Задачи предварительной работы.
1. Создание условий для повышения интереса к культуре русского народа, к его обычаям и традициям в свободной деятельности и вызвать чувство интереса к предстоящим событиям.
ü Чтение книг (сказки, рассказы и притчи для детей, стихотворения);
ü заучивание стихов, пословиц и поговорок;
ü слушание народной музыки в аудио и видио записи;
ü беседы по приобщению детей к истокам народной культуры;
ü рассматривание картин, иллюстраций;
ü посещение школьного музея;
ü экскурсии в библиотеку;
ü отображение полученных представлений о празднике в рисунке;
ü просмотр презентаций и фильмов (видио с праздника прошлого года)
2. Разучивание музыкального репертуара праздника на музыкальных занятиях (песни, попевки, хороводные игры, подвижные народные игры).
3. Приобщение родителей к изготовлению необходимых экспонатов в группового музея, атрибутов к праздникам.
Задачи в процессе проведения народных праздников.
1. Вызвать желание активно участвовать в мероприятиях, формируя навыки актёрского мастерства, развивая музыкальные способности.
2. Проявлять активную эмоциональную отзывчивость во время праздников, развивая коммуникативные способности, проявлять инициативу и творческие способности.
3. Сформировать праздничную культуру во время праздников, создать духовную общность детей и взрослых, почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.
Очень важна в процессе праздника роль ведущего, он объединяет детей и взрослых, создаёт хорошее настроение, оживляет весь праздник.
Народные праздники и обряды – одна из комплексных, ярких и эффективных форм работы с детьми. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Любой народный праздник начинается с его ожидания. Дети больше взрослых ждут праздника, поскольку их радует сама праздничная атмосфера: красивая одежда, гости, подарки. Поэтому дети должны точно знать, какой и когда состоится праздник, в чѐм его значение и отличие от других.
Праздник - это некий отрезок времени или торжественный день, отмечаемый в память какого-нибудь события или в честь кого-либо, отмечаемый в народной, культурной или православной традиции. мероприятия, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица,и др. В нашем детском саду мы отмечали следующие народные праздники: Осенины, Ярмарка, Рождество, Встреча Весны, Пасха, Троица, Праздник русской берёзки.
Значение проведения народных праздников
Народная культура - предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Дошкольный возраст - особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребѐнка формируются
многие качества, начинается процесс самопознания, вырабатываются интересы. Воспитательная направленность народных праздников очень велика и состоит в том, что:
· данные праздники обогащают, расширяют у детей дошкольного возраста представления об истории и традициях русского народа и позволяют овладеть им более сложными элементами празднично-обрядовой народной культуры;
· у детей воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях;
· формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране;
· воспитывается любовь к близким людям, Родине;
· стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа через игры, сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества;
· праздник является синтезом практически всех видов народной художественной культуры, т.к в любом народном празднике присутствуют разнообразные виды народной художественной культуры: устное народное творчество, песенное, музыкальное творчество, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, народный танец;
· широкое использование этих средств, в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет педагогу расширить кругозор детей, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности.
· Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает атмосфера праздника – красота оформления помещения, народные костюмы и атрибутика.
Следовательно, народный праздник является неоценимым средством воспитания для детей дошкольного возраста, позволяющий приобщить детей к истокам устной художественной, прикладной и фольклорной культуре, формируя нравственные качества личности. Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.