Учебно-методические пособия




Аннотированная картотека

Диссертации

1. Родькин П.Е. Книжная графика русского футуризма: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения:специальность: 25 Специальность 17.00.04 — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура:защищена 20.06.2013 / П. Е. Родькин, научный руководитель И. В. Левочкин; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. - Москва, 2013. - 212 л. (Русский футуризм — одно из ярких и наиболее противоречивых явлений отечественного искусства начала XX века. В данной работе предпринята попытка рассмотреть такой аспект его бытования, как книга и книжная графика, что помогает трактовке данного явления в единстве, без акцентировки отдельных течений внутри него (кубофутуризм, эго-футуризм и др.). Являясь ярким примером «коммуникативного искусства», книжная графика русского футуризма, рассмотренная как художественное явление, дает материал для анализа смены художественной парадигмы на рубеже Х1Х-ХХ вв).

2. Сеславинский М. В. Французская книга в оформлении русских художников -эмигрантов 1920 - 1940-е годы: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: Специальность 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»:защищена 17.12.2010 / М.. В. Сеславинский, научный руководитель О. Л. Тараканова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет печати». - Москва, 2010. - 431 л. (В работе проводится комплексное историко-книговедческое изучение изданий, созданных при участии русских художников-эмигрантов во Франции в 1920-1940-е гг., выявление их специфических особенностей, места и роли в истории культуры Франции и России).

Статьи ВАК

1. Ахмадеева Ю.А., Устрицкая Н.А. Жанр «книга художника» в международных студенческих проектах как формирующий компонент межкультурной компетентности студентов вузов России и Мексики // журнал «Мир науки», Москва, 2017. – С. 10. (В статье рассматривается опыт взаимодействия студентов бакалавров Факультета Визуальных Искусств Университета Сан Николас де Идальго города Морелия штата Мичоакан (Мексика) и российских студентов бакалавров и магистрантов Художественно-графического факультета Кубанского государственного университета в процессе создания коллективных книг художника в форме графического альбома офортов и книги-фензина. Книга художника как жанр современного визуального искусства является универсальной для совместной деятельности, способствует развитию межкультурной компетентности, адаптирует студентов к международному общению, являясь по форме доступной для понимания на любом языке без перевода. В процессе работы над книгой художника проявляется весь спектр полученных студентами междисциплинарных и узкоспециальных знаний и навыков, позволяющих сравнивать системы профессиональной подготовки специалистов двух стран. Основываясь на полученном опыте, авторы выделяют ключевые моменты организации совместных творческих проектов, всесторонне рассматривая способы и рекомендации для их успешной реализации).

2. Меньшиков Л.А. Об истоках неодадаизма: книга художника и фестиваль ивентов в целостном художественном проекте //Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Том 6.: сборник научных статей. - Санкт-Петербург, 2017.- С. 85-102. (Первый целостный проект неодадаизма, объединивший книгу художника («Водный ямс» Джорджа Брехта и Джорджа Мачунаса) и фестиваль («Ямс-фестиваль» ивентов флюксуса), представляет собой модель организации подобных проектов художниками в 1960-е годы. В статье на основании зарубежных источников и исследований восстанавливается процесс подготовки и осуществления этого проекта. Рассмотрены точки зрения основных действующих лиц на эстетическую программу и интерпретацию результатов фестиваля, историческое значение книги художника как одного из первых мультиплей флюксуса. Автором выполнен перевод и искусствоведческий анализ партитур, вошедших в первое издание «Водного ямса», предпринята попытка их классификации на основании анализа типов ивентов, представленных в этих партитурах. Статья завершается выводами о значении проекта для истории авангардного искусства).

3. Устрицкая Н.А. Книга художника как средство развития творческих способностей студентов художественно-графического факультета // Журнал «Мир науки», Санкт-Петербург, 2017. - Том 5, №2 — С. 1-8. (В статье рассматривается процесс работы над книгой художника в контексте развития творческого потенциала студентов. Книга художника как мультижанровый вид современного искусства уникальна с точки зрения возможностей для авторского высказывания, раскрытия образного художественного мышления, демонстрации свободного владения техниками печатной графики, цифровыми технологиями и идеально подходит в качестве творческого задания. Разработанная программа включает следующие этапы работы над книгой художника: определение идеи, концепции будущей книги; всестороннее изучение аналогов; подготовительные процессы; воплощение идеи в различных графических материалах; презентация выполненного проекта. Проведенный педагогический эксперимент показал, что бакалавры направления «Педагогическое образование» художественно-графического факультета занимаясь созданием книги художника как вида проектной деятельности при изучении дисциплины «Художественная графика» показали высокие образовательные результаты, продемонстрировали умение работать в команде, заинтересованность в конечном результате. Выводы исследования могут применяться в практике преподавателей учебных заведений творческой и педагогической направленности).

