Глава 2
Физиология и гигиена нервной системы в раннем и дошкольном возрасте.
Путь, который проходит ребенок от рождения до окончания дошкольного детства, поистине грандиозен – от беспомощного младенца до ловкого, подвижного, любознательного первоклассника, способного усваивать школьные знания. Первые семь лет жизни – очень ответственный этап в становлении личности, именно в этот период закладываются ее основы, приобретается опыт, который будет сопровождать человека всю жизнь. Поэтому крайне важно в эти годы обеспечить ребенка не только оптимальными условиями для физического и умственного развития, но и окружить его вниманием, любовью, заботой, научить общаться, позитивно воспринимать себя и других людей, т.е. создать условия для благополучного развития.
Нервная система человека – биологический субстрат его психики – интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифферинцированна. Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350-400 г., но уже к году она утраивается, а к шести годам близка к массе мозга взрослого человека. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые пять лет жизни. Число нервных клеток п полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще не зрелы. Созревание клеток коры заканчивается к 18-20 месяцам, продолговатого мозга и регуляторных структур — к семи годам.
Развитие головного мозга запрограммировано генетически: в определенной последовательности на каждом этапе развития созревают его определенные структуры. Созревание наиболее эволюционно молодых отделов происходит только под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации. По мере роста и созревания мозга усложняется его взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, стимулирует развитие мозга, совершенствует его структурно-функциональную организацию. Чем выше уровень развития мозга, тем сложнее и разнообразнее становятся психические реакции, тем большее значение в регуляции поведения приобретает жизненный опыт.
Таким образом, развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы», заложенной генетически, но и от формирующего воздействия окружающей среды, прежде всего социальной. Развитие личности ребенка происходит в совместной с окружающими людьми деятельности. Известно, что недостаток стимулирующего воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке и нарушению их формирования. В психологии существует понятие сензитивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен копределенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивные периоды — это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного развития в первые три года жизни (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для двигательного развития) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений. Особенности развивающегося мозга. Функциональные особенности развивающегося мозга характеризуются повышенной возбудимостью подкорковых отделов и склонностью к иррадиации(распрастранению) возбуждение на другие отделы: чем моложе ребенок, тем более генирализованный характер имеют его реакции. Наблюдается так же повышенная эмоциональность и более выраженная ориентировочная реакция, обусловленная несовершенной регуляцией протекающих процессов.
Формирование высшей нервной деятельности происходит через этапы становления основных функций коры. Уже к моменту рождения у ребенка есть определенные возможности: он слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи, и вкусовые раздражения, у него имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный, оборонительный, ориентировочный). С первых дней жизни возможна выработка условной реакции на время кормления. На 10-12 дней после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов – вестибулярного, тактильного, а затем и зрительного. Это так называемый рефлекс на положение под грудью.
Показателем достаточного уровня функциональной активности коры в период новорожденности служит так же реакция типа «доминанта». Доминанта представляет собой такой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуждения, а с другой - усугубление тормозного состояния в окружающих зонах. В таком случае перераспределение зон возбуждения происходит с большим трудом. Например, ребенок, увлеченный игрой, не реагирует на слова взрослого. Резкое отвлечение его вызывает дезорганизацию деятельности клеток в обширных отделах мозга, сопровождается общим дискомфортом и отрицательными эмоциями.
В первые дни и недели жизни имеются пищевая и вестибулярная, а с третьего месяца четко выявляется и ориентировочная доминанта. Пищевая доминанта характеризуется тем, что посторонние раздражители (похлопывание по щеке, стук двери и др.) усиливают сосательные движения у ребенка. При ориентировочной доминанте, наоборот, добавочные раздражители вызывают прекращение сосания и поворот головы в сторону раздражителя. На вестибулярной доминанте основан обычай успокаивания ребенка покачиванием.
Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка происходит по пути становления условных рефлексов. На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.
На выработку реакций условнорефлекторного плана влияют определенные условия:
1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма.
2. Оптимальное состояние функциональной активности подкорковых центров, участвующих в образовании условного рефлекса. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т. д.
