Страны на энергосберегающий путь развития
Мировой опыт свидетельствует о том, что основные препятствия на пути перевода экономики на энергосберегающий путь развития можно разделить на несколько групп в соответствии с их характером:
-институциональные (организационные);
-законодательные;
-финансовые;
-научно-технические;
-информационные.
Все эти препятствия в большей или в меньшей степени имеют место в Кыргызстане.
В институционной сфере наиболее серьезной проблемой является- отсутствие эффективного руководства на государственном уровне политикой энергосбережения и энергоэффективности, серьезные недостатки в организации системы учета и контроля за энергопотреблением.
В области законодательства к такого рода проблемам следует отнести в первую очередь отсутствие реальных механизмов, стимулирующих потенциальных участников процесса энергосбережения.
Главной проблемой на пути развития энергосбережения, лежащей в финансовой плоскости, является инвестиционный дефицит и слабая финансовая поддержка со стороны государства осуществления энергосберегающей политики.
В научно–технической сфере к наиболее серьезным проблемам следует отнести значительный удельный вес устаревшего низкоэффективного оборудования; дефицит современных приборов, средств и систем энергосбережения; недостаток квалифицированных кадров; крайне медленное внедрение достижений научно-технического прогресса с целью совершенствования производства и повышения эффективности использования топлива и энергии.
Необходимо также отметить низкую осведомленность общественности о возможностях и преимуществах энергосберегающего стиля хозяйствования и образа жизни.
Раздел 8. Подготовка кадров и повышение квалификации
Специалистов в области энергосбережения и
Энергоэффективности
Профессиональное образование в Кыргызской Республики имеет следующие основные ступени.
Начальное профессиональное образование осуществляется в общеобразовательных учреждениях начального профессионального образования (профессиональные технические училища, лицеи). Подготовка квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли осуществляется в 111 учебных заведениях системы ПТО. В год выпуск квалифицированных рабочих строительных специальностей составляет свыше 1500 человек человек.
Среднее профессиональное образованиеосуществляется в средних профессиональных учебных заведениях (СПРУЗ), к ним относятся техникумы и колледжи, в отдельных случаях в ВУЗах. В год выпускается порядка 50 специалистов среднего звена.
Высшее профессиональное образование получают в университетах, академиях институтах и колледжах.В год выпускается до 1000 специалистов в области строительства по различным группам специальностей.
Дополнительное образование взрослыхосуществляется на курсах повышения квалификации, а подготовка научных кадровосуществляется в аспирантурах и докторантурах.
Первые программы по повышению квалификации специалистов строительной отрасли в области проектирования, строительства энергоэффективных зданий разработаны в 2010 году в рамках партнерства Государственного агентства архитектуры и строительства при Правительстве Кыргызской Республики (Госстрой КР) и Проекта ГЭФ/ПРООН «Улучшение энергоэффективности в зданиях».
Учитывая многоступенчатость системы образования необходима разработка образовательных программ в области повышения энергоэффективности при строительстве и эксплуатации зданий для каждой ступени образования:
- в школах для ознакомления с основами рационального использования энергии;
-профессиональных училищах и колледжах;
-средних и высших учебных заведениях;
-курсах повышения квалификации специалистов и представителей органов исполнительной власти, МСУ;
-при подготовке научных кадров.
Кроме того, учитывая тенденции развития в области инновационных технологий и инженерного оборудования необходимо введение новых специальностей по подготовке специалистов управляющих сервисных компаний.
Необходимо ввести повышение квалификации специалистов по вопросам энергосбережения и энергоэффективности на регулярной основе с периодичностью 5 лет.
Раздел 9. Внедрение энергосберегающих технологий,