Основными задачами Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются:
· защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
· проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет государственного контроля;
· осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
· осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
· предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
· принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
· ведение в установленном порядке административного процесса;
· выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
КГК и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за:
· исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
· использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;
· принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;
· исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;
· использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
· законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
· соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
· соблюдением государственными органами (их структурными подразделениями с правами юридического лица, территориальными органами, подчиненными организациями) и иными организациями, проводящими проверки финансово-хозяйственной деятельности, порядка организации и проведения проверок;
· финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
· соблюдением установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;
· исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями;
· соблюдением законодательства о ценных бумагах;
· поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;
· исполнением государственными органами, иными организациями и гражданами законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;
· соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
· деятельностью организаций и граждан, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Комитет государственного контроля и его территориальные органы в пределах своей компетенции:
· осуществляют в порядке, установленном законодательными актами, координацию плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами;
· принимают меры профилактики правонарушений в экономической сфере в соответствии с настоящим Законом, другими законами и решениями Президента Республики Беларусь;
· участвуют в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями;
· рассматривают в соответствии с законодательством обращения граждан и юридических лиц, организуют личный прием работниками Комитета государственного контроля и его территориальных органов граждан, их представителей, представителей юридических лиц;
· осуществляют контроль по иным вопросам и выполняют другие функции в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.