Введение
Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его все большая информатизация. Начавшись в 70-х годах, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении и бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания -автоматизированной инфосферы. Именно поэтому различные аспекты бурно развивающегося процесса глобальной информатизации общества в последние годы становятся объектами пристального внимания со стороны не только научных работников, но и специалистов-практиков: социальных работников, психологов, юристов, государственных и общественных деятелей и др.
Переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания, порождает много вопросов:
• Какие новые возможности откроются перед людьми в информационном обществе?
• Как изменятся условия профессиональной деятельности, быт и отдых в информационном обществе?
• С какими новыми проблемами столкнется человек в новой высокоавтоматизированной информационной среде?
• Какими знаниями и умениями должен обладать человек, чтобы справиться с новыми проблемами или уменьшить их негативное влияние на свою судьбу?
Эти вопросы касаются каждого человека, независимо от его профессиональной ориентации, политических взглядов и религиозных убеждений. Закономерной реакцией на эту социальную потребность явилось развитие нового направления исследований в области информатики, которое зародилось в России в середине 80-х годов и получило название «социальная информатика». Особенно активно это направление стало развиваться в последнее десятилетие XX века. Отдельные разделы курса социальной информатики изучаются в вузах России уже более 10 лет. Сегодня это направление получило международное признание и занимает важное место как в области научных исследований, так и в сфере образования.
Курс рассматривает не только проблемы, которые сегодня есть в обществе, но и проблемы, которые могут стать причиной новых социальных проблем развития человека и общества XXI века: информационное неравенство людей, информационная война, информационно-
психологическая безопасность человека. В результате изучения дисциплины вы получите знания:
• о социальной информатике, изучаемых ею проблемах;
• об информационных аспектах современного этапа развития цивилизации; об основных закономерностях глобального процесса информатизации;
• об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для социально-экономического, научно-технического, духовного развития;
• об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования.
Целью выполнения контрольной работы является самостоятельное изучение вопросов дисциплины «Информационные технологии в социальной сфере», формирование знаний в области социальной информатики, выявление следующих основных глобальных проблем предмета:
• информационные аспекты современного этапа развития цивилизации и основные закономерности глобального процесса информатизации;
• основные виды информационных ресурсов общества и их стратегическая роль для дальнейшего социально-экономического, научно-технического, духовного развития;
• основные средства и методы активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;
• основные черты и особенности уже формирующегося постиндустриального информационного общества, его основные проблемы и тенденции становления;
• информационные технологии в социальной сфере, их назначение и сфера применения;
• новые возможности и новые проблемы человека в информационном обществе.
В результате выполнения контрольной работы вы должны:
• достаточно свободно ориентироваться в основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблемах современного общества, связанных с глобальной информатизацией;
• понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для проблемной области дисциплины;
• самостоятельно оценивать возможные социально-экономические последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества, его влияние на качество жизни населения, структуру занятости, развитие науки, культуры и системы образования, информационных коммуникаций и др.
Требования к выполнению контрольной работы. При выполнении контрольной работы необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1. Вариант контрольной работы выбирается по двум последним цифрам номера зачетной книжки.
2. Контрольная работа предполагает написание реферата с обязательным планом и списком литературы (не менее пяти источников).
3. В реферате обязательным является введение и заключение, в которых должна прозвучать личная позиция автора по указанной проблеме.
4. В реферат следует включить • словарь основных используемых терминов.
5. Перед тем как начать разрабатывать тему реферата следует:
• изучить словарь основных терминов дисциплины (см. приложение 3);
• изучить перечень законов Российской Федерации по вопросам информации и информатизации (см. приложение 1);
• проанализировать темы рефератов всего блока, чтобы в целом оценить поставленную проблему;
• изучить предложенный примерный список литературы (см. приложение 2);
• выделить ключевые слова темы и найти их определение в соответствующей литературе (см. приложение 3), которые затем включить в словарь.
6. Объем контрольной работы должен быть около 8-10 печатных листов формата А4, размер шрифта - 14 пт, междустрочный интервал - полуторный. Обязательно, наличие таблиц, диаграмм, схем, графиков, и т.д. Оформление титульного листа реферата смотри в Приложении 4.
7. К реферату должна прилагаться дискета с электронным вариантом текста реферата. На дискете разместить надпись, где указать: фамилию и инициалы студента, название дисциплины, номер группы, тему реферата.
Задания для контрольной работы