УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Предмет, методология и проблематика истории психологии.
План
1. Предмет истории психологии и ее задачи. Основные категории истории психологии.
2. Методологические функции изучения истории науки. Концепция парадигмы Т.Куна.
3. Основные подходы к изучению истории психологии. Персоналистский и контекстный подходы.
4. История психологии как история ментальностей.
5. Методы историко-психологических исследований.
Тема 2. Зарождение психологических представлений в начале человеческой истории.
План.
1. Становление первобытной картины мира. Гипотеза Б.Ф.Поршнева о психологических представлениях людей в архиаческих культурах.
2. Социокультурные функции психологического знания в древности.
3. Основные характеристики мифологического сознания. Миф, обряд и ритуал как первичные формы человеческой социальности.
4. Психологическая мысль в странах Древнего Востока. Йога и психология в индуистской традиции. Психологические аспекты дзен-буддизма. Психологические представления в Древнем Египте.
Тема 3. Психология в эпоху Античности и Средневековья.
План.
1. Психологические идеи ранней Античности.
2. Психологические воззрения Платона и Аристотеля.
3. Психологические аспекты средневековой философии.
4. Психологические представления в суфизме.
5. Учения о душе в схоластике средневековой Европы: томизм, номинализм.
Тема 4. Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.
План.
1. История философско-психологической мысли Возрождения.
2. Психология Ф.Бэкона.
3. Психологическая мысль ХУП столетия. Психология «рацио» у Р.Декарта. Этико-психологическое учение Б. Спинозы.
4. Эмпирическая психология: эпифеномизм Т.Гоббса, Д.Локк – ассоцианистские идеи.
5. Психологическая мысль в эпоху просвещения.
6. Английская психология в ХУШ столетии: ассоцианизм Т.Гартли,Д.Беркли, Д.Юма.
Тема 5. Становление психологии и развитие ее отраслей в ХІХ столетии
План.
1. Итоги развития донаучной психологии.
2. Психология и естествознание в ХІХ столетии.
3. Кризис ассоцианизма как объяснительного принципа и универсальной психологической теории.
4. В.Вундт – основоположник современной европейской психологии.
5. Структурализм В.Вундта и Э.Титченера. Ф.Брентано: психология актов.
6. Функционализм В.Джемса.
7. Развитие прикладных отраслей психологии. Становление системы методов экспериментального психологического исследования.
Тема 6. Научные школы в психологии в первой половине ХХ века.
План.
1. Кризис в психологии.
2. Вюрцбургская школа. О.Кюльпе. Н.Ах. К.Штумпф.
3. Гештальт-психология. Х.Эренфельс, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. «Теория поля» К.Левина.
4. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.
5. Психологические идеи в работах французских социологов.
6. Психосинтез Р.Ассаджиоли.
7. Американская психология начала ХХ века. Возникновение и развитие бихевиоризма. Социальный бихевиоризм и необихевиоризм. Д.Уотсон. Э.Толмен. Б.Скиннер. Влияние идей бихевиоризма на современные теории обучения.
Тема 7. Возникновение и развитие психоанализа.
План.
1. Культурно-исторический контекст возникновения фрейдовского учения. Истоки психоаналитической концепции.
2. Жизнь и творчество З.Фрейда.
3. Этапы развития психоанализа. Модель «ментального аппарата».
4. Структурная модель психики. Механизмы психологической защиты.
5. Развитие психоаналитических представлений в 30-40 годы ХХ столетия.
6. Психоанализ и философия.
Тема 8. Индивидуальная психология А.Адлера.
План.
1.Личность и основные этапы научного творчества А.Адлера.
2.Теоретические принципы индивидуальной психологии.
3.Чувство неполноценности, компенсация и гиперкомпенсация. Стиль жизни и жизненные план (прототип). Социальный интерес, его генезис, становление и роль в психическом развитии личности.
Тема 9. Аналитическая психология и постъюнгианство.
План.
1. Жизненный путь К.Г.Юнга.
2. Основные положения аналитической психологии.
3. Понятие коллективного бессознательного у Юнга.
4. Структура и развитие личности в юнгианстве.
Тема 10. Нео- и постфрейдизм в культурном универсуме современности.
План.
1. Классический (ортодоксальный) психоанализ и попытки его ревизии в 60-70 годы ХХ в.
2. Европейская и американская психоаналитические традиции. В.Райх. О.Ранк. К.Хорни. А.Фрейд. М.Кляйн. Э.Фромм. Селф-психология Х.Кохута. Э.Эриксон. Х.Хартманн.
3. Британские школы психоанализа.
Тема 12. Гуманистическая психология Европы и США.
План.
1. Становление и развитие гуманистической парадигмы в психологии.
2. Психология самоактуализирующегося бытия А.Маслоу.
3. Гуманистические идеи К.Роджерса и Р.Мэя.
Тема 13. Развитие отечественной психологии.
План.
1. Развитие психологии в дореволюционной России.
2. Возникновение советской психологии.
3. Научные школы в отечественной психологии.
4. Психология в СССР в 50-80 годы ХХ века.
5. Современное состояние психологии в странах СНГ.