 

 

Статьи РИНЦ

1. Абрамова В.В., Мещеряков Н.А. Систематизация чувственных образов у студентов-дизайнеров в процессе проектирования книги художника // Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. — Липецк, 2018. — С 261-266. (В статье обозначена проблема систематизации чувственных образов у студентов-дизайнеров в процессе обучения проектированию книги художника на основе реализации инновационных подходов в организации целостного образовательного процесса. В соответствии с современными требованиями рассмотрена специфика книги художника как феномена искусства, интегрированного арт-объекта, художественного метода, обозначены педагогические функции процесса проектирования и возможности творческого развития студентов при выполнении авторских проектов в условиях максимально разнообразном взаимодействии различных чувственных образов. Рассмотрено комплексное содержание учебно-творческих заданий по проектированию книги художника в логической взаимосвязи когнитивного, аксиологического, деятельностного и личностного компонентов. Предложен вариант поэтапного обучения основам проектирования книги художника как многопланового, чувственно-образного художественного произведения с применением разработанной комплексной модели).

2. Григорьянц Е. И. Книжная иллюстрация и «книга художника» в творчестве Георгия Ковенчука // Печать и слово Санкт-Петербурга: сборник научных статей. Ч. 1. – Санкт-Петербург, 2015. — С. 154-159. (Статья посвящена анализу книжных изданий выдающегося отечественного художника Г. Ковенчука, которые послужили предпосылкой для его работ в направлении «книга художника»).

3. Григорьянц Е. И. Развитие традиций футуристов в современной российской книге художника // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры: сборник научных статей. Том 213— Санкт-Петербург, 2016. — С. 165-172. (Возрождение, использование и развитие традиций футуристической книги начала XX в. современными художниками. Структура, особенности оформления книги. Нетрадиционные материалы для ее изготовления. Современная книга художника: тираж, распространение, читательский адрес).

4. Григорьянц Е.И. Русская поэзия в книге художника «Опыты нового прочтения // Печать и слово Санкт-Петербурга. Петербургские чтения - 2015 XVII Всероссийская научная конференция: сборник научных статей. – Санкт-Петербург, 2016. — С. 126-133. (Статья посвящена опыту интерпретации поэзии в «книге художника». Поэтический текст и личность автора рассматриваются в качестве концептуальной основы для создания нового книжного произведения. Тема поэзии - «книга художника» раскрывается на примере проекта «Маяковский - манифест», ставшего заметным культурным событием и продемонстрировавшего разнообразные творческие подходы к интерпретации поэтической темы).

5. Григорьянц Е. И. Штрихи к портрету эпохи у петербургских авторов "книги художника" // Библиофилы России. Альманах. Том 2 — Москва, 2005. — С. 238–253. (Альманах «Библиофилы России», посвящен книжным богатствам России и людям, связавшим свою жизнь с их созданием, собиранием, сохранением и изучением).

6. Мещеряков Н.А.Внедрение книги художника как объекта современного искусства в содержание подготовки бакалавров по профилю «Графический дизайн» // Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Г.М. Корякиной, В.В. Абрамовой, И.М. Елисеевой, Липецк,12 октября 2018 года / Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2018. — С 301-308. (В статье раскрыта актуальность совершенствования современного дизайн-образования на основе внедрения комплексных заданий, выявлены некоторые этапы становления и развития книги художника как интегрированного объекта современного искусства, выделены особенности синтеза художественно-образной информации в процессе проектирования комплексного арт-объекта, что позволило обозначить образовательную и воспитательную значимость творческих заданий проектирования книги художника и обосновать важность их внедрения в процесс профессиональной подготовки по профилю «Графический дизайн»).

7. Парыгин А. Б. Генезис «Книги художника» // Вестник Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна: сборник научных статей. - Санкт-Петербург, 2016. — С. 106-113, ил. (В статье рассматриваются наиболее значимые, с точки зрения автора, издания, оказавшие влияние на формирование современного понятия «книга художника» и определившие его позицию в мировом художественном процессе. Особое место занимает вопрос соотношения вербального и пластического начала в книжной структуре. Говорится о работах художников: Уильям Блейк, Кацусика Хокусай, Пьер Боннар, Ольга Розанова, Николай Кульбин, Соня Делоне, Василий Кандинский, фернан Леже, франс Мазерель, фортунато Деперо, Анри Матисс, Бруно Мунари, Ци Байши, Он Кавара, Ансельм Кифер).

