ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение начального и дошкольного образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Актуальные вопросы музыкального обучения, воспитания и развития в дошкольной образовательной организации в свете ФГОС ДО»
Тема проекта
Использование музыкальной терапии в рамках формирования здорового образа жизни дошкольников
Авторы проекта:
Якупова А.Ф
Минневалиева Л.И.
Гизатуллин Р.Н.
Научный руководитель_________
_______________________________
Куратор:_______________________
Проект допущен к защите:
«__»____________ 2016 г.
Казань, 2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………….3
Актуальность проекта…………………………………………….
Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта………………………………………………….
3.2 Задачи проекта………………………………………………….
3.3 Целевая группа проекта……………………………………….
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
…………………………………………………………………………………
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта
Этапы реализации проекта
Программа проектных мероприятий
6. Ресурсное обеспечение проекта
Бюджет проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Заключение
Литература
Глоссарий
Приложения
Введение
Музыка не только фактор облагораживающий,
воспитательный. Музыка – целитель здоровья.
(В. М.Бехтерев)
Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять.
Многие ученые доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. Человек живет в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон, «звук строит все пространство Вселенной».
В истории немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства.
Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего- либо. Музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского поколения.
Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению.
Терапия – в переводе с греческого «лечение».
Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.
Обычно музыкотерапию используют в работе с дошкольниками, наравне с другими видами терапии искусством – изотерапией, сказкотерапией и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей.
Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах: прослушивание музыки, хоровое пение, танцы, игра на простых музыкальных инструментах.
Актуальность проекта
На сегодняшний день родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, был здоровым, счастливым, умным, добрым и успешным.
Актуальность проекта заключается в художественно- эстетическом развитии дошкольников, раскрытие в детях разносторонних способностей с целью укрепления психического и физического состояния здоровья.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается.
Воспитание и развитие здорового человека, является важнейшей составной частью целостного процесса всестороннего формирования личности.
Цель и задачи проекта
Цель проекта
Создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих способностей для укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства.
3.2 Задачи проекта:
Образовательные:
- стимулировать формирование основ творческого воображения, мышления, фантазии;
- учить воспринимать, осознавать эмоционально- образное содержание репертуара.
Развивающие:
- развивать музыкально-творческие способности и активные стороны личности;
- развивать способности и самосознанию и самовыражению;
- формировать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки.
- формировать дисциплинированность, выдержку, трудолюбие.
Оздоровительные:
-укреплять психическое и физическое здоровье детей;
-способствовать формированию положительных эмоций.
3.3 Целевая группа проекта:
Дошкольники старшего возраста.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Активная музыкотерапияв работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей,