Составитель -
доктор педагогических наук, профессор В.В. Абраухова
Методические указанияи задания
к контрольной работе
по дисциплине «Правовые основы образования»
для студентов заочной формы обучения
Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование
Ростов-на-Дону
Методические указания для выполнения контрольных работ
по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование
Выполнение контрольных работ включает следующие этапы:
1. Выбор темы может осуществляться следующим образом:
· из предложенного списка (приложение 1 – Список 1:Темы контрольных работ по учебной дисциплине ….);
2. Определение варианта выполнения контрольной работы соответствует порядковому номеру в группе………….(приложение 2 - таблица 1: Матрица соответствия содержания,трудоёмкости контрольной работы с её оценкой).
3. Составление списка учебно-научных источников может осуществляться следующим образом:
· из предложенного списка (приложение 3 - список 2);
· самостоятельно отобранные (печатные, электронные).
4. Изучение выбранных учебно-научных источников. Учебно-научная работа в рамках выбранных задачных установок (см. Приложение 2, таблица 1, столбец №3).
5. Оформление контрольной работы (приложение 4 – Методические указания по оформлению контрольной работы).
6. Сдача на проверку контрольной работы в рамках учебного плана и графика (на оценку влияет срок сдачи контрольной работы!!!).
Приложение 1
Список 1
Темы контрольных работ по учебной дисциплине
«Правовые основы образования»
Вопросы для выполнения контрольной работы и
Самоподготовки к зачету
1.Роль и задачи образования в современном обществе.
2. Понятие образования, предмет и общая характеристика образовательного права.
3. Система образования в РФ. Конституционные основы ее функционирования.
4. Принципы государственной образовательной политики.
5. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании».
6. Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования.
7. Нормативно-правовое обеспечение в Государственных образовательных стандартах.
8. Конституционное право граждан на образование.
9. Основные положения Конвенции о правах ребёнка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
10. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
11. Порядок разграничения компетенций органов управления образовательными системами в РФ.
12. Лицензирование образовательной деятельности.
13. Аттестация и аккредитация образовательных учреждений.
14. Управление системой образования на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне.
15. Компетенции органов местного самоуправления в области образования.
16. Управление негосударственным образовательным учреждением.
17. Особенности регулирования финансовых отношений в сфере образования в РФ.
18. Финансирование образовательных учреждений.
19. Правовой статус образовательных учреждений.
20. Особенности трудового договора с работниками образования.
21. Оплата труда в сфере образования.
22. Особенности правового регулирования в области образования.
23. Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования.
24. Правила приёма в образовательные учреждения.
25. Система контроля качества образования на уровне образовательного учреждения.
26. Международно-правовое регулирование образования.
27. Права, обязанности, ответственность обучающихся средних специальных учебных заведениях.
28. Нормативно-правовое обеспечение модернизации Российского педагогического образования.
29. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений.
30. Правовое и нормативное регулирование высшего и послевузовского образования.
31. Организация высшего и послевузовского профессионального образования.
32. Особенности правового положения участников образовательного процесса в вузах.
33. Вопросы нормативно-правового обеспечения в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года».
34. Европейское образовательно-правовое пространство. Болонский процесс.
35. Правовые аспекты участия России в Болонском процессе. Образовательно-правовое пространство СНГ.
36. Международное сотрудничество в сфере образования. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования.
37. Развитие образования в Ростовской области.
Региональный документ об образовании в Ростовской области.
38. Уровни нормативно-правовых документов в образовании.
39. Государственная политика в сфере образования.
40. Характеристика содержательной подсистемы в системе образования.
41. Характеристика организационно-управленческой подсистемы в системе образования.
42. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
45. Профессиональный стандарт педагога.
46. Характеристика трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт.
47.Государственный характер системы управления образованием.
48. Государственные гарантии прав граждан РФ на образование.
Приложение 2
Таблица 1 Матрица соответствия содержания, трудоёмкости
контрольной работы с её оценкой
Вариант / оценка | Кол-во источников | Содержание по видам умственных операций | Трудоёмкость | Оформление / учебно- педагогический продукт |
№ 2 «неудовлетворительно» | Один учебник | Простое копирование текста учебника | Плагиат | · соответствует стандартным требованиям · печатный текст или · презентация без проработки |
№ 3 «удовлетворительно» | Два учебника | Простое реферирование | · составлен план реферирования · в заключении сделаны методические выводы | · соответствует стандартным требованиям · печатный текст или · презентация с частичной проработкой |
№ 4 «хорошо» | Два учебника | Реферирование сэлементамианализа | · обоснована мотивация выбора темы контрольной работы · составлен план реферирования · приведены элементы сравнения содержания темы по двум источникам · в заключении сделаны методические выводы | · соответствует стандартным требованиям · печатный текст или · презентация с неполной проработкой |
№ 5 «отлично» | Два учебника + от однойи более научных статей | Реферирование сэлементами анализаи синтеза | · обоснована актуальность темы для образования (педагогики) в целом · обоснована мотивация выбора темы контрольной работы · составлен план реферирования · приведены элементы сравнения содержания темы по использованным источникам · в заключении сделаны методические выводы · обозначены перспективы рассмотрения данной темы | · соответствует стандартным требованиям · печатный текст И · презентация с учетом всех методических рекомендаций по учебной дисциплине |
Приложение 3
Список 2
Учебно-научные источники по учебной дисциплине
№ п.п | Автор | Название | Издательство | Год издания | вид издания | Кол-во в библиотеке | Адрес электронного ресурса | Вид доступа | ||||||||||
1 Основная литература | ||||||||||||||||||
61.1 | Скоробогатов, А.В. | Нормативно-правовое обеспечение образования | Казань: Познание | учебное пособие | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257983 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
61.2 | Гусев,А.П. | Закон «Об образовании в Российской Федерации» | Феникс | комментарии юристов | /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256254 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
61.3 | Борисов, А.Б. | Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). | М.: Книжный мир | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89820 | С любой точки доступа для авт.пользователя | |||||||||||||
2 Дополнительная литература | ||||||||||||||||||
62.1 | Астафьев, А.Ю. | Правоведение | Воронеж: ВГУ | учебно-методич. пособие | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441454 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
62.2 | Серякова, С.Б. | Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы | М.: Прометей | монография | /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437356 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
62.3 | Фотина, Л.В. | Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России | М.: Директ-Медиа | сборник научных статей | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428009 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
62.4 | Болотова, Е.Л. | Правовые основы дополнительного профессионального образования педагогических работников. | М.: Директ-Медиа | Аннотированный обзор документов | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441271 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
3. Периодическая литература | ||||||||||||||||||
63.1 | Материалы Международной молодёжной научно-практической конференции | Технологии будущего: экономика, право, образование | Директ-Медиа | периодическое | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426421 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
4 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия | ||||||||||||||||||
64.1 | Гоптарев, И.Б. | Конституционное право | Оренбург: ОГУ | ппрактикум | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259130 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
64.2 | Кузнецов, С.А. | Органы государственной власти субъектов Российской Федерации | Архангельск: САФУ | уучебно-методич. пособие | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436318 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
64.3 | Ильина, О.Ю. | Семейное право. | М.: ЮНИТИ-ДАНА | ппрактикум | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446492&sr=1 | С любой точки доступа для авт.пользователя | ||||||||||||
Приложение 4