желудок едой и питьем и благодаря этому развивать мускулатуру. Стали искать
они богатырски сложенного силача, который поглощал бы пищу в больших
количествах, чтобы нарастить побольше мяса - ведь чем больше места занимает
он в мире, тем ближе к достижению цели, которая представлялась этим людям
самой важной, - к тому, чтобы стать богатырем из богатырей. Лишь такой
человек годился им в цари. Искали-искали они и нашли высоченного венгра.
Очень он им пришелся по душе, так как был богатырски сложен и,
следовательно, был ближе всех к достижению цели. Поставили они его над собой
царем, подыскали подходящую страну и поселились в ней... Девятые же заявили,
что все перечисленное не имеет никакого отношения к смыслу жизни. Смысл
жизни, сказали они, в другом: постоянно молиться Всевышнему, благословен Он,
быть скромным и чуждым гордыни. Нашли они человека, в совершенстве знающего
молитвы и их порядок, и поставили его царем над собой.
Услышал Бааль Тфила эту историю у часового и узнал от него, что войско,
осадившее город, пришло из страны, где поселились те, кто поставил над собой
царем здоровенного венгра. Когда вышли они оттуда с обозом, где были запасы
еды и питья и всего необходимого, затрепетал весь мир перед
воинами-богатырями. Люди, попадавшиеся им на пути, сходили на обочину. Но
однажды, когда войско было на марше, встретился им могучий богатырь, который
не уступил им дорогу: прошел он сквозь колонну, разметав людей в разные
стороны, и те испугались его. А когда добрался он до обоза, то поглотил все
съестные припасы, взятые богатырями из дому. Поразились они тому, что
нашелся герой, который бесстрашно пробился сквозь их войско и съел все, что
у них было. Пали они перед ним ниц и вскричали: "Да здравствует царь!" - ибо
увидели они, что у него, несомненно, больше прав на царство, чем у того,
кого они когда-то поставили над собой, и могучий богатырь этот ближе стоит к
достижению цели, к которой они стремились. Не сомневались они, что прежний
царь добровольно уступит ему свою корону, когда увидит такого богатыря. Так
оно и вышло: стал он царствовать над ними.
- И сейчас он ведет нас завоевывать мир, - сказал часовой. - Только
говорит он нам, что подразумевает под этим что-то особенное, а вовсе не
установление своей власти над миром.
Спросил его Бааль Тфила:
- В чем, скажи мне, сила вашего нового царя-героя?
Ответил часовой:
- Когда однажды некое государство отказалось подчиниться ему, достал он
свой меч, который обладает тремя чудесными свойствами... - и рассказал об
этом мече такое, что сразу понял Бааль Тфила: богатырь этот, без сомнения, -
тот самый воин, с которым они были вместе в царской свите.
- Могу ли я встретиться с вашим царем? - спросил часового Бааль Тфила.
- Сначала нужно доложить ему, - ответил тот.
Когда передали царю просьбу Бааль Тфила, приказал он привести гостя.
Узнали оба друг друга с первого взгляда и страшно обрадовались, что
посчастливилось им встретиться. Однако не только смеялись они, но и плакали,
вспоминая своего царя и его приближенных.
- Как ты очутился здесь? - спросил Бааль Тфила воина.
- Когда обрушился на землю страшный ураган и разбросал всех по свету,
вернулся я во дворец из тех мест, где обновлял свою силу, и не нашел никого.
Пошел я тогда куда глаза глядят и во время своих странствий замечал в разных
местах следы пребывания и царя, и царицы, и всех из его окружения. Однако я
не мог их найти, ибо не имел возможности даже приступить к поискам. Следы
каждого из них замечал я, только твоих не встречал.
Сказал ему Бааль Тфила:
- И я видел следы каждого из них, и твои - тоже. Попал я однажды в одно
место и увидел там корону нашего царя; понял я, что и сам он где-нибудь
неподалеку. Но не мог я его найти, потому что не имел возможности приступить
к поискам. Пошел я дальше и оказался на берегу моря крови. Стало ясно мне,
что возникло оно из кровавых слез царицы, пролитых из-за всего случившегося.
Не сомневался я, что и она где-то тут, поблизости, но не мог я найти ее, ибо
не в состоянии был искать. Потом оказался я у моря молока. Несомненно было
для меня, что наполнено оно молоком царской дочери, у которой пропал
ребенок. Распирало ее груди это молоко и струилось на землю, и так
образовалось море. Чувствовал я, что царевна где-то неподалеку, но не мог я
ее найти, ибо не было у меня возможности заняться поисками. Продолжил я свой
путь и увидел лежавшую на земле золотую прядь детских волос. Не стал я
поднимать их, но было ясно мне, что ребенок где-то рядом; не мог я найти
его, потому что был не в состоянии искать. Пошел я дальше и вышел к морю
вина. Не сомневался я, что возникло оно от утешительных слов, адресованных
стихотворцем царю и царице, и от успокоительных речей, с которыми он
обращался к их дочери. От всего этого и образовалось винное море. Но и
стихотворца я не мог найти и снова пустился в путь. Потом увидел я каменную
глыбу, на которой была высечена рука с линиями на ней, подобная той, что
была у царя. Понял я, что это сделал для себя мудрец, который наверняка
где-то тут, поблизости, но найти его я не мог. Направился я дальше и подошел
к горе, которая вся была уставлена золотыми столами и шкафами и прочими
сокровищами царского дворца. Уверен был я, что неподалеку от этого места
находится казначей царя, но найти его не представлялось возможным.
- Я тоже побывал во всех тех местах, - сказал воин. - Я взял семь
золотых волосков ребенка, и у каждого из них был свой оттенок. Я очень
дорожу ими. Жил я там, питаясь чем попало - травой и всякими растениями,
пока не кончилась и эта еда. Пошел я куда глаза глядят и только потом
спохватился, что забыл там свой лук.
- Я видел этот лук, - вставил Бааль Тфила. - Я, конечно, знал, что он
твой, но не мог тебя найти.
- Уйдя оттуда, - продолжил воин, - шел я до тех пор, пока не наткнулся
на войско, состоявшее из одних богатырей. Я прошел через их ряды, надеясь
разыскать какую-то еду, ибо был очень голоден. Как только оказался я среди
них, поставили они меня царем над собою. Сейчас я иду завоевывать мир, чтобы
найти в конце концов царя и всех, кто пропал вместе с ним.
Обратился Бааль Тфила к воину за советом:
- Как поступить с жителями этой страны? Страсть к деньгам овладела ими
настолько, что докатились они до невероятной глупости: стали считать богами
тех их своей среды, у кого много денег; и немало в их жизни иной чепухи.
Ответил ему воин:
- Слышал я от нашего царя, что от всех страстей, владеющих людьми,
можно излечить их и лишь тому, кто одержим страстью к деньгам, ничем помочь
нельзя. Так что тебе переделать их не удастся: этих людей невозможно спасти.
Однако царь сказал мне, что все же есть способ: надо направить таких людей
по дороге, которая ведет к месту, где находился меч и где я обновлял свою
силу. Только на этом пути смогут они избавиться от своей пагубной страсти.
Пробыли они вместе какое-то время, и попросил Бааль Тфила воина дать
жителям этой страны, которые послали его для переговоров, отсрочку и пока не
нападать на них. Согласился тот и договорился с Бааль Тфила об условных
знаках, с помощью которых они будут извещать о себе друг друга.
Распрощались они, и продолжил Бааль Тфила свои странствия.
В пути повстречалась ему группа людей, идущих по дороге и взывающих к
Б-гу, благословен Он; в руках у каждого из них был молитвенник. С опаской
смотрели они на него, а он - на них; остановился он, чтобы помолиться, и они
сделали то же. Завершив молитву, Бааль Тфила обратился к ним:
- Кто вы такие?
Ответили они:
- Разразилась однажды на земле страшная буря и изменила облик мира.
