Задание 1. Заполнить таблицу.
Признаки грибов, сближающие их с растениями | Признаки грибов, сближающие их С животными | Характерные признаки грибов |
Задание 2. Нарисуйте шляпочный гриб и подпишите его части.
Задание 3. Способы размножения грибов:_________
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
Задание 4. Значение грибов в природе и жизни
человека: ______________________________________
Итоговая оценка: _________^___^_______^
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Решите, правильно или неправильно каждое из приведенных суждений.
Впишите номера заданий в соответствующую строку ответов:
Да_________________; Нет________________.
1. Грибы — низшие растения.
2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
3. Все грибы — многоклеточные организмы.
4. Грибы имеют грибницу и мицелий, состоящий из нитей — гифов.
5. В клеточных стенках грибов, как и в покровах тела раков, насекомых, пауков, имеется органическое вещество — хитин.
6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных бесцветных нитей — гифов.
7. Гименофор может быть трубчатым и пластинчатым.
8. Все трубчатые грибы съедобны.
9. Все шляпочные грибы растут в лесах.
10. Микориза — это то же самое, что и мицелий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест по теме «Царство Грибы»
Часть А. Выберите правильный ответ.
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому,
что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми орга
ническими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют ор
ганов;
г) они не имеют органов, но сами создают орга
нические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а)грибницей; б)пеньком;
в) шляпкой; г) плодовым телом.
3. С растениями грибы сближает:
а) строение клеточной стенки и размножение
спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.
4. Грибы размножаются:
а) только спорами; б) только грибницей;
в) только половым путём; г) всеми способами.
Часть В. Закончите предложение или вставьте пропущенные слова.
1. У грибов запасным питательным веществом является..., а у растений...
2. Наука, изучающая грибы, называется...
3. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются..., а в сумме эти нити составляют... гриба, или его грибницу.
4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат...
6. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и....
7. Грибы размножаются тремя способами:..................,...
8. Взаимовыгодная связь двух организмов — гриба и дерева — называют...
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тест по теме «Царство Грибы»
Закончите предложение или вставьте пропущенные слова.
1. Грибы — широко распространены в почве... (воде, живых организмах, мертвых останках, на стволах деревьев, на поверхности металлических, резиновых изделий).
2. У грибов запасным питательным веществом является... (гликоген), а у растений... (крахмал).
3. Наука, изучающая грибы, называется... (микология).
4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые называются... (гифами), а в сумме эти нити составляют... (мицелий) гриба, или его грибницу.
5. Дрожжевой гриб размножается путем... (почкования).
6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их клетки не содержат... (хлорофилла).
7. Пеницилл используют в медицине для получения... (пенициллина).
8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... (шляпки и пенька).
9. Грибы размножаются тремя способами:... (вегетативным, бесполым, половым).
10. По способу питания грибы можно разделить на две группы:... (сапрофиты и паразиты).
11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... (влаги, тепла).
12. Взаимовыгодная связь двух организмов — гриба и дерева — называют... (симбиоз).
13. В борьбе с паразитическими грибами используют... (ядохимикаты).
14. Грибы применяют...
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
2. Краеведение и охрана природы: Учебное пособие. — Псков, 1993.
3. Растения, грибы, лишайники Псковской области: Учебное пособие. — Псков, 1998.
МНПЦМВННИШЩМПВ
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
№ 3 (75) март 2017 г.
Современный урок
ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ
ПОД МИКРОСКОПОМ. 5 КЛАСС*
В. В. Климшина, учитель биологии МОУ «Средняя школа № 14», г. Петрозаводск, Республика Карелия
Урок проводится в рамках изучения темы «Биология — наука о живом». На изучение темы отводится 9 часов. На предыдущем уроке учащиеся знакомятся с устройством микроскопа, приемами работы с ним, а также изучают правила техники безопасности при проведении лабораторных работ. Урок разработан для обучающихся общеобразовательного класса.
Уже на первом этапе прием «Цветное настроение» позволяет мне определить настрой на урок моих учеников. Большинство из них были позитивно настроены на работу, но некоторые выразили опасения. Прием «Интеллектуальная разминка» позволил быстро сконцентрировать внимание учащихся. После первых неудачных ответов они стали более внимательны и на третий вопрос практически все дали правильный ответ.
При оценивании домашнего задания учащиеся проводили взаимопроверку по заданным критериям. Контроль домашнего задания показал, что не все ученики знают названия частей микроскопа и их назначение. Три ученика получили неудовлетворительную оценку, семь — оценку «3», только четверо справились с заданием на «5», но многократное повторение и помощь одноклассников позволили восстановить в памяти материал предыдущего урока.
Формулирование темы урока, постановка целей и задач происходило при активном участии пятиклассников, что сделало цель и задачи урока значимыми и понятными для обучающихся.
Самостоятельная работа по изучению нового материала была спланирована таким образом, чтобы ученики могли поэтапно двигаться к поставленной цели и на каждом этапе осуществлять самоконтроль, проводить коррекцию. Этому способствовало и выполнение заданий в печатной тетради.
Для снижения утомления и повышения концентрации внимания в середине урока была проведена физкультминутка.
Для закрепления изученного материала учащимся были предложены два задания: «Лови ошибку!» и «Слепой текст» (см. приложения). Учащиеся могли самостоятельно выбрать одно из заданий и форму работы по его выполнению (в парах или индивидуально), но некоторые ученики справились с двумя заданиями.
Для организации рефлексии учащимся был предложен известный им прием «Урок и я». Практически все отметили, что урок был легким, интересным, нужным, а сами себя они охарактеризовали как ученика внимательного, старательного и усвоившего урок.
Дома учащимся было предложено практическое задание по выращиванию белой плесени — стандартный уровень, а повышенный уровень — заложить опыт в разных условиях.
На уроке учащиеся:
актуализируют знания:
• о правилах работы с микроскопом;
• о названии и назначении частей микроскопа;
• о правилах приготовления микропрепарата; закрепят умение:
работать с разными источниками информации (текст, рисунок);
• различать под микроскопом микропрепараты плесени и пузырьки воздуха;
• оформлять результаты исследования;
■ контролировать правильность выполняемых действий;
• планировать учебное сотрудничество и согласо
вывать свои действия с партнером.