3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка.
4. Участие различных анализаторов в формировании услов-норефректорной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности существенно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции.
5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрик и т. д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, препятствующее развитию специфической реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.
6. Подкрепление. У детей следует использовать только позитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, похвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведенческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться, лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.
Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для него.
Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условнорефлекторных процесс сов осуществляется посредством торможения — прекращения активности определенных групп нервных клеток.
Состояние запредельного торможения возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния.
Сон как вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восстнавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.
Виды внутреннего, или условного, торможения являются более сложными реакциями. Так, если у ребенка выработан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то рефлекс угасает — ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движения. Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1-2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, чтобы рефлекс восстановился. Реакция условного торможения используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения.
Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент, приходит в состояние торможения.
У детей такая реакция наблюдается в виде отвлечения: например, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребенок отвлекается и перестает есть. У детей раннего и дошкольного возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например, еда. Реакция отвлечения используется для успокоения плачущего ребенка на первом году жизни, когда на него трудно воздействовать словами.В более старшем возрасте такой метод можно применять при сложных для ребенка ситуациях — перед манипуляцией, связанной с неприятными ощущениями, и др.
Дифференцировав, реакции в зависимости от вызывающего ее стимула возможна с третьего месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого. Способность ребенка к дифференцированному восприятию в значительной степени отражает уровень его психического развития. Отсутствие условий для формирования дифференцированного отношения к взрослым (например, в условиях детского дома, где за ребенком ухаживают разные, часто меняющиеся взрослые) препятствует формированию у него привязанностей, а в дальнейшем искажает межличностные отношения.
В основе задерживания реакции (с седьмого-восьмого месяца жизни) лежит способность произвольно отсрочить ее до того момента, когда она будет более целесообразна. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На втором году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка второго года жизни в процессе еды 4—5 мин не следует, так как такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности. Кроме того, на втором году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка третьего года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте, например, ребенок должен уметь спокойно подождать 5-6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе способности к произвольному задерживанию реакции формируются волевые качества личности.
Условное торможение — еще более сложная реакция, при которой тормозящим фактором является дополнительное условие. Подобное поведение требует значительной функциональной зрелости мозга. Оно проявляется у ребенка с конца первого года жизни в виде адекватной реакции на универсальный для человека условный тормозящий фактор — слово «нельзя». На его основе формируются такие важные для человека качества, как способность произвольно откладывать удовлетворение органической потребности ради чего-то или кого-то, пожертвовать чем-то для блага другого человека. Это качество тоже нужно формировать в оптимальные сроки, стимулируя у детей интерес к окружающим, сопереживание, понимание чувств и потребностей других людей. Своевременное формирование условного торможения — адекватной реакции в виде прекращения деятельности на слово «нельзя» — в значительной мере лежит в основе личной безопасности ребенка.
Развивающаяся нервная система ребенка функционирует очень интенсивно. В то же время способность ее находиться деятельном состоянии весьма невысока. Кроме того, в связи со склонностью к иррадиации нервные процессы у детей осуществ ляются более энергозатратным способом, чем у взрослых. Следствием является быстрое утомление. Причинами его наступления часто бывают чрезмерно длительное бодрствование недостаточный сон и наличие неблагоприятных физических факторов в среде, где живет ребенок (нарушение воздушного, температурного режима в помещении, плохое освещение, шум) а также непосильная умственная и физическая нагрузка.
Накапливающееся утомление, отсутствие своевременной отдыха приводят к формированию хронической усталости, или переутомления. Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутомлением заключается в том,что при утомлении работоспособность клеток мозга после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого восстановления не происходит; утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии организма. Переутомление является состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно становится благоприятным фоном для развития болезненных отклонениний и в физической, и в психической сфере. Припереутомленнии наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливается эмоциональная неустойчивость, раздражительность и непродуктивная возбужденность, возникают головные боли.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима жизни детей.
Правильный режим — это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.
Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Важным фактором полноценного и своевременного развития нервной системы является рациональное питание, включающее все необходимые ей питательные вещества (белки, витамины, фосфолипиды, достаточное количество глюкозы — основного « энергоносителя» для нервных клеток).
Всего несколько десятилетий назад представления об оптимальных условиях для полноценного развития ребенка ограничивались его физиологическими потребностями. В последние годы накопилось много данных о важности для психического развития ребенка прежде всего «человеческого» фактора: контактов с близкими, значимыми взрослыми, понимания и принятия его индивидуальности со своими специфическими особенностями и потребностями. Без учета этого фактора нельзя говорить об условиях полноценного нервно-психического развития, о становлении ребенка как личности.
Государственный масштаб организации детских дошкольных учреждений в нашей стране сыграл несомненную позитивную роль в улучшении качества жизни и снижении заболеваемости детей широких слоев населения. Разработанные врачами-гигиенистами санитарно-гигиенические правила функционирования таких учреждений позволили создать оптимальные условия для предупреждения многих болезней. В то же время существование ряда объективных параметров, специфических для микросреды типовых детских учреждений (стандартное оборудование групп, однотипность вещей и игрушек, отсутствие возможности уединиться от сверстников или заняться свободной деятельностью, недостаток индивидуального общения со взрослым, а в некоторых случаях и дефицит впечатлений), привело к «регламентированному однообразию», от которого в первую очередь страдают дети с круглосуточным пребыванием. У некоторых из них развиваются явления, получившие в мировой практике название госпитализма.
При госпитализме ребенку свойственен сниженный фон настроения, пассивность или возбужденность и агрессивность в поведении, быстрое утомление, сниженная адаптивность к новым условиям, не редко развиваются патологические привычки – сосание пальца, скачивание и другое. У ребенка, прибывающего в таком состоянии, замедляется темп развития, с трудом закрепляются новые умения и распадаются уже сформированные, снижается речевая активность. Игры таких детей становятся однообразными и неразвернутыми,они недостаточно ориентируются в окружающем, показатели нервно-психического развития не соответствуют возрастным нормативам. Состояние госпитализма нередко скрывается за пассивной подчиняемостью, за внешним, иногда чрезмерным спокойствием ребенка, лишенного необходимого внимания взрослых к его потребностям. В то же время оно влияет на общее состояние ребенка, на его здоровье и на адапционные возможности, нередко приводят к искаженному формированию личности. Поэтому при организации жизни в дошкольном учреждении нельзя забывать о психогигиеническом режиме – такой постановке воспитательного процесса, которая служила бы предупреждению отклонений в психическом здоровье ребенка, обеспечивала бы, на ряду с физиологическими, и психологические потребности.
Главный псигогигиенический фактор в воспитании детей отношение к ним. Каждый ребенок лучше развивается, успешнее преодолевает те или иные негативные тенденциив своем состоянии, если он получает достаточно внимания, понимания и ласки со стороны взрослого. Основное лицо, с которым общается ребенок в дошкольном учреждении, - воспитательница. Она может эффективно выполнять свои обязанности только в том случае, если знает особенности психики и поведения детей, если она умеет общаться с ними, любит их и свое дело.
При общении с ребенком, при организации его жизнедеятельности обязательно должны учитываться индивидуальные особенности (различный темперамент, темп развития, разный предел выносливости и работоспособности нервной системы). Они обусловливают разные ответные реакции на одинаковые требования к детям одного и того же возраста Неправильным воспитательным подходом является обилие запрещений и частых требованиях остановить действия ребенка. Очень неблагоприятно также отсутствие един-ства воспитания. Причиной нарушения поведения может быть также недостаток общения со взрослыми (педагогическая запущенность или заброшенность).
К весьма неблагоприятным факторам относятся отсутствие условий для активной деятельности, ограничение впечатлений. Недостаток информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, плохой обучаемости, отставанию в развитии. Ограничение в движениях также нарушает его поведение и развитие.
ЦЛ Контрольные вопросы
1.Какое значение имеют первые годы жизни в психическом развитии человека?
2.Какие состояния и реакции высшей нервной деятельности лежат в основе формирования поведения ребенка? Как они проявляются в поведении детей по мере созревания психических функций?
3.Как влияют режим дня и питание на состояние и развитие нервной системы?
4.Что такое переутомление? Какие мероприятия должны осуществляться для его предупреждения?
5.Что понимается под психогигиеническим режимом воспитания ребенка? Какие условия для полноценного психического развития ребенка должны соблюдаться в дошкольном учреждении?
6.Что такое госпитализм? Как он проявляется?
Практическое задание
1. Проанализируйте соблюдение психогигиенического режима в прикрепленной группе. Выявленные недостатки обсудите с преподавателем.
2. Составьте план мероприятий по их устранению.
Нервно-психические нарушения, их лечение и профилактика ииишииииии
Нарушения нервно-психического здоровья детей возникают по разным причинам. Наследственная предрасположенность, конституциональные особенности нервной системы, особенности темперамента и условия воспитания обычно играют роль предрасполагающих факторов. Стрессовые воздействия (например, испуг) и длительные психотравмирующие ситуации (жестокое или изменчивое отношение со стороны взрослых, конфликты в семье, неадекватные требования достижений от ребенка, подавление его инициативы) могут служить пусковым механизмом того или иного расстройства. Повышенную готовность к нервно-психическому расстройству может создать любая причина, вызывающая ослабление организма: неполноценное питание, недосыпание, сильное утомление, острые и хронические болезни. Нельзя недооценивать также неблагоприятное воздействие перегрузки ребенка информацией, которая очень часто встречается в наши дни: стремление родителей «развить* его всеми возможными и невозможными средствами. Компьютер, телевизор, избыток общения также нередко оказываются непосильными для неокрепшей нервной системы ребенка.
Как уже упоминалось выше, нерациональная организация детской жизни, физические и психические перегрузки нередко приводят к переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление лежит в основе формирования астенического синдрома — состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, головные боли становятся стойкими, ухудшаются внимание и память. Болезненное повышение чувствительности может быть настолько выражено, что ребенок страдает от обычных каждодневных раздражителей — для него непереносимым становится пребывание в шумной группе, громкий голос воспитателя может заставлять его вздрагивать, вызывать головную боль, ему трудно воспринимать материал на занятиях. Чувствительность глаз иногда нарушается настолько, что они краснеют, ребенок начинает щуриться, часто моргать, на фоне истощенной нервной системы это приводит к формированию тикоидного моргания. Повышенная утомляемость глазных мышц приводит к неспособности длительно фиксировать взгляд, что препятствует обучению. Сопровождается это, как правило, падением мышечного тонуса, ослаблением мышечной силы. В результате ребенок плохо удерживает карандаш, не может провести четких прямых линий. Нарушение нервной регуляции приводит к расстройствам пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков и всевозможных болей. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми просыпаниями, по утрам ребенок испытывает чувство усталости, угнетенности, нежелание ничем заниматься.
У астенизированного ребенка повышена предрасположенность к тикам, заиканию, навязчивым икающие раздражительность и гневливость ухудшают его отношения со сверстниками, плаксивость нередко делает объектом насмешек других детей. Нарушенные отношения в детском коллективе угнетают ребенка, ухудшая тем самым его самочувствие.
В таком состоянии ребенок не способен справиться даже с той нагрузкой, которая была вполне ему доступна, иногда его несостоятельность достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. Он может безразлично смотреть на предложенное задание, не стараясь его выполнить, отвечать «невпопад» или отказываться от задания, капризничать, отвлекаться. Не в силах сосредоточить свое внимание, сконцентрироваться, приложить необходимое напряжение, ребенок начинает жаловаться на головную боль. Упреки в лени, наказания делают его замкнутым, плаксивым и угрюмым, настроение стойко снижается, и он впадает в астеническую депрессию.
Родители не всегда могут адекватно оценить состояние ребенка, поэтому роль педагога в выявлении астении у детей трудно переоценить. Особенно важно это по отношению к неблагополучным семьям, а также семьям, где детям не уделяется должного внимания или предъявляются слишком высокие требования.
При неврозах у детей наблюдается не только повышенная раздражительность, но и расстройства речи, пищеварения, необоснованные страхи, нарушения сна, навязчивые движения, анорексия (отказ от еды), рвота, энурез и т. д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других (что встречается чаще) их бывает несколько. Все перечисленные расстройства протекают на фоне сниженного настроения (депрессии) и измененного поведения ребенка.
Частым расстройством, особенно у тревожных детей, бывают стойкие страхи. Нормальная реакция испуга отличается от невротических страхов тем, что она быстро проходит и не изменяет состояния и поведения ребенка в целом. Болезненные страхи нередко распространяются на ситуации, лишь косвенно связанные с причиной первого испуга, а иногда и ничем с ней не связанные (генерализация страхов). Иногда причину страха обнаружить не удается. Генерализация страхов — тревожный признак. Наличие ее, а также изменение душевного состояния ребенка, выражающееся в снижении активности, мрачности, замкнутости, говорит о необходимости срочно показать его детскому психиатру.
Достаточно распространены у детей дошкольного возраста такие расстройства, как тики (непроизвольные или частично произвольные навязчивые движения мышц — мигание, шмыганье носом. И тики, и заикание могут быть следствием реакции на острый или хронический стресс (сильный испуг или постоянные конфликты между родителями, травмирующие ребенка). Однако часто фоном для их возникновения служит органическая недостаточность нервной системы в этих случаях они отличаются стойкостью и трудно поддаются.Дети с тиками и заиканием требуют особенного внимания в детском учреждении: во-первых, потому, что их могут дразнить в группе, способствуя формированию чувства полноценности и подавленному настроению; во-вторых здоровому ребенку могут подражать здоровые дети.
Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от двух до трех лет), когда ребенок начинает произносит слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги или делают внезапную остановку в начале или в середине слова. Дыхание становится напряженным, неровным, возникают непроизвольные движения: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Ребенок начинается стесняться своего недостатка, предпочитает молчать или говорит шепотом, иногда пытается объясняться жестами. Такого ребенка изолировать от всей группы не следует (только при тяжелом заикании показаны специальные логопедические группы или сады для заикающихся детей). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они будут к нему хорошо относиться. Очень важно спокойно, не торопясь выслушивать заикающегося ребенка, при быстрой сбивчивой речи доброжелательно остановить его, попросить говорить медленно, нараспев. Необходимо проконсультировать ребенка у врача-психоневролога и у логопеда.
Частым проявлением невротического состояния у ребенка является ночное недержание мочи — энурез. Механизм его возникновения достаточно сложен, он сочетает в себе и психологические (невроз), и органические (недостаточная функциональная зрелость мозга) причины. Выделяют первичный энурез, когда ребенок не имел «сухого» периода, т.е. у него не сформировался навык пробуждения от сна для мочеиспускания. Его объясняют чаще недостатками со стороны нервной системы. При вторичном энурезе ночное недержание мочи возникает у ребенка, уже освоившего навыки опрятности ночью. В таком случае необходимо найти причину, приведшую к возникновению расстройства: чаще всего это хроническая психотравмирующая ситуация, не всегда очевидная для взрослых (например, появление в семье младшего ребенка и недостаточное внимание родителей к старшему).
У некоторых детей мочеиспускание случается каждую ночь, у других — 1-2 раза в неделю. Ночному недержанию мочи могут способствовать сильное утомление днем, большое количество выпитой жидкости, охлаждение ребенка во время сна.
Большинство детей с энурезом стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки и упреки, у них развивается неуверенность в себе. При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить и запугивать. Надо убедить его в том, что это не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует обязательно показать врачу, а в случаях вторичного энуреза — и психологу и начать лечить. Обычно на 2—3 месяца таким детям назначают особый пищевой режим, ограничивающий во второй половине дня соль и жидкость. Целесообразность медикаментозного лечения определяет врач, существенную помощь в излечении может сыграть также психотерапевтическое лечение.