Когда прекратилась она, разделились люди на разные группы и каждая из них
поставила перед собой свою цель. Мы же решили тогда, что смысл жизни в том,
чтобы постоянно молиться Всевышнему, благословенно Имя Его. Искали мы
человека, который знал бы в совершенстве молитвы и порядок их, и, найдя
такого, поставили царем над собой. Услышав эти слова, обрадовался Бааль
Тфила, ибо и он видел смысл жизни в том же. Разговорились они, и рассказал
им Бааль Тфила о том, как сам молится, и вынул книги, которые были у него, и
поделился с ними своими мыслями о том, как именно следует обращаться ко
Всевышнему.
Когда умолк Бааль Тфила, весь мир предстал перед этими людьми в новом
свете и поняли они, насколько велик человек, которого они повстречали. Тут
же отказался их царь от своей короны в пользу Бааль Тфила, и стал тот по их
просьбе царствовать над ними. Он обучал их, и на многое открыл им глаза, и
показал, как правильно молиться Б-гу, и сделал он их великими и совершенными
праведниками. Они и раньше жили праведной жизнью, постоянно молясь
Всевышнему, но только после того, как повстречали Бааль Тфила, достигли
вершин святости.
Послал тогда Бааль Тфила воину письмо, в котором известил его о том,
что ему посчастливилось найти единомышленников и те сделали его своим царем.
Между тем жители страны, в которой деньги считались самым важным в
жизни, как и прежде, служили своим богам-богачам и приносили им жертвы; а
отсрочка, которую дал им воин, подходила к концу. Чем страшнее было им, тем
усердней исполняли они свои обряды: воскуривали благовония своим богам и
молились им. Хватали они небогатых людей, которые считались у них животными,
и вели их на заклание. Тут вспомнили они о совете, который дали им когда-то
купцы, и решили послать за помощью в страну богов, которые, конечно, не
откажут им в поддержке. Так и сделали.
Отправились гонцы в путь, но по дороге заблудились Вдруг увидали они
человека, который шел, опираясь на посох, и посох этот, усыпанный бесценными
бриллиантами, стоил больше, чем богатства всех их богов вместе взятых, более
того - если прибавить к этому все золото страны богов, куда гонцы
направлялись, даже тогда посох превосходил все это своей ценностью. А на
голове этого человека был головной убор, украшенный драгоценными камнями,
стоимость которого тоже не поддавалась исчислению.
Увидев этого человека, пали гонцы перед ним на колени и стали отбивать
ему поклоны: ведь в соответствии с их глупыми верованиями он, обладая
подобным богатством, должен был быть верховным божеством.
А был этот путник, которого они встретили, казначеем пропавшего царя.
Сказал он гонцам:
- Чему так изумились вы? Пойдемте со мной, я покажу вам, что такое
настоящее богатство.
Привел он их к горе, где лежали все сокровища царя; как увидели их
гонцы, снова пали на колени и принялись бить поклоны, ибо обладатель всего
этого был, несомненно, богом всех богов. По глупому своему обычаю они должны
были с готовностью принести себя в жертву ему, но не осмелились так
поступить, ибо те, кто послал их, наказали не делать этого, опасаясь, что
никого из гонцов не останется в живых. Ведь могло случиться, что кто-то из
них, отойдя, скажем, по нужде в сторону, нашел бы клад, и остальные принесли
бы в жертву разбогатевшему одного из своих товарищей - и погибли бы они так
один за другим. Поэтому и предупредили их, чтобы не совершали они в пути
никаких жертвоприношений.
Посоветовались между собою гонцы и решили, что идти в страну богов уже
нет смысла: этот верховный бог, богатство которого неисчислимо, скорее
выручит их.
Попросили они его отправиться с ними в их страну, и он согласился.
Весь народ ликовал, когда вернулись они, приведя с собою
могущественного бога, несравненного богача, который наверняка спасет их.
Царский же казначей начал устанавливать порядок в стране с того, что
потребовал отменить все жертвоприношения: он, как и другие приближенные
царя, был большим праведником, и ему были отвратительны глупые обычаи этого
народа. Понимал он, что убедить людей сойти с дурного пути ему вряд ли
удастся, но все же первым делом решил запретить самый варварский их обычай.
Попросили его жители страны защитить их от воина, перед которым они
трепетали в страхе.
- Не тот ли это богатырь, которого я знал когда-то?.. - подумал вслух
царский казначей.
Спустился он с горы и направился в сторону войска, осаждавшего город.
Добравшись до передовых постов, он обратился к часовым:
- Могу ли я увидеть вашего царя?
- Ему доложат, - ответили те.
Передали царю, что какой-то человек просит принять его, и приказал тот
впустить гостя.
Узнали оба друг друга и обрадовались встрече; но не только смеялись они
- и плакали тоже, ибо их царя и остальных его приближенных не было с ними.
Потом воин сказал казначею:
- Наш святой Бааль Тфила тоже был здесь, мы встречались с ним. Теперь
он стал царем.
Рассказал ему казначей, что в скитаниях своих находил то тут, то там
следы пребывания царя и его придворных.
- Лишь твоих следов и следов Бааль Тфила не встречал я, - сказал он
воину.
Завели они разговор о стране, народ которой совсем потерял рассудок
из-за страсти к деньгам, и воин сказал казначею то же самое, что говорил
раньше, обращаясь к Бааль Тфила:
- Единственный способ помочь таким людям - направить их по дороге,
ведущей к месту, где обновлял я свою силу.
Побеседовали они еще какое-то время, и уговорил казначей воина продлить
этим людям отсрочку. Согласился тот, и договорились они об условных знаках,
с помощью которых будут извещать о себе друг друга. Попрощались они, и
вернулся казначей в ту страну.
Еще до своей встречи с воином обличал он ее жителей в грехах, в которых
погрязли они из-за своей страсти к деньгам, однако не удавалось ему вывести
их на верную дорогу: слишком глубоко укоренилась в них эта страсть. И
все-таки увещевания и Бааль Тфила, и казначея, которые подолгу беседовали с
ними, не пропали даром нарушили их душевный покой. Стали говорить они:
- Хорошо, мы не против - избавь нас от нашего порока.
Несмотря на то, что их образ жизни оставался неизменным и они не
бросали своих привычек, от них уже можно было услышать:
- Если мы и вправду заблуждаемся, помоги нам, пожалуйста, взяться за
ум!
Сказал им казначей, вернувшись от воина:
- Я посоветую вам, как победить этого богатыря. Мне известен секрет его
силы, я знаю, откуда он ее берет, - и поведал он им историю о чудесном мече.
- Я пойду с вами туда; это место придаст сил и нам тоже, и так мы сможем
устоять против неприятеля.
На самом же деле казначей преследовал другую цель: провести этих людей
по пути, который избавит их от сребролюбия.
Приняли они его совет и решили послать с ним тех, кого считали своими
богами. Разоделись эти богачи, понавешали на себя золотые и серебряные
украшения и вышли в путь вместе с казначеем.
Известил тот воина о том, что идут они искать место, где находился меч,
и прибавил, что надеется разыскать по дороге царя и его приближенных. Узнав
об этом, воскликнул воин:
- И я пойду с ним!
Переоделся он, чтобы спутники казначея его не узнали, и присоединился к
ним. Решили воин с казначеем сообщить о своем намерении и Бааль Тфила.
Получив от них это известие, воскликнул тот:
- И я пойду с ними!
Перед тем, как отправиться в дорогу, наказал Бааль Тфила своим людям
молиться Б-гу за него и его товарищей, чтобы Творец послал им удачу и
удостоились они найти царя и его людей. Надо сказать, что сам Бааль Тфила
постоянно молился об этом и просил о том же и других; он даже составил с
этой целью особые молитвы. Теперь же он попросил своих людей днем и ночью
обращаться к Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он дал Бааль Тфила и его
спутникам возможность разыскать пропавших.
Когда присоединился Бааль Тфила к своим товарищам, радости всех троих
не было предела; и смеялись они, и плакали... Шли они теперь втроем, и
боги-богачи - с ними.
