которую Иисус желает иметь со Своей Невестой. Более того, без чувства близости очень трудно сохранять верность завету, в котором мы состоим.
Несколько лет назад проводился такой эксперимент. Один клинический психолог хотел изучить влияние прикосновения на гипофиз и железы, отвечающие за рост тела. В исследовании участвовали две группы младенцев и медсестер. Одной группе медсестер сказали удовлетворять только биологические потребности младенцев. Они должны были кормить детей и менять им пеленки, но не прикасаться к ним и не брать их на руки. Другой группе медсестер было сказано обращаться с младенцами, вызывая в них чувство близости. Помимо того чтобы кормить младенцев и менять им пеленки, они должны были прикасаться к ним, делать им массаж, держать на руках и обнимать их.
За время наблюдения за обеими группами младенцев, психолог составил таблицу с различными показателями. Младенцы, к которым не прикасались, развивались медленнее, не достигая своего потенциала. Данное исследование показало, что чувство близости способствует здоровью и нормальному росту.
Желание близости является одним из показателей здорового брака. В близких взаимоотношениях всегда присутствуют прикосновения. Для мужа и жены абсолютно естественное желание держаться за руки, обниматься и целоваться, ласкать друг друга. Покажите мне пару, в которой супруги не прикасаются друг к другу, и я покажу вам брак, который оказался в беде. И я говорю не только о сексе, а о чувстве близости, когда кожа прикасается к коже, и тело прикасается к телу, даже когда супруги в одежде.
А как насчет прикосновений в теле Христовом? Есть ли у вас желание взять за руку человека, сидящего рядом с вами, когда вы молитесь о чем-то в согласии? Готовы ли вы с любовью обнять брата в Господе, даже если он только что зашел с улицы и не очень хорошо пахнет? Всегда ли ваше плечо готово принять слезы человека, оказавшегося в беде? Хочет ли ваша рука похлопать по плечу человека, нуждающегося в ободрении? Спешите ли вы протянуть руку в знак примирения и восстановить взаимоотношения с человеком, который вас обидел?
Ничто так не обескураживает, как ледяное прикосновение или вялые объятия. Ничто так не заставляет почувствовать одиночество, как ложная близость. И Бог знает это! Он Отец, который любит обнимать Своих детей и прикасаться к ним, и Ему нравится, когда мы бежим в Его объятия. Господа огорчает, когда мы отворачиваемся от Него, отвергая близость с Ним; ведь, не ощущая Его божественного прикосновения, мы теряем способность выражать чувство близости и оказывать внимание другим людям.
Наше чувство близости друг к другу должно быть простым, чистым и искренним. Здесь нет места лицемерию! Здесь не может быть корысти или фальши. Если мы хотим быть "составляемы и совокупляемы" как мужья и жены, как члены тела Христова, то должны подчиниться и любить друг друга, показывая сердечную близость. Но мы можем выражать настоящее чувство близости, только если прежде "приняли" его с небес. Мы делаем это, пребывая в общении с Богом не только во время служения в церкви, но и каждую минуту дня и ночи.
Святое общение
Невеста Христа родилась из крови, вытекшей из Его ребер. После этого события мы навечно соединились с Ним в духе. Но тем не менее, мы отделены от Него в пространстве и физической форме. Это тайна. Мы испытываем близость с Иисусом во время поклонения и святого общения. В духовной сфере место поклонения называется Святое Святых, где наш дух и Его Дух сливается воедино, и мы осознаем, что являемся одним целым с нашим Господом. Поклонение — это консультация1 в наших взаимоотношениях с Господом. Свадьба не завершена до тех пор, пока не произошла консуммация *, а брак не будет прочным без регулярной близости. Наша свадьба со Христом не завершена до тех пор, пока мы не выразили свое поклонение Ему как Господу и Спасителю, а наш брак с Ним является действительным лишь в том случае, если мы регулярно продолжаем поклоняться нашему небесному Жениху.
*Консуммация — окончательное введение в силу брака путем совершения мужем и женой полового акта. — Прим. перев.
В браке нет ничего более бодрящего, чем хорошие сексуальные отношения. Что-то другое может быть таким же важным или позитивным, но нет ничего столь же радующего, сильного, страстного или взрывного, чем физическая близость. И ничто другое не обладает такой же творческой силой. Также и время, проведенное наедине с Господом — это самое бодрящее, радующее, страстное и взрывное время в нашей жизни. И ничто из того, что мы делаем в церкви, не обладает такой же силой собирать урожай душ, которого так жаждет наш Бог.
Мы не можем войти в святое общение с Господом, если полностью не отдадим Ему свое "я". При поклонении наше "я" становится совершенно неважным, и единственное, что имеет значение, это Бог. Нас целиком поглощает Его желание, Его воля и Его сущность. В Его присутствии мы теряем себя, причем, делаем это добровольно. Трудно себе представить, чтобы кто-нибудь продолжал поступать эгоистично в Божьем присутствии. Он — все!
Когда, возлюбив Бога всеми своими сердцем, душой, разумом и силой, мы откладываем в сторону свое "я", Он наполняет нас Своим присутствием. Господь заполняет Собой все, что мы Ему отдаем. Он входит во все сферы нашей жизни, принося через нас плод Духа для того, чтобы мы могли любить других людей и служить им. Кроме этого, Бог помещает в нас все дары, чтобы мы смогли исполнить свое призвание. Почему Господь это делает? Потому что Он живет среди славословий Своего народа. Он "переезжает" туда, куда Его приглашают, а затем делает там ремонт! Когда мы живем в постоянном святом общении с Богом, Он благословляет и украшает все, к чему мы прикасаемся.
Святые и славные
Когда муж и жена становятся одной плотью, в этом есть не только элемент воспроизведения, но и спасения. Они не только производят на свет детей, но и "производят" близость друг с другом, которая восстанавливает, совершенствует их самих и восполняет нужды. И когда невеста Христа становится одним целым со своим Женихом, принимая в себя семя Его Слова, тогда близость с Ним восстанавливает, совершает и восполняет нас и в царстве Божьем рождаются младенцы.
Самым главным результатом поклонения Иисусу Христу являются души. Когда неверующие оказываются в среде поклоняющихся, они испытывают такую тягу к Богу, которой раньше никогда не чувствовали. Они жаждут радости и примирения, прощения и исцеления, полной свободы и избавления, которые видят в поклоняющихся верующих вокруг себя.
Кроме спасенных душ, происходит еще кое-что во время нашего поклонения Христу
Чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была святи и непорочна.
Ефесянам 5:27
Иисус делает нас славными!
Благословениям, которыми Он одаривает Свою Невесту, завидуют все окружающие. Эти благословения не только питают и украшают нас, но и преображают в царственное священство нашего Бога. Однако это дается большой ценой. Бог действует через наши семьи, чтобы проповедовать Свое слово нашему обществу, и от этой ответственности у нас подкашиваются ноги!
То, как мы ведем себя дома, отражает нашу настоящую сущность во всей полноте, какие мы на самом деле. Но в этом отрывке из Послания к ефесянам написано, что мы должны подчиниться Божьему Слову и Духу настолько, что наша личная жизнь станет открыта для всеобщего обозрения. Это делает нас очень уязвимыми. Если Бог хочет действовать через нас с девяти до пяти часов дня, то мы можем на это пойти. Если Он хочет действовать через нас с шести до девяти вечера на служении, мы готовы. Но если мы поймем, что вся наша жизнь ~ это полотно, на котором Бог пишет славное Евангелие, то мы придем в ужас! Большинство из нас не находят в себе сил быть под микроскопом мира двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю.
Тем не менее Павел говорит именно об этом. Бог избрал самые близкие взаимоотношения, в которых мы состоим на земле, чтобы показать пример Своих взаимоотношений с Церковью. Он выбрал каждого из нас сыграть какую-то роль в Его драме (а еще чаще — комедии!) без нашего на то разрешения и бросил нам вызов преображаться в Его образ. Мы не являемся Христом, но все же должны облечься в Него и играть Его роль. (И Слово Божье уверяет мужей в том, чем лучше мы будем играть Его роль, тем скорее Он будет отвечать на наши молитвы!)
Любой актер вам скажет, что когда вы играете на сцене какую-то роль, вам нельзя разрушать образ персонажа. Это значит, что вы должны постоянно и в мельчайших деталях показывать личность и характер человека, которого играете. Итак, нам нельзя разрушать образ; мы обязаны показывать характер и личность Иисуса Христа всегда, во всех ситуациях и всем людям.
Мы — Его народ, а Он — наш Бог!
Мы ходим в Его присутствии и излучаем Его славу!
Мы выражаем Его силу и величие!
Мы — Его сверкающий драгоценный камень на земле!
Мы — проявление Его любви и пример Его искупительного труда для каждого человека, с которым мы соприкасаемся!
О, как чудесно и удивительно знать, что Царь царей и Господь господствующих избрал нас Своей Невестой и заключил с нами вечный брак!