8. Парыгин А. Б. Книга художника как форма искусства // Искусство печатной графики: история и современность: тезисы докладов научной конференции Четвертые казанские искусствоведческие чтения, Казань 19-20 ноября 2015 года /. ГМИИ РТ -Казань, 2015. — С. 75-78, ил. (Автор, художник и теоретик искусства, с точки зрения собственного практического опыта, рассматривает вопрос места и границ явления «Книга художника» в мировом художественном процессе и искусстве России. Обозначаются ключевые и субъективно значимые работы «книги художника». Раскрывается смысловая основа авторского проекта «Книга как объект созерцания»).

9. Софронова Н.С. Из истории книги художника //. АРТ-ВИЗУАЛИС: тезисы докладов научной конференции, Омск, 2 декабря 2016 года / Омский государственный технический университет. — Омск, 2016. - С. 41-44. (Статья посвящена исследованию истории «книги художника», её возникновения и развития. Рассказывается о родоначальниках, художниках-авангардистах и современных художниках, занимающихся авторской книгой).

10. Софронова Н.С., Машанов А.Н. Современная книга художника в России. // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: сборник трудов XV международной научно-практической конференции, Омск, 22-24 апреля 2016 года / Омский государственный технический университет – Омск, 2016. — С. 37-39. (Данная статья посвящена исследованию современной Книги художника, её положению и значению в России. Рассказывается о проектах, выставках и современных художниках, занимающихся авторскими книгами).

11. Ткаченко Н. Н. Книга художника - феномен малого искусства // Обсерватория культуры: журнал-обозрение: сборник научных статей. – Москва, 2011.— С.118-122. (Статья посвящена зародившемуся во Франции уникальному явлению мировой культуры конца XIX - второй половины XX столетия - классической книге художника. Заметный след в этом виде искусства оставлен также русскими художниками-эмигрантами).

12. Чудецкая А. «Книга художника» 1980–1990-х годов как направление современной графики // Вопросы искусствознания IX (2/96): сборник научных статей. - Москва, 1996. — С. 78-89. (В статье рассмотрена история развития жанра книги художника в России)

 

 

 

Монографии:

1. Аксенова Г.В. Русская книжная культура на рубеже XIX –XX веков: монография / Г.В. Аксенова. - Москва: Прометей, 2011. — 200 с. (Монография посвящена важнейшей исторической проблеме – развитию русской книжности, ставшей полноценной составляющей отечественной культуры и превратившейся в самостоятельное историко-культурное явление. В монографии проанализированы основные тенденции книжной культуры и книжной деятельности в конце XIX – начале XX в., представлены основные события и явления, повлиявшие на процесс книгоиздания, выявлена взаимосвязь между развитием русского изобразительного искусства и политикой государства в книжной области, а также показана главная цель книгоиздательской государственной политики – сохранение и приумножение православной книжной традиции. Автором раскрыта роль историка и охотоведа Н.И. Кутепова, привлекшего к работе над созданием нового образа книги выдающихся русских художников: В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, В.А. Серова, А.Н. Бенуа и других. В монографии прослежены ретроспективистские работы выдающихся мастеров русского изобразительного искусства Е.М. Бём и Д.С. Стеллецкого. Книга предназначена для специалистов и преподавателей, читающих курс истории отечественной культуры конца XIX – начала XX в., и всех интересующихся историей России).

2. Карасик. И.Н. Михаил Карасик. Автопортрет: монография / И.Н. Карасик. - Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2003. — 95 С. (Монография посвящена творчеству Михаила Карасика и его вкладу в становление Санкт-Петербургской книги-художника).

 

Учебно-методические пособия

.

1. Загянская Г.АРусский Авангард: Изобразительное искусство. Литература. Театр: учебное пособие для вузов / Г.А.Загянская. - Москва: ГИТИС, 2007. — 247 с. (Учебное пособие просвящено обзору тех новаторских тенденций в искусстве начала XX века, которые вошли в историю культуры как "русский авангард". Авангард всегда был нарушителем границ, где бы эти границы не располагались: между жанрами, видами искусств, высоким и низким, искусством и жизнью).

2. История книги: Учебник для вузов / Под ред. А.А.Говорова и Т.Г.Куприяновой. Москва: Издательство МГУП "Мир книги", 1998. — 346 с. (Учебник "История книги", подготовленный коллективом авторов МГУП, охватывает период с древнейших времен до наших дней и раскрывает ключевые вопросы истории развития книги как одной из составляющих культурного наследия общества. Впервые за последние годы в учебник включены материалы по истории зарубежной книги, а раздел по истории русской книги содержит архивные материалы, обновляющие и обогащающие знания о книге. В этом смысле учебник представляет культурологический интерес не только для студентов, но и для специалистов отрасли).

3. Устрицкая Н.А. Книга художника: учебное пособие / Н.А. Устрицкая. - г. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. — 239 с. (В статье рассматривается процесс работы над книгой художника в контексте развития творческого потенциала студентов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: