МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ПРАВОСЛАВНАЯ МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРИХОД ХРАМА СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА НА УЛ. ДОЛГООЗЁРНОЙ
_____________________________________________________________________________
«Утверждаю» |
________________________Настоятель храма свт. Николая на ул. Долгоозерной прот. Александр Ткаченко |
«» _____________________20 года |
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСКРЕСНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ПРИ ХРАМЕ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА НА УЛ. ДОЛГООЗЕРНОЙ
Утверждена педагогическим советом
Санкт-Петербург
Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Православное воспитание детей – это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. Ребёнок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор.
Воскресная учебно-воспитательная группа руководствуется «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви» в части требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, требований к структуре и содержанию программы учебно-воспитательной деятельности;
Цель работы воскресной учебно-воспитательной группы.
Целью деятельности воскресной учебно-воспитательной группы является приобщение воспитанников к православной вере и духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви.
Задачи воскресной учебно-воспитательной группы.
а) Религиозное обучение и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви;
б) Формирование потребности к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода храма;
в) Адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;
г) Всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству и формирование общей культуры.
3. Основные направления деятельности воскресной учебно-воспитательной группы.
Для достижения цели и задач воскресная учебно-воспитательная группа осуществляет следующие направления деятельности:
Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством занятий по предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода.
Социальное направление реализуется через участие детей в социальной и миссионерской жизни прихода и участие в социальных проектах.
Общекультурное направление предполагает приобщение ребёнка к лучшим традициям русской народной культуры и реализуется через организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий и уроков творчества.
Интеллектуальное направление способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развитию мыслительных способностей. В рамках этого направления предполагается участие в викторинах, предметных олимпиадах.
Перечень направлений учебной деятельности является открытым и может быть изменен в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей).
Педагогические принципы обучения и воспитания детей.
Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеником и учителей, характеризуемый активным взаимодействием обеих сторон.
Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим. В православной педагогике воспитание определяется как процесс воцерковления личности.
Для эффективности процесса обучения и воспитания в программу воскресной учебно-воспитательной группы заложены основные дидактические требования традиционной школы (принципы дидактики) и принципы православной педагогики.
Принципы православной педагогики:
Христоцентричность. Суть его состоит в том, что личность Господа Иисуса Христа находится в центре православной педагогики, а человек входит в состав вселенской иерархии.
Соборность. Без воцерковления, без глубокого вхождения в литургическую жизнь не может быть настоящего православного воспитания и образования. Но важным является не только индивидуальное приобщение к благодатным силам Церкви, но и нашего единства в Церкви.
Стремление к христианскому совершенству. Задача православного воспитания есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви.
Патриотизм – это, прежде всего, осознание русской земли как своей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние.
Дидактические требования традиционной школы:
Направленность. Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа должны быть подчинены решению общей цели.
Научность. Учащиеся усваивают знания не путем заучивания, а вовлечением в деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую деятельность.
Систематичность и последовательность требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Доступность требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок.
Наглядность требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей.
Сочетание различных методов и средств обучения. В процессе обучения используются разные методы: словесные, наглядные, репродуктивные и поисковые, а также различные средства обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств обучения.
Прочность, осознанность и действенность предполагает, что обучение обеспечит прочные, осмысленные приобретенные знания, обращенные к решению жизненных проблем.