Вопреки распространенному мнению, частым явлением даже у маленьких детей бывают головные боли. Среди болезненных состояний они занимают второе место после болей в животе. У детей первого года жизни головная боль проявляется плачем, повышенным возбуждением, нарушениями сна, рвотой, фонтанирующим срыгиванием. Уже с полутора-двух лет дети в состоянии различать и осознавать боль, могут показать, где болит, часто просятся полежать, жалуются на усталость. Заподозрить головную боль у ребенка можно и по его внешнему виду: он становится вялым, малоактивным, нередко бледнеет.
Головные боли могут быть разного происхождения. Их причиной может быть органическая недостаточность нервной системы, возникшая вследствие родовой травмы или неблагополучной беременности и выражающаяся в повышении внутричерепного давления (так называемый гипертензионный синдром, одно из проявлений которого — головные боли). Боли могут возникать также при воспалительных заболеваниях мозга: менингитах, энцефалитах. Причиной могут быть нарушения зрения или заболевания носоглотки: например, если заложены пазухи носа при запущенном гайморите или неправильно подобраны очки. Во всех перечисленных случаях необходимо точно установить причину головной боли и воздействовать непосредственно на нее.
Головной болью проявляется такое психосаматическое заболевание, как мигрень. Оно может передаваться по наследству, ею страдают около 30% людей, в том числе и детей. Чаще она впервые проявляется в подростковом периоде – на волне гормонального всплеска. Однако известны случаи раннего начала мигрени – в 2-3 года. Обычно болит либо правая, либо левая половина головы, и большинство обезболивающих средств здесь бессильно. Лучше всего малыша положить в постель, поставить теплый компресс на лоб, умыть горячей водой или наложить на голову давящую повязку.
Известны также головные боли напряжения. Ребенку кажется, что болит вся голова, а на самом деле болит мышца, опоясывающая черепную коробку. Боль иногда настолько сильна, что воспринимается как внутренняя. Она может быть вызвана нехваткой солей кальция, приводящая к нарушениям нервно-мышечной возбудимости и спазма мышц головы.
В некоторых случаях боли могут носить невротический характер и возникать в психотравмирующих ситуациях. Длительная и нескончаемые, они возникают на фоне сниженного настроения из-за неправильных обстоятельств жизни ребенка, чрезмерных нагрузок и т.д. Очень важно следить за эмоциональным состоянием детей, чтобы вовремя заметить нарушения подобного рода.
При мигрени следует избегать некоторых продуктов - шоколада, орехов, сыра, если они вызывают приступы головной боли. Для снятия головных болей напряжения полезны продукты, содержащие большое количество 1 - сыр, творог, йогурт, кефир и т. д. При невротических головных болях помогают элеутерококк, лимонник § добавлять по утрам несколько капель в чаи. Полезна в данном случае и аскорбиновая кислота, а также успокаивающим средства (валериана, пустырник, пион).
У детей раннего возраста наиболее частым проявлением нервно-психического неблагополучия является нарушение сна. По разным данным, от х/2 До 73 всех младенцев имеют трудности с засыпанием и частые пробуждения во время ночного сна. Нередко причиной является повышенная возбудимость, те или иные последствия неблагополучных беременности и
родов. Однако нельзя исключить и влияние неправильного ухода за ребенком, непонимание его потребностей. Причиной могут оказаться и боли в животе, воспаление среднего уха или почек. Чтобы выявить причину, каждого ребенка с нарушением сна должны осмотреть врачи — педиатр и невропатолог.
Сон — не однородное состояние, во время него происходят сложные физиологические процессы, а также чередование различных стадий активности нервных клеток. Для засыпания необходима синхронизация биоритмов головного мозга, которая сформирована не у всех новорожденных детей. Механизмы синхронизации формируются и после рождения ребенка под воздействием ритмичных влияний на его органы чувств. В этой связи было пересмотрено негативное отношение к так называемым «вредным привычкам», связанным со сном, — укачиванию, сосанию пустышки, колыбельным. Именно такие ритмичные раздражители способствуют формированию полноценного здорового сна. Важным стимулом созревания нервной системы, необходимы