Предпосылки к полноценному становлению дизайна:
1 массовое производство товаров (к середине 19 века промышленный переворот посетил все мало-мальски развитые страны и теперь все цвело буйным цветом) => товары нуждались в изюме=уникальности, чтобы их можно было рассмотреть в куче всего остального (отсюда эстетизация товара).
2 массовый рынок, которому есть из чего выбирать
3 система СМИ
Начну с того, что сама ВВ не дает в своих книжках ни одного толкового понятия дизайна. Вообще ни одного.
Поэтому я кидаю сюда все по теме.
Из ее книг:
1 Дизайн – это синкретический (не выебываемся и говорим «разнородный/ а лучше многогранный/ или вообще, по-вашему усмотрению пропускайте это слово) вид творческой деятельности, основная цель которой – функциональная организация внешней среды, в том числе предметной, коммуникативной политической (WTF?!) etc. Главное слово – функциональная т.е. в отличие от произведения искусства, дизайн служит не для красоты, а во блага ничтожных людишек
2 Дизайн – объективированный вид творческой деятельности (часть первого определения фактически).
3 Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения производителя (ну и загнула. Кстати, определение было дано в 1964 году на международном семинаре по дизайнёрскому образованию в Брюгге)
Отличительными особенностями дизайна являются:
1. Он направлен на решение индустриально-коммерческих задач: выведение товара на рынок, расширение круга потенциальных потребителей etc.
2. Адресность продукции (мужикам нравятся сиськи/письки и пиво, а женщинам красивые шмотки и милые пупсики, дазайнёр должен разговаривать на языке потребителя)
3. Дизайн создается для дальнейшего тиражирования (узнаваемость товара etc.)
Дизайн появляется в Германии в 1907 году: руководитель немецкой корпорации «AEG» Вальтер Ратенау пригласил известного архитектора Петера Бернса прокачать внешний облик предприятия (нехилое здание с огромными окнами похожее на кирпич). Алсо: он разработал им логотип, фирменный шрифт и рекламную графику (вспоминаем лекции Верочки по этому поводу).
Постепенно дизайн от чисто оформительских задач (стайлинг – слово-то какое!) перешел к конструированию и проектированию своих объектов (интерьеры, фирменный стиль, макеты изданий etc.)
2-3 Формирование основных форм дизайн-деятельности + Типологическая матрица современных видов дизайна
Этапы развития дизайна:
1. ПРЕДМЕТНЫЙ дизайн: на первом этапе дизайн был привязан к конкретным объектам: промышленные изделия, газеты etc. Здесь был инженерный дизайн, художественное конструирование и стайлинг.
2. ДИЗАЙН МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ: дизайнёрам пришлось изучать этапы производства, чтоб понимать, что творить. На этом этапе появляются такие понятия, как «нон-дизайн» (проектирование межличностных отношений (бляяяяяя) а вот вам определение из инета +- съедобное: Термин «нон-дизайн» переводится как «не дизайн», что подчеркивает его основную задачу - это дизайн невещественный, дизайн общественных взаимоотношений и контактов. Нон-дизайн организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения. Задачи нон-дизайна - это задачи, относительно которых нет жестко определенных условий, это всегда открытые программы, характер которых нельзя определить на основании объективной информации). Кроме нон-дизайна там еще появляется средовой дизайн (о нем будет далее) и арт-дизайн (как я понимаю это дизайн как искусство не для масс – но не уверена). На этом этапе дизайн
3. ПРОЦЕССУЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (пиздец) ДИЗАЙН: по-человечески: в последние 15-20 лет мир очень усложнился, теперь дизайн проникает во все сферы и братья дизайнёра занимаются разработкой программ/ проектов жизнедеятельности (!?!?!?!?!?) и etc. (Типа сайты мастерят, украшают олимпиады и тп)
Тенденцией 21 века является всеобщая глобализация. Вот и дизайнера мечтают о мировом господстве, пытается выйти на новый уровень – мегадизайна человека (не шучу так реально в книге написано).
Чтоб вам стало совсем непонятно, вот вам заебись таблица от Веры. С верой в светлое будущее и «отл» в зачетке прикрепляю:
Уровни развития | Взаимосвязь утилитарного и эстетического | ||
Явный приоритет утилитарного | Бифункциональность (по-русски: синтез полезного и красивого блеать) | Внешний приоритет эстетического | |
Предметный (конкретные предметы) | Инженерный дизайн | Художественное конструирование | Стайлинг |
Межпредметный (функции и взаимосвязи) | Нон-дизайн | Системный дизайн | Арт-дизайн |
Процессуально-деятельностный | Компьютерный дизайн | Дизайн-программирование | Художественное программирование |
Итак! Чтобы вы не вскрыли себе вены и не сломали голову, попытаюсь объяснить в чем сок таблицы:
Здесь три уровня развития дизайна (они же этапы, о них говорилось выше). У каждого из этих уровней есть три направления, так сказать: 1 - где предпочтение отдается функциональности (для предметного уровня это называется «инженерный дизайн»), 2 – где учитывается и функциональность, и внешний вид – это называлось худ.конструированием на предметном уровне. 3 – это когда все внимание на эстетике объекта (стайлинг – т.е. создание облика, «стайла» предмета).
Аналогично для двух других уровней развития.
Короче, это можно назвать видами дизайна на разных его этапах.
Надеюсь, вам помогло моё ИМХО.
Системный дизайн
В основе системного дизайна лежит системный подход, который рассматривает любой объект как единое целое, включающее в себя структурные элементы (вечно ваш капитан очевидность).
Системный дизайн – это особый вид творческого проектирования, включающий в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования.
Предметом системного дизайна является комплексное проектирование, основой которого служит поэтапное взаимодействие двуединых субъекта и объекта, что принципиально отличает его от других методов проектирования. (я не могу это перевести на рус.)
Схема в помощь (копирую из книги).
Субъект-1 это дизайнёр
Объект-1 это продукт в проекте (то есть то как его задумывают)
Объект-2 это реализованные проект (то что получилось)
Субъект-2 это заказчик
Работа над проектом осуществляется с помощью традиционной системы дизайн-средств:
-семиотических (любой объект дизайна является знаковой системой);
-художественных (у эффективных проектов эстетически выразительная, гармоничная внешняя форма);
-технологических (специфика производства и функционирования объекта должны обеспечить его экономичность, целесообразность и эргономичность);
-материаловедческих (оспользование особенностей материала позволяет дизайнеру наиболее удачно выразить функцию объекта).
Три основных этапа в системном дизайне:
1 Дизайн-концепция (задумка самого объекта)
2 Дизайн-программа (описание операций реализации дизайн-концепции. Дизайн программа разрабатывает характеристики объекта, которые были задуманы в концепте, а во-вторых продумывает как бы вообще это притворить в жизнь)
ДП-1 представляет собой детальный план работы дизайнера над объектом: специалисты, необходимые для работы, методика, порядок действий и тп.
ДП-2 разрабатывается на основе ДП-1 и переводит проект из идеального существования в материальное (ну и бессмысленное это дерьмо, скажу я вам)
3 Дизайн-сценарий (конкретизирует дизайн-программу в пространственно-временной среде и представляет собой схему функционального будущего объекта, что позволяет рассмотреть все варианты применения объекта).
ИТОГО: то, что здесь есть более-менее переведено на человеческий язык. Разжевала вам как могла, ибо в книге (вы могли заметить по цитатам) полная вакханалия. Удачи нам в этом ************************