на статью аспиранта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Готманенко А.О.




«О способах выявления динамики развития музыкальных способностей у детей среднего школьного возраста» [11]

 

В статье освещаются актуальные для современной педагогической практики вопросы.

Гетманенко А.О. обращает внимание на характеристики основных существующих методов выявления детских музыкальных способностей, анализ существующих методик их выявления, также приведены данные развития концепции одаренности. Автор считает, что основным методом диагностики детских музыкальных способностей является психолого-педагогический мониторинг. Такое исследование позволяет получить данные не только о наличии у ребенка способностей, но и отследить динамику их развития, проанализировать эффективность методов и приемов обучения, а также выбрать дальнейшую стратегию развития ребенка, составить его индивидуальную образовательную траекторию. Автор Гетманенко А.О. предполагает также, что психолого-педагогический мониторинг с целью выявления музыкальных способностей должен включать в себя следующие компоненты: шкалу оценки музыкальных способностей (вокальные данные, музыкальный слух и т.д.); анализ творческих достижений и результативности обучения в целом, анкетирование детей по результатам проведения творческих мероприятий.

Материал статьи представляется полезным с научно-методической точки зрения, в работе ощущается заинтересованность автора и понимание им проблемы. Статья носит теоретический характер и может быть рекомендована для изучения студентам, а также всем преподавателям.


 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

В ходе опытно-экспериментального исследования ставилась цель осуществить диагностику степени развития музыкальных способностей в деятельности младших школьников на уроке музыки. Взяв за основу классификацию Б.М. Теплова, мы обратились к характеристике и выявлению таких музыкальных способностей как: ладовое чувство, слуховое представление и музыкально-ритмическое чувство. Согласно определению специальных музыкальных способностей Д.Г. Кирнарской и В.П. Анисимова, мы включили в диагностику способности такие как: интонационный слух, эмоциональная отзывчивость, осознанное музыкальное восприятие.

Доказательной базой послужило исследование, проходившее в МБОУ города Костромы «Лицей №17». В нем приняли участие 10 учащихся 2«А» класса (контрольная группа) и 10 учащихся 2«В» класса (экспериментальная группа). Эксперимент осуществлялся в три этапа:

1. диагностический;

2. формирующий;

3. констатирующий.

На первом этапе определяем исходный уровень музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.

Мы провели диагностику музыкальных способностей детей (звуковысотный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, осознанное музыкальное восприятие), предложив им выполнить ряд творческих заданий (по методикам В. П. Анисимова[12] и Д. Г. Кирнарской[13]).

Уровень развития интонационного слуха у детей мы проверяли с помощью теста «Куда идет мелодия?»; наличие чувства ритма изучали, используя тест «Ладошки»; применяли тест «Музыкальная палитра» для определения способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т. е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки; уровень развития музыкального мышления выявляли в процессе игры «Музыкальный брат».

На основе показателя критерия музыкального восприятия и параметров была разработана критериально-уровневая шкала для измерения развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста и их динамики, включающая три уровня: низкий, средний, высокий. Уровни отличаются степенью выраженности каждого показателя. Уровни и их критериальные показатели отражены в таблице.

Таблица 1

Уровни и показатели развития музыкальных способностей младших школьников

  Уровни развития музыкальных способностей
Низкий (1 балл) Средний (2 балла) Высокий (3 балла)
Задание 1. «Ладошки» (чувство ритма)
Показатель Неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса.   Воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом). Точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов.
Задание 2. «Музыкальная палитра» (эмоциональная отзывчивость)
Показатель Неправильное определение   Правильное понятийное определение ребенком эмоционального содержания музыкального фрагмента. Если ребенок определяет конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимичные характеристики – мыслеобразы.
Задание 3. «Музыкальный брат» (осознанное эмоциональное восприятие)
Показатель Указанный вариант ученика не соответствует требованиям     Указанный вариант соответствует требованиям.  
Задание 4. Куда идет мелодия (интонационный слух)
Показатель Не воспринимает направление мелодии или определяет направление мелодии с помощью учителя.   Определение направления мелодии с некоторыми нарушениями.   Точное определение направления мелодии.  

 

Отметим, что особенностью проведения исследования было то, что мы изучали развитие музыкальных способностей у учащихся, которые посещали только общеобразовательную школу.

