Тезисно-цитатный план
I. Природа, жизнь, любовь – единое. Жизнеутверждающая, святящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви и наслаждение природой – вот поэзия Фета.
II. Пейзажная лирика Фета.
1. Многие поэты испытывали необычайный творческий подъем при соприкосновении с природой. Для Фета очарование природы – это всегда стимул к творчеству, при этом восторг, который вызывает природа, рождает в поэте могучий порыв к творчеству, может быть, неясный для него самого:
"Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет".
2. Олицетворение природы как любимый прием поэта, природа выступает перед читателем как живое существо, но поэт не переносит чувства людей на природу, он просто ощущает жизнь природы как жизнь живого существа:
"Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна...
И рядом, куст родной смущая,
И силясь, и боясь летать,
Семья пичужек молодая
Зовет заботливую мать... "
3. Природа - это возможность для человека прикоснуться к вечности. Порой простая прогулка по морю может вызвать у поэта мысли о вечности. Чувства поэта в стихотворении "На корабле" обострены, отсюда ощущение полета, стремительного исчезновения земли и мысли о том дне, когда сам поэт переступит порог вечности. Но интересно то, что мысли о вечном, о смерти не вызывают у Фета ни ужаса, ни мрачности. Переход в иной мир светел и прекрасен, как прекрасна и эта поездка по морю.
"Летим! Туманною чертою
Земля от глаз моих бежит.
Под непрерывною стопою
Вскипая белою грядою,
Стихия чуждая дрожит.
Ей будто чудится заране
Тот день, когда без корабля
Помчусь в воздушном океане
И будет исчезать в тумане
За мной родимая земля ".
4. Чувство любви всегда связано с чувством прекрасной природы, нюансы человеческих чувств в полутонах природных движений. В стихотворении "Шепот, робкое дыханье..." Фету удивительным образом без использования глаголов удалось передать грани изменений от вечера к ночи, от ночи к утру. Эти изменения в природе сопровождают и градацию человеческих чувств, чувств любви и страсти.
"Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дынных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!.. "
5. Движения природы, цвет, звуки, запахи, шорохи – все составляет мир природы Фета. Обычно поэты замечают именно цветовые изменения в природе, иногда звуки, для Фета удивительный мир природы многообразен, он наполнен запахами, звуками, цветом, игрой теней и света.
"Свеж и душист твой роскошный венок,
В ней всех цветов благовонъя слышны ";
"Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы ";
"Ярким золотом в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник,
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник ".
6. Фет – поэт возвышенного, радостного чувства, поэтому в его стихах так много восклицательных предложений. Пожалуй, таких интонаций нет ни у одного русского лирика, чувства поэта находят отклик в природе.
"Что за ночь! Прозрачный воздух скован;
Над землей клубится аромат.
О, теперь я счастлив, я взволнован,
О, теперь я высказаться рад!";
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
7. Мир природы и чувств переплетается, и поэту подчас трудно или невозможно разделить их.
"Как лилея глядится в нагорный ручей,
Ты стояла над первою песней моей,
И была ли при этом победа, и чья –
У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья?"
8. Поэт может находить сладостное чувство даже в таком времени года, как осень. Традиционно осень изображается в поэзии как время умирания, осень навевает думы о смерти, о вечности, но у Фета мы находим даже в описании осени: "В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело", но вот в лесу призывно звучит рог, и сердце поэта встрепенулось:
"Сладостен звон мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты ".
III. "Фет - поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить" (Л.Н.Толстой).
План комплексного анализа текста (9—11 кл.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
13. Понаблюдайте над лексикой текста:
- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?
- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
- Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
- Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
- Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
- Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
- Обратите внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, литоты, градации, оксюмороны).
14. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков — аллитерация, повторение гласных звуков — ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?
15. Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие существительных и прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т.д.)?
16. Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление предложений определенной структуры — коротких, лаконичных или пространных, простых или сложных, назывных, безличных, обобщенно-личных,— употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточий, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).
17. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идея может быть не только в выражении определенной мысли (рациональная идея), но и в передаче какого-то чувства, настроения, состояния (экспрессивная идея).
18. Каково ваше впечатление от текста?
Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза".
Тезисно-цитатный план сочинения
I. Катерина - "второй (после Татьяны) в русской литературе истинно русский образ женщины" (Аполлон Григорьев).
II. Образ Катерины.
1. Детство героини повлияло на ее характер:
- "жила... точно птичка на воле ";
- "работать не принуждала ";
- "у нас полон дом был странниц и богомолок ";
- "И до смерти я любила в церковь ходить!"',
- "...ночью встану... и молюсь до утра".
2. Принципиально, что Островский выбирает героиню в купеческой среде. Более патриархальной, чуждой новым веяниям. Это усиливает драматизм конфликта и мотивацию протеста.
3. Катерина - самый сильный характер пьесы:
а) решительность:
- "Такая я уж зародилась, горячая!"',
- "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь ";
б) правдивость:
- "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу ";
в) долготерпение:
- "Уж я лучше буду терпеть, пока терпится ";
г) поэтичность:
- "Отчего люди не летают?"
д) религиозность:
- отношение к измене как греху;
- отношение к самоубийству как греху;
- "Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится";
е) суеверность:
- боязнь грозы как Божьей кары.
4. Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам и в то же время сопоставим с ними:
а) противостояние Катерины и Кабанихи определяет главный внешний конфликт пьесы (противостояние веяний нового и патриархальных устоев, домостроя);
б) сильный характер героини противостоит слабым характерам Тихона и Бориса - людей, смирившихся с властью самодуров:
- "К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы" (Н.А.Добролюбов).
в) образ Катерины оказывается противопоставлен и тем, кто выражает протест "темному царству" - Варваре и Кудряшу. Эти персонажи приспосабливаются к жизни до времени (Варвара прибегает ко лжи, Кудряш ведет себя, как Дикой), а затем бегут. Сопоставление: Катерина, Варвара, Кудряш - молодое поколение; противопоставление: Варвара - незамужняя девушка; Катерина - замужем;
г) образ Кулигина сопоставим с образом Катерины, так как он тоже протестует против нравов Калинова, но протест его выражается исключительно словесно.
5. Отношение автора к героине выражается в самом построении пьесы: помимо внешнего конфликта, существует и конфликт внутренний - в душе Катерины - между долгом и чувством.
6. Средства создания образа Катерины подчеркивают ее исключительность. Особенно речь, содержащая множество поэтизмов. Особенно это проявляется в монологах героини.
III. Историческая значимость появления такого женского характера в русской литературе второй половины XIX века - предвестие необходимости перемен в социальной жизни России.
ОБРАЗ ГОРОДА