Шли-шли они и увидели перед собой незнакомую страну. Спросили они у
стражников, которые охраняли ее:
- Что это за страна и кто царствует над вами?
Ответили им стражники:
- Поднялся когда-то страшный ураган и изменил облик мира. И когда
прекратился он, разделились люди на множество групп, у каждой из которых
было свое представление о том, в чем заключается цель и смысл жизни. Наша
группа решила, что главное - это мудрость; поселились мы здесь и поставили
царем над собою большого мудреца. Но совсем недавно нашли мы человека еще
более мудрого, и наш владыка передал ему свою корону. Так что теперь у нас
новый царь, ибо мудрость мы почитаем больше всего на свете.
Посовещались Бааль Тфила, воин и казначей и решили, что, судя по всему,
владыка этой страны - их товарищ, мудрец при дворе их царя.
- Можем ли мы увидеться с ним? - спросили они.
- Мы доложим о вас, - ответили стражники.
Послали они гонца к своему царю, и приказал государь привести гостей.
Когда вошли они к нему, то сразу же узнали его, и мудрец узнал своих
товарищей. Обрадовались все четверо встрече; но не только смеялись они - и
плакали тоже, ибо их царя с остальными его приближенными не было с ними.
- Не знаешь ли ты, где находится чудесная рука, принадлежавшая нашему
царю? - спросили мудреца остальные.
- Она у меня, - ответил тот. - Но с тех пор, как ураган разбросал нас
по свету, я убрал ее с глаз подальше - ведь один только у нее хозяин: царь.
Однако я перенес на камень все линии, которые на ней, чтобы прибегнуть к его
помощи в случае необходимости. На саму же руку я никогда не смотрю.
- Как ты оказался здесь? - спросили они его.
- Когда утихла буря, пошел я куда глаза глядят. Видел я то тут, то там
следы пребывания всех наших, только ваши следы не попадались мне. Так
скитался я, пока не повстречался с жителями этой страны, которые поставили
меня царем над собой. С тех пор и веду я их по дороге, которую они для себя
избрали, но рано или поздно выведу я их на истинный путь.
Рассказали ему Бааль Тфила, воин и казначей о стране людей, помешанных
на деньгах, и добавили:
- Даже если нас раскидало по свету только для того, чтобы исправить
жителей этой страны и вернуть их к правде, это было бы достаточной причиной,
ибо заблуждаются они и дошли до последней степени глупости. По правде
говоря, заблуждаются все люди, разделившиеся на группы: и те, кто стремится
к почету, и те, которые полагают, что смысл жизни - в кровопролитии, и
остальные; им всем нужно помочь увидеть правильную цель. Ведь даже
поклоняющиеся мудрости на самом деле далеки от нее, и их тоже следует
вывести на верный путь, потому что мудрость их лишена святости и основана на
безбожии. Однако убедить этих людей, что все это - глупости, не так трудно,
как тех, которые сделали деньги предметом поклонения и так погрязли в этом
болоте, что невозможно вытащить их оттуда.
- Я тоже слышал от царя, что единственный способ помочь таким людям -
вывести их на дорогу к тому месту, откуда воин черпал свою силу. Я пойду
туда вместе с вами.
Отправились они в путь, теперь уже вчетвером, и боги-богачи - с ними.
Дошли они до незнакомой страны и спросили у стражников, охранявших ее:
- Что это за страна и кто царствует над вами?
- Поднялся когда-то страшный ураган, - ответили те, - и когда
разделились после этого люди на группы, мы решили, что смысл жизни в
красноречии, и взяли себе в цари речистого человека, знавшего множество
языков. Потом повстречался нам великий стихотворец, в совершенстве владевший
слогом; наш царь передал ему свою корону, и теперь у нас новый владыка
непревзойденный мастер речи.
Догадались тут четверо, что речь идет об их товарище, придворном
стихотворце.
- Можем ли мы увидеться с вашим правителем? спросили они.
- Мы доложим о вас, - ответили стражники. Послали они к своему царю
гонца, и приказал царь привести гостей.