Таблица 2

Диагностический этап опытно-экспериментального исследования в контрольной группе

(исходный уровень развития музыкальных способностей)

Контрольная группа Ср. балл
  чувство ритма эмоц. отзывчивость осознанность муз. восприятия интонац. слух  
Матвеичев Роман         1,75
Романов Павел         1,25
Михайлова Валерия         1,5
Жукова Алиса         1,25
Кручинина Татьяна          
Белкина Варвара         1,5
Кузнецова Анастасия         1,75
Тазутдинова Карина         1,5
Албул Екатерина          
Егоров Никита         1,25

Таблица 3

Диагностический этап опытно-экспериментального исследования в экспериментальной группе

(исходный уровень развития музыкальных способностей)

 

Экспериментальная группа Ср. балл
  чувство ритма эмоц. отзывчивость осознанность муз. восприятия интонац. слух  
Батурина Николь         1,25
Павлюкова Диана         1,5
Жандарова Александра         2,25
Батина Мария         1,25
Комарова Ксения         1,5
Брызгалина Виктория         1,5
Тощакова Полина         1,75
Липаев Клим         1,75
Богословский Евгений          
Попов Матвей         1,25

 

На первом этапе определения значений музыкальных способностей детей младшего школьного возраста мы можем сделать вывод о том, что на данный момент музыкальные способности у большинства испытуемых находятся на среднем уровне.

На втором этапе вводим педагогические условия – это системная совокупность всех компонентов педагогического или культурно-просветительского (музыкального) процесса, только в одну группу численностью 10 человек в целях эффективного развития музыкальных способностей младших школьников на уроке музыки в школе:

· организация музыкальной деятельности (подбор музыкального репертуара, музыкальных игр, песенных и инструментальных импровизаций) способствующая развитию интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти и т.д.

· включение ребенка в активную и адекватную для него деятельность, обеспечивающую эмоциональное переживание музыки;

· построение педагогом-музыкантом траектории творческого развития способностей в зависимости от природных задатков, физических данных, темперамента, психологических особенностей, желания учиться.

Процесс обучения музыкально-творческой деятельности построен с учетом общепсихологических характеристик младших школьников (типа мышления; ведущей модальности, восприятия; типа темперамента). На каждом уроке по возможности мы объединяем детей по их темпераментам, типам музыкальных способностей. Это позволяет каждому ребенку продемонстрировать свои умения, быть включенным в ход урока, независимо от исходного уровня развития музыкальных способностей.

На третьем этапе – констатирующем проводился повторный замер музыкальных способностей младших школьников двух групп.

Таблица 4

Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования

в контрольной группе

(итоговый уровень развития музыкальных способностей)

Контрольная группа Ср. балл
  чувство ритма эмоц. отзывчивость осознанность муз. восприятия интонац. слух  
Матвеичев Роман         1,75
Романов Павел         1,25
Михайлова Валерия         1,5
Жукова Алиса         1,25
Кручинина Татьяна          
Белкина Варвара         1,5
Кузнецова Анастасия         1,75
Тазутдинова Карина         1,5
Албул Екатерина          
Егоров Никита         1,25

Таблица 5

Констатирующий этап опытно-экспериментального исследования

в экспериментальной группе

(итоговый уровень развития музыкальных способностей)

 

Экспериментальная группа Ср. балл
  чувство ритма эмоц. отзывчивость осознанность муз. восприятия интонац. слух  
Батурина Николь          
Павлюкова Диана         1,75
Жанодарова Александра         2,25
Батина Мария         1,25
Комарова Ксения         1,75
Брызгалина Виктория         1,75
Тощакова Полина          
Липаев Клим          
Богословский Евгений          
Попов Матвей         1,75

 

Таблица 6

Сравнительная таблица динамики исходного и итогового уровней развития музыкальных способностей

в контрольной и экспериментальной группе

Учащиеся Контрольная группа Дина-мика Учащиеся   Экспериментальная группа Дина-мика
Диагн. этап (Ср. балл, уровень) Констат. этап (Ср. балл, уровень) Диагн. этап (Ср. балл, уровень) Констат. этап (Ср. балл, уровень)
Матвеичев Роман 1,75 1,75   Батурина Николь 1,25   0,75
Романов Павел 1,25 1,25   Павлюкова Диана 1,5 1,75 0,25
Михайлова Валерия 1,5 1,5   Жандарова Александра 2,25 2,25  
Жукова Алиса 1,25 1,25   Батина Мария 1,25 1,25  
Кручинина Татьяна       Комарова Ксения 1,5 1,75 0,25
Белкина Варвара 1,5 1,5   Брызгалина Виктория 1,5 1,75 0,25
Кузнецова Анастасия 1,75 1,75   Тощакова Полина 1,75   0,25
Тазутдинова Карина 1,5 1,5   Липаев Клим 1,75   0,25
Албул Екатерина       Богословский Евгений      
Егоров Никита 1,25 1,25   Попов Матвей 1,25 1,75 0,5

 

По данным сравнительной таблицы динамики исходного и итогового уровней развития музыкальных способностей в контрольной и экспериментальной группе мы видим, что в контрольной группе динамика показателей музыкальных способностей осталась без изменений. А показатели музыкальных способностей в экспериментальной группе показали положительную динамику. По этим данным мы можем сделать вывод о том, что с введением педагогических условий в музыкально-творческую деятельность на уроке музыки в школе происходит эффективное развитие музыкальных способностей у учащихся.


 

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ

 

Я, Кочулина Ксения Андреевна, проходила производственную практику с 10 мая по 5 июня 2016 года в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Костромы «Лицей №17».

Целью нашей работы стало определение психологических особенностей развития музыкальных способностей учащихся начальной школы. Были подобраны методики и методы выявления музыкальных способностей детей младшего школьного возраста. Для развития музыкальных способностей был подобран (музыкальный репертуар, музыкальные развивающие игры, песенные и инструментальные импровизации) по нашему мнению способствующие развитию интонационного, тембрового, ладового слуха, музыкальной памяти и т.д.

Все что мы запланировали в течение этой производственной практики получилось, но было достаточно мало времени для более тщательного исследования особенностей развития музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста. Но все таки мы увидели за это время небольшой рост и развитие музыкальных способностей. Это позволяет нам сделать вывод о том, что мы движемся в правильном направлении.

За время этой практики мы успели провести только несколько методик. Но в дальнейшем нами будет разработана программа с введение разных педагогических условий. Так же будет определена включенность учащихся в деятельный процесс, отзывчивость.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

2. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» - М.: Издательство «Классика-XXI», 2008. – 352 с.

3. Гетманенко А. О. О способах выявления динамики развития музыкальных способностей у детей среднего школьного возраста [Текст]/А.О.Гетманенко// Мир науки, культуры, образования // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — Т. 3, № 46. — С. 331–334

4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности — М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 стр.

5. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика: учебник для студ. муз. фак. учреждений высш. пед. проф. образования / [Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.]; под ред. Г.М. Цыпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.

6. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.

7. Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей. М.: Музыка, J.980. - С. 91 - 110.

8. Науменко Т.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности/ С. И. Науменко // Вопросы, психологии. 1982. - № 1.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010, с.573

10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1986, – 927 с.

11. Пидкасистый, П.И. Педагогика, М – 2002

12. Платонов К К. Краткий словарь системы психологических ПОНЯТИЙ. Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования.— 2-е изд., перераб. и доп. M.: Высш. шк., 1984

13. Психологическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.

14. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студ. пед. ин- тов. / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. JI. Палавандишвили / под О.П. Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223с.

15. Рубинштейн С. Л «Основы общей психологии» - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

16. Рубинштейн, С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960. № 3.

17. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин Минск: Хар-вест; М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – 800с.

18. Сохор, А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия / А.Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления / под ред. М. Г. Арановского. М., 1974. - 60 с.

19. Тарасов, Г. С. Психологические основы музыкального обучения / Г. С. Тарасов//Музыка в начальной школе. М., 1979.

20. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. -М., 1988.- 175 С.

21. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». – М.: Издательство «Наука», 2003. – 384 с.

22. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 536 с.

23. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 544 с.

24. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Издание третье, исправленное и дополненное. Учебное пособие. – М.: «Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2010. – 240 с.

25. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983, – 685 с.

26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996. – 320 с.

 


[1] Платонов К К. Краткий словарь системы психологических ПОНЯТИЙ. Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования.— 2-е изд., перераб. и доп. M.: Высш. шк., 1984, с 140

[2] Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996.

[3] Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1986, с. 658

[4] Пидкасистый, П.И. Педагогика, М – 2002, с. 85

[5]Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983, с. 561

[6]Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010, с.573

[7] Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1978, с. 375

[8] Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с.41

[9] Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Издательство: М. - Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.

[10] Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с.43

 

[11] Гетманенко А. О. О способах выявления динамики развития музыкальных способностей у детей среднего школьного возраста [Текст]/А.О.Гетманенко// Мир науки, культуры, образования // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — Т. 3, № 46. — С. 331–334

[12]Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

[13]Д.К. Кирнарская. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-ХХ1 век, 2004.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: