Самостоятельная работа является важнейшим условием получения качественного образования. Ее удельный вес при заочной и очно-заочной формах обучения очень высок. Самостоятельная работа необходима не только для активного приобретения новых знаний, их закрепления, расширения и углубления, но и для формирования критического мышления, которое востребовано в любом виде деятельности выпускника вуза, а также для выработки профессионального юридического мышления.
Самостоятельной работа по дисциплине происходит в нескольких формах и предусматривает:
- детальную проработку вопросов, рассмотренных в ходе аудиторных занятий, с целью углубления и закрепления полученных знаний;
- изучение учебной литературы по программе курса;
- знакомство с содержанием наиболее значимых работ представителей различных политико-правовых учений и анализ их содержания;
- работу с научной литературой, рекомендованной к изучению с целью освоения программы и формирования навыков работы с большими информационными блоками различной проблематики;
- подготовку к семинарским занятиям;
- конспектирование источников и научных работ;
- написание рефератов с целью углубленного изучения ряда вопросов программы и приобретения навыков научного исследования, поисковой и творческой деятельности;
- подготовку к итоговому экзамену.
Знакомство с научной литературой и теоретическими работами представителей политико-правовой мысли представляет определенную сложность. Начинать следует с ознакомления с аннотацией, оглавлением, введением. Необходимым приемом является просмотровое чтение, выборочное чтение, которое должно предшествовать основному вдумчивому и внимательному чтению. Правильной ориентировке в книге способствуют предметные, алфавитные, именные, хронологические и библиографические указатели. Необходимые выписки следует делать только после основательной проработки прочитанного, и стараться ни в коем случае не составлять конспект параллельно первичному чтению, иначе он получится громоздким. Конспект может составляться в виде тезисов, отдельных выписок по интересующему вопросу, необходимых цитат, плана-конспекта, который может быть кратким либо развернутым. Уровень осмысления изучаемого текста будет тем выше, чем более осознанно студент будет стремиться к собственному изложению прочитанного. При ознакомлении с текстом важно учиться вычленять авторский конценпт, находить и выделять основные теоретические положения, их аргументацию и выводы. Выписки следует делать, соблюдая правила библиографического описания. Читая учебник, научную статью, монографию важно обращать внимание на различные ссылки, примечания, указания на источники, которые даются в сносках на страницах или в конце всей книги.
В том случае, если нужно подобрать источники и литературу по определенному вопросу или теме, надлежит пользоваться библиотечными каталогами, в том числе электронными, библиографическими справочниками, списками литературы и т.п. Особое внимание следует обращать на изучение нормативных актов, предусмотренных программой.
Одним из обязательных видов работы студентов при изучении истории политических и правовых учений является выполнение реферата. Главная функция реферата, помимо познавательной, состоит в том, чтобы формировать у себя навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Это предполагает овладение основной методологической базой теоретических исследований, выработку умения работать с различными источниками, осмысленно читать и критически воспринимать научную литературу, научиться четко и убедительно излагать свои мысли в письменной форме.
Студент имеет возможность широкого выбора темы реферата в соответствии со своими интересами. Важнейшим требованием к избираемой теме является ее научно-теоретическая и практическая значимость, актуальность. При выборе темы важно учитывать обеспеченность ее необходимой литературой. Не менее важным обстоятельством, влияющим на выбор темы и на результаты работы, является заинтересованность в исследовании политико-правовых учений определенных стран и периодов. Студент может предложить тему и сам, но должен обязательно согласовать ее с преподавателем.
Содержание реферата должно отображать знание поставленной проблемы, степень ее изученности, краткий анализ и обобщение конкретного материала. Наиболее удачные рефераты могут быть заслушаны и обсуждены в виде докладов на семинарских занятиях и консультациях.
Основные этапы выполнения работы:
- выбор и утверждение темы;
- подбор, изучение и анализ источников, учебной и научной литературы;
- определение цели и задач работы, составление плана;
- написание и оформление работы;
- представление работы на рецензирование;
- доработка реферата, получившего отрицательный отзыв.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Политико-правовая мысль Древней Индии.
2. Даосизм.
3. Конфуцианство.
4. Моизм.
5. Легизм.
6. Политико-правовые воззрения Гераклита.
7. Демокрит о государстве и праве.
8. Политико-правовые идеи софистов.
9. Политико-правовое учение Сократа.
10. Политическая наука Аристотеля.
11. Политико-правовое учение Платона.
12. Учение Эпикура.
13. Учение Цицерона о государстве и праве.
14. Римский стоицизм.
15. Правовые воззрения римских юристов.
16. Политические и правовые взгляды Августина.
17. Фома Аквинский о государстве и праве.
18. Юридическая мысль эпохи средневековья.
19. Политико-правое учение Марсилия Падуанского.
20. Мусульманская концепция государства и права XI-XV вв.
21. Политико-правовые идеи «Слова о законе и благодати».
22. Политическая программа Владимира Мономаха.
23. Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.
24. Учение Н. Макиавелли.
25. Политико-правовые взгляды Мартина Лютера.
26. Кальвинизм.
27. Жан Боден и его учение о государстве и праве.
28. Политическая утопия Т. Мора и Т. Кампанеллы.
29. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян.
30. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».
31. Политическая программа И.С. Пересветова.
32. Полемика И. Грозного и А. Курбского о самодержавной власти.
33. Политические взгляды Ивана Грозного.
34. Политические взгляды А. Курбского.
35. Политическое учение И. Тимофеева.
36. Политико-правовое учение Спинозы.
37. Английские левеллеры о государстве и праве.
38. Политико-правовое учение Гоббса.
39. Учение Локка о государстве и праве.
40. Политические и правовые взгляды Вольтера.
41. Политико-правовое учение Монтескье.
42. Политико-правое учение Ж.-Ж. Руссо.
43. Политико-правовые идеи якобинцев.
44. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.
45. Симеон Полоцкий идеолог просвещенного абсолютизма.
46. Ю. Крижанич.
47. Политические взгляды А.Л. Ордина-Нащокина.
48. Политические идеи Ф. Прокоповича.
49. Политическая программа И.Т. Посошкова.
50. Политические взгляды М.М. Щербатова.
51. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого.
52. Становление американской политико-правовой мысли в XVII–середине XVIII вв.
53. Американская политико-правовая мысль второй половины XVIII в.
54. Политические взгляды Б. Франклина.
55. Политические взгляды Т. Джефферсона.
56. Политико-правовые взгляды американских федералистов.
57. Политические взгляды В. Вильсона.
58. Учение Канта о государстве и праве.
59. Политико-правовая теория И.Г. Фихте.
60. Историческая школа права в Германии конца XVIII первой половины XIX вв.
61. Гегель о государстве и праве.
62. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.
63. Политические идеи Н.М. Карамзина.
64. Политическая программа Н. Муравьева.
65. Политические идеи П.Я. Чаадаева.
66. Политико-правовые воззрения славянофилов.
67. Политико-правовые воззрения западников.
68. Английский либерализм первой половины XIX в.
69. Французский либерализм второй половины XIX в.
70. Немецкий либерализм первой половины XIX в.
71. Политико-правовые воззрения социалистов-утопистов.
72. Политические взгляды О. Конта.
73. К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и праве.
74. К. Маркс и Ф. Энгельс о социалистической революции и социалистическом государстве.
75. Учение Р. Иеринга.
76. Социалистическая теория государства в XIX в.
77. Неокантианское учение о праве в XIX в.
78. Юридическая позитивизм Д. Остина.
79. Политические идеи Г. Спенсера.
80. Политико-правовое учение Ф. Ницше.
81. Политико-правовые идеи демократов-шестидесятников в России XIX в.
82. Политико-правовые взгляды идеологов русского революционного народничества 70-х гг. XIX в.
83. Русские либералы второй половины XIX в. о государстве и праве.
84. Политические взгляды поздних славянофилов в России (Н.Я. Данилевcкий).
85. Политико-правовые взгляды К.Н. Леонтьева.
86. Политические идеи Ф.М. Достоевского.
87. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева.
88. Б.А. Кистяковский.
89. С.А. Котляровский.
90. П.И. Новгородцев.
91. Политико-правовые взгляды С.Н. Булгакова.
92. Политико-правовые взгляды Н.А. Бердяева.
93. Политико-правовые взгляды Н.А. Ильина.
94. Правовые идеи Н.Б. Струве.
95. Правовые идеи П. Сорокина.
96. В.И. Ленин о классовой природе государства.
97. В.И. Ленин о диктатуре пролетариата.
98. В.И. Ленин о социалистической государственности.
99. Политические идеи Н.И. Бухарина.
100. Политические взгляды И.В. Сталина.
101. Меновая концепция права.
102. Психологическая концепция классового права.
103. Дискуссия о праве в СССР в конце 20-х – середина 30-х гг. XIX в.
104. Концепция «социалистического права».
105. Аналитическая юриспруденция.
106. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.
107. Прагматический позитивизм в праве.
108. Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма.
109. Социологическая юриспруденция.
110. Психологическая теория права И.И. Петражицкого.
111. Политико-правовая идеология национал-социализма.
112. Возрожденное естественное право.
113. Интегративная юриспруденция.
114. Теория элит, бюрократии и технократии.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абсолютизм (от лат. absolutus — безусловный) — форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти.
Абсентеизм (от лат. аbsens (аbsentis) — отсутствующий) — проявление равнодушного отношения населения к политической жизни в частности, уклонение от какого-либо участия в ней.
Авантюризм политический (фр. avanture — приключение, риск) — гиперактивное участие в политической жизни, основанное на пренебрежении объективной информацией о реальной обстановке, соотношении сил и средств, возможного и невозможного, объективных закономерностей социально-политической жизни.
Авториторизм — политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов.
Азан — молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэдзина) перед обязательной молитвой.
Анархизм (от греч. апаrchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, выступающее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разновидностей власти (экономической, политической, духовной); отстаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.
Анархо-синдикализм — течение в рабочем движении, ставящее своей целью уничтожение капиталистического строя посредством революционной борьбы синдикатов (французское название профсоюзов).
Аракчеевщина — реакционная политика полицейского деспотизма, проводившаяся графом А. Аракчеевым (военные поселения, палочная дисциплина в армии, муштра, подавление свободомыслия).
Аристократия (греч. aristokratia, от aristos — лучший и kratos— власть — буквально власть лучших, знатнейших) — форма правления, при которой государственная власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления аристократия противостоит монархии и демократии.
Артхашастра — древнеиндийский трактат практических рекомендаций по управлению государством.
Архия (отгреч. archi — власть, правление) — политически организованное, управляемое властью общество, формирующее государство.
Биополитика (от англ.biopolitics ) — концепция, допускающая использование биологических понятий и методов исследования в изучении политических феноменов.
Бланкизм — политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л. О. Бланки, основывающееся на заговорщической тактике в революционном движении, когда узкая группа революционеров-заговорщиков готовит восстание; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П. Н. Ткачев).
Большевизм — течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В. И. Лениным и организационно оформившиеся в 1903 г. на II съезде РСДРП.
Бонапартизм — первоначально термин, употреблявшийся исключительно для обозначения военной диктатуры Наполеона Бонапарта, а затем Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространен на любую контрреволюционную диктатуру, опирающуюся на единовластие, силовые структуры и реакционные слои общества и лавирующую между борющимися силами в условиях социально-политической дестабилизации. Исторически можно определить как форму военно-политической диктатуры.
Брахманизм — одно из ведущих направлений древнеиндийской идеологии, направленной на утверждение верховенства знати и жрецов.
Буддизм — возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» — нирваны.
Былина — русское народное сказание, эпос.
Бюргерство — средний слой, новая социальная группа (купцы, банкиры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленники и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа.
Варны — различные социальные группы свободных индусов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям.
Вассал — феодал, получавший земельное владение (лен) от более крупного феодала с несением в его пользу ряда повинностей.
Веды — древнеиндийские священные книги, учебники религиозных ритуалов.
Власть — центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших наиболее древних проблем политического знания. Власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть есть средство осуществления политики. Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, или ассоциативном, и личном.
Возрождение — эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.
Война — социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия.
Волюнтаризм (от лат. voluntas— воля) — термин впервые введен Ф. Теннисом в 1883 г., идеалистическое направление в философии и психологии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия и организации человеческой деятельности. Противостоит интеллектуализму (или рационализму).
Гандизм — многоплановое учение лидера национально-освободительного движения Индии и партии Индийский национальный конгресс — Махатма Ганди.
Гегельянство — идеалистическое течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегель-янцы (правогегельянство) рассматривают философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ортодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стремилось сохранить учение Гегеля в его «чистоте».
Гегемонизм — навязывание взглядов, политических установок, политики одним субъектом другому (или другим). В основе гегемонизма — расистские идеи о духовном и интеллектуальном неравенстве людей, о праве элиты диктовать свою волю «низшим».
Генезис — возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету.
Геронтократия (от греч. gerоп — старик, kratos — власть) — буквально «власть стариков», принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин «геронтократия» был введен в этнографии в начале XX в. и применялся для анализа структур власти при первобытнообщинном строе, а затем и в классовых обществах. Термин «геронтократия» получил символическое значение косности, отсталости, консерватизма, застойности мышления и бездеятельности.
Глоссаторы (экзегеты) — толкователи законов, римского права. Школа глоссаторов была основана в Болонье.
Господство — понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.
Государство — основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществление этой властью политики.
Гражданские права и свободы — основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества.
Гражданское общество — в идеале общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, относительно независимое от государства, но взаимодействующее с ним; общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Развитое гражданское общество в условиях правового государства имеет гарантии личной безопасности граждан, социально-экономической безопасности. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении политического отчуждения. При этом власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах решения проблем свободного развития человека и общества.
Гуманизация политики — придание политике гуманистической направленности, т. е. ориентации на реализацию человеческих интересов и ценностей. Речь идет об утверждении отношений, у которых мерой всех действий был бы человек.
Гуманизм — совокупность идей, взглядов и представлений, выражающих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего духовному. господству церкви.,
Дань — натуральный (денежный) побор с покоренных племен и народов на Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды.
Даосизм — направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао — «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном личном совершенствовании.
Движение неприсоединения — движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждается неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран.
Деидеологизация — понятие, объединившее широко распространенные в 50-е гг. XX в. в западном обществоведении социально-философские концепции, провозгласившие «конец идеологии» в обществе и возможность построения свободной, чистой от идеологических наслоений науки.
Декабризм — общественно-политическое движение русских дворянских революционеров антифеодальной направленности, вылившееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и отстаивающее идеалы свободы, конституционализма и демократии.
Декреталии — постановления римских пап в виде посланий. Составляли главное содержание свода законов католической церкви — Корпуса канонического права.
Демократия — народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений.
Демос — в Древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы.
Державность (слав, държа — владычество, могущество) — характеристика политического восприятия, мышления и поведения; ощущение причастности и склонность человека или группы воспринимать, осознавать и вести себя в качестве представителя страны с особым «политическим весом» и масштабом, обладающей явным экономическим или военным могуществом, способной оказывать влияние и даже давление на ближайшее и дальнее внешнеполитическое окружение.
Деспотия (от греч. despot — господин, владыка) — крайняя форма тирании; абсолютное и беззаконное (принципиально не ограниченное правом) господство; власть, базирующаяся на полном подавлении, физическом или психологическом, всех остальных субъектов политики и общества в целом со стороны одного властителя (личная деспотия отдельного деспота) или организации (деспотия правящей партии в тоталитарных политических системах).
Джихад — «усиление»: борьба за веру, борьба на пути Аллаха. Первоначально понималась борьба в защиту и распространение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад — лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению.
Диггеры — крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее интересы деревенской и городской бедноты. Видный теоретик — Дж. Уинстенли.
Диктатура (лат. dictatura ) — неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером авторитарного типа, имя которого или используемая им социально-политическая идея дают определение тому или иному виду диктаторского правления (цесаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапартизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм на религиозной основе и т. д.).
Дискриминация (от лат. discriminatiо — различение) — ограничение или лишение прав определенных категорий граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов, пола и др. признакам. Одна из крайних форм расовой дискриминации — сегрегация (отделение) — политика принудительного отделения одних людей от других, ограничения в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности, насильное переселение на специально выделенные территории (резервация, гетто). Политика дискриминации каких-либо групп и обществ может принимать крайние формы, вплоть до гено-: цида (уничтожение полностью или частично).
Догматизм в политике — антиисторический, метафизический, схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем осуществляются без учета конкретной реальности, условий места и времени.
Догмы в политике (греч. dogта — мнение, решение, учение, постановление) — положения, принимаемые на веру без доказательств, опытных обоснований и практической проверки как непреложная, неизменная истина при всех обстоятельствах; результат подчинения авторитету; средство политико-психологического воздействия и осуществления господства.
Доктрина — систематизированное учение (философское, политическое, идеологическое), руководящий теоретический или политический принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий.
Дхарма — в Древней Индии закон жизни, богоустановленный порядок, которому должна следовать каждая варна.
Евразийство — научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве Евразии (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, М. Шахматов, Г. Вернадский и др.).
Ересь (греч. hairises — особое вероучение) — особое вероучение, отклоняющееся от официального вероучения какой-либо религии. Служили религиозной оболочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви.
Естественное право — одно из широко распространенных понятий политической мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы не зависимых от конкретных социально-политических условий и государства.
Жрец в политике — одна из центральных фигур архаичной политики периода неразделенности политической и религиозной жизни; служители божества в древних религиях, совершающие жертвоприношения и осуществляющие толкование «божественных знаков» и «откровений»; осуществляющие духовное воздействие на сознание и поведение людей как в религиозных, так и политических целях.
Закономерность — объективно существующая, повторяющаяся связь явлений общественной жизни, этапов исторического процесса.
Законы Ману — политико-правовой памятник Древней Индии, зако-новедческий трактат, содержащий кодекс социальной жизни древнеиндийского общества.
Западничество — направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб в России (Руси). Направление русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма.
Идеализм — философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное — первичным, а материю, природу, физическое — вторичным, производным, зависимым. Различаются две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объективный утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало; идеализм субъективный отрицает объективное существование материального мира, признавая единственнои реальностью индивидуальное сознание, ощущение, вос^г приятия.
Идеология (от греч. idea и 1оgosз — слово, понятие, учение) — система взглядов и идей, в которых осознаются, оцениваются и выражаются отношения (взгляды, интересы, цели, намерения, настроения и т. д.) людей (групп, организаций, партий и др. субъектов политики) к той или иной действительности и друг к другу, социальные и политические проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной и политической деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественно-политических отношений.
Иджма — общее согласие общины, один из источников мусульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения.
Избранная Рада — неофициальное правительство русского государства в 40-50 гг. XIV в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский.
Имамат — одна из основных исламских категорий, руководство общей молитвой.
Император — повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя.
Инвеститура — право назначения епископов светской высшей властью.
Индепенденты — политическая партия в Англии, представляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства; одно из течений протестантизма.
Индивидуализм в политике (фр. individualismeот лат. individuum— неделимое) — тип мировоззрения, сутью которого является абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставлении обществу в целом. Психология индивидуализма — основа идеологии либерализма.
Инквизиция — трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции были тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, конфискация имущества, произвол в отношении подследственных.
Инстшуционализм — направление государствоведения в XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан — «институций» (семья — партия — профсоюзы и т. д.); вторичный термин — «институционадизация» понимается как организационно-правовое закрепление общественНЫХ ОТНОШеНИЙ.
Иррационализм — идеалистическое философское направление, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается инстинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».
Историзм — принцип рассмотрения действительности как развивающейся и изменяющейся во времени.
Кааба — образ камня, как символ ключа к небесному Храму, божественное знамение.
Как научная дисциплина — история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования (научно значимые и познавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками.
Как учебная юридическая дисциплина — история политических и правовых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Предмет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, проанализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о государстве и праве.
Канонисты — создатели школы, занимавшиеся систематизацией папских декретов, решений церковных соборов.
Кальвинизм — одно из направлений протестантизма, основанное Жаном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм.
Кантианство — критицизм, учение И. Канта и его последователей.
Категорический императив — всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди независимо от их происхождения, социального положения и т. д.
Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — разновидность христианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века.
Кияс —решение дел по аналогии, способ толкования и применения права.
Клерикализм —политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни.
Кондоминиум (от лат. соп — вместе и dominimum — владение) — двойная суверенность, общее управление одной территорией двумя или большим числом государств.
Конституционализм — система организации государственной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обществом и государством.
Колониализм — политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении.
Колонизация — заселение и освоение окраинных земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, характерная для России).
Коллективный анархизм — третье направление анархизма (после теорий М. Штирнераи П. Прудона), разработанное М. А. Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, основанном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, в которых процесс производства и распределения носит коллективный характер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем.
Консерватизм (от лат. сопsеrvarе — сохранять) — политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, упорядоченности, отвергает революционные настроения.
Концепция — понимание, система, трактовка предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения.
Конфликт (от лат. соnflictus — столкновение) — столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
Конформизм (от лат. соп — с, вместе forта — вид, форма) — согласие, примирение, приспособление к общим настроениям, господствующим взглядам и мнениям; непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на расхождения с ними.
Конфуцианство — учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551 -479 гг. до н. э.), имеющее в своей основе принцип добродетели.
Коран — священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафиксированы в «правовых строфах», устанавливающих личный статус, регламентирующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданского, уголовного, финансового права и др.
Крещение — одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киевской Руси положило начало христианизации древнерусского общества и вытеснения языческих верований.
Кризис — перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом. Кризис можно рассматривать как переход системы в новое качество или образование качественно новой системы, как момент развития.
Культ личности (лат. си1tus — почитание, поклонение) — феномен традиционно-патриархальной политической культуры, авторитарных и тоталитарных режимов, тираний и деспотий; характеристика специфического единовластия тоталитарного типа.
Левеллеры — левое крыло индепендентов, радикальная политическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои.
Легальный марксизм — идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции; либеральная теория реформирования буржуазного общества с использованием терминов и положений марксизма.
Легизм — древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам.
Легитимация (лат. 1еgitimus — законный) — процедура общественного и психологического признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике легитимация обозначает ее признание, объяснение и оправдание. Легитимность полит