ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.
На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препинания при них.
II. Орфографический повтор.
1. Тестовое задание. Объяснить написание выделенных слов. какие в них орфограммы
1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
2. современник, связаны, естественно, пустынный;
3. по-французски, по-зимнему, по-нашему, по-_видимому;
4. окружённый, холщовый, плечом, горячо.
5. Словарная работа ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный разбор - Каким способом образовано это слово?
Повторение темы «Вводные слова»
7. Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
- Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
- Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
- Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.
Решим несколько пунктуационных задач:
Графический диктант Записываете значение и структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов:
1) По мнению автора, «человечество-это своеобразная болезнь планеты».
Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники.
3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.
Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.
- Какую информацию нам дают эти предложения?
- Что в них общего и чем отличаются?
Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
П. Изучение нового материала.
Знакомство с теоретическими сведениями. § 30.
-Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? (ответы: для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).
Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.
Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.
Учитель: Составьте схемы этих предложений.
Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике.
В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?
- Сравните предложения и сделайте вывод.:
Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:
· Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.
· Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
· Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с помощью тире и скобок?
· Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда именно ставится тире, а когда скобка?
Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.
Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.
Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Я. Смеляков