Вошли они к нему и сразу признали в нем своего друга-стихотворца, и он
узнал их тоже. Обрадовались все пятеро встрече; и смеялись они, и плакали.
Присоединился к ним стихотворец, и пошли они вместе искать остальных:
теперь они надеялись на удачу, ибо видели, что Б-г помогает им находить
друзей - одного за другим. Знали они, что вся заслуга в том принадлежит
святому Бааль Тфила, который постоянно молится об этом; лишь благодаря его
молитвам посчастливилось им найти друг друга.
Так шли они, ища остальных, пока не увидели перед собою незнакомую
страну.
- Что это за страна и кто правит ею? - спросили они.
- Мы из группы, которая видит смысл жизни в выпивке и веселье.
Поставили мы над собою царем человека, который знал в этом толк и всегда
пребывал в радостном расположении духа. Потом мы встретили незнакомца,
сидевшего в море вина; он нам понравился еще больше, и решили мы, что
равного ему не найти. Теперь он - наш новый царь.
Попросили гости проводить их к нему; доложили о них владыке, тот
повелел ввести их, и увидели они, что это - задушевный товарищ их царя; а
море вина, где его нашли, было тем самым, которое образовалось от
утешительных слов стихотворца. Друг царя тоже узнал их, обрадовались все они
встрече, и смеялись, и плакали. Пошел и он вместе с ними.
Шли они, шли и увидели перед собою незнакомую страну.
- Кто царствует над вами? - спросили они стражников.
- Красавица, - отвечали те, - она придает нашей жизни смысл, ибо наша
цель - плодиться и заселять мир. Раньше нами правила очень красивая царица,
но потом мы встретили девушку поистине необычайной красоты и поставили ее
править нами. Стало тут ясно всем шестерым, что речь идет о дочери их
царицы, и сказали они, что хотели бы повидаться с ней.
Доложили ей о гостях, и вошли они, и увидели, что это она и есть.
Невозможно описать, как обрадовались они друг другу.
- Как ты попала сюда? - спросили они ее.
- Когда обрушился на землю ураган, он выхватил из колыбели мое дорогое
дитя и унес с собою. Во дворце началась паника, а я побежала вслед за
ребенком, но потеряла его из виду. Молоко мое струилось на землю, и так
образовалось молочное море. Потом нашли меня люди этой страны и поставили
над собою царицей.
Великую радость принесла всем эта встреча, но и слезы проливали они:
ведь и ребенка не было с ними, и о родителях царевны - никаких известий...
Теперь у страны, которой правила царская дочка, появился еще и царь:
ведь воин был ее мужем. Обратилась царевна к Бааль Тфила с просьбой пройти
по ее стране и очистить ее от мерзости. Дело в том, что главным в жизни
считали ее жители красоту, и развратились они, предаваясь блуду. Попросила
она его привить своим подданным нравственность, чтобы спасти их от зла, ибо
животная страсть, которая владела этими людьми, привела их к вере в то, что
в этом - главная цель жизни. Умоляла царевна, чтобы Бааль Тфила пошел и хоть
немного очистил от скверны жителей этой страны.
Когда вернулся он, они снова отправились в путь, все вместе: искать
остальных. Очутились они у границ незнакомой страны и спросили у ее
обитателей:
- Кто царствует над вами?
Услышали они в ответ, что прозвище их царя Годовалый, а сами жители -
из той группы людей, которая решила однажды, что царем ее достоин быть лишь
тот, кто питается не теми продуктами, которые едят все, а лишь самой
изысканной пищей. Взяли они сначала себе в цари одного богача, но потом
повстречали человека, сидевшего в море молока. Страшно понравилось им, что
молоко всю жизнь было его единственной пищей, а еда прочих людей незнакома
ему, и поставили они его царем над собою. Потому-то и назвали они его
Годовалым, что питается он одним молоком, словно грудной младенец.
Сразу же догадались все, что речь идет о ребенке царевны, и сказали,
что хотели бы встретиться с царем.
Доложили ему, и тот приказал ввести гостей, и они узнали его, а он -
их, несмотря на то, что был младенцем, когда унес его ураган. Однако с
рождения своего был наделен он мудростью и помнил все о своем детстве.
Смеялись они от радости, но и плакали: ведь о судьбе царя и царицы они
ничего не знали.
- Как ты попал сюда? - спросили они его.
- Унес меня ураган и забросил неведомо куда, сказал он. - Ел я там что
попало, а потом пришел на берег молочного моря, и стало ясно мне, что
образовалось оно, без сомнения, из молока моей матери. Так и сидел я там,
питаясь молоком, пока не заметили меня жители этой страны и сделали своим
царем.
Отправились они все вместе дальше и, подойдя к незнакомой стране,
спросили ее жителей:
- Кто правит вами?
- Мы из тех, кто видит смысл жизни в кровопролитии, - ответили им те, -
и взяли мы себе в цари человека, знающего в этом толк. Потом как-то раз
обнаружили мы море крови, в котором сидела женщина. Поставили мы ее царицей
над собою, ибо не сомневались, что ей нет равных в умении проливать кровь.
- Нельзя ли нам встретиться с нею?
Доложили ей, и ввели гостей, и увидели те, что это их царица,
наполнившая море своими кровавыми слезами; и она тоже узнала вошедших.
Велика была их радость от встречи, но и слезы проливали они: ведь о царе они
ничего не знали.
Пошли они дальше все вместе и увидели незнакомую страну.
- Кто ваш царь? - спросили они ее жителей.
Ответили те:
- Сначала правил нами большой честолюбец, ибо основной целью в жизни мы
считаем почет. Но потом мы наткнулись в чистом поле на старца: он сидел там,
и на голове его была корона. Это привело нас в восторг: человек этот
настолько ценит почет, что сидит в одиночестве с царским венцом на голове! И
поставили мы его царем над собою.
Догадались тут все, что нашли, наконец, своего царя, и попросили
доложить ему о них. Увидев его, убедились они, что это и впрямь он, и царь
тоже узнал их. Так обрадовались они друг другу, что и передать невозможно! А
глупые боги-богачи, которые были с ними, не могли понять, что происходит,
отчего такое веселье.
Собрались наконец вместе все праведники: сам царь и его приближенные.
Послали они Бааль Тфила во все страны, где поселились люди, поставившие
перед собой дурные цели, - чтобы он исправил их, и очистил, и вывел на
верный путь; и так как были они все царями тех стран, то наделили его
соответствующей властью. И отправился Бааль Тфила в путь - помогать людям
очиститься и раскаяться.
А воин завел с царем разговор о той стране, жители которой служили
идолу богатства, и сказал ему:
- Слышал я от тебя, государь, что, направляя таких людей по пути,
который ведет к месту, где черпал я свою силу, можно освободить их от
пагубной страсти к деньгам. Верно это?
- Верно, - ответил царь. - И вот что нужно сделать. На пути этом есть
развилка, и одна из дорог приводит к огненной горе, на которой лежит лев.
Когда этот лев ощущает голод, выходит он на охоту и нападает на стада.
Пастухи всегда настороже и охраняют скотину, но лев не обращает на них
никакого внимания и, проголодавшись, бросается на жертву, которую выбрал.
Пастухи поднимают шум и пытаются отогнать его, но тот, как ни в чем не
бывало, делает свое: убивает барана или другое животное и, урча, пожирает
его. Заметить же эту гору со стороны невозможно: она невидима. Дальше дорога
приводит к новой развилке, и один из двух путей ведет к месту, напоминающему
огромную кухню: там готовятся всевозможные яства. Никакого очага там нет,
потому что варится все на огне, который течет туда по канавкам с огненной
горы, несмотря на то, что гора эта находится очень далеко оттуда. Кухня эта
тоже невидима, но ее можно обнаружить по одному признаку: в месте том стоят
птицы и взмахами своих крыльев то раздувают огонь, то гасят его - как это
требуется для изготовления пищи, ибо одни блюда следует варить на сильном