Конспект урока русского языка, проведенного в 2 «Г» классе МБОУ СОШ им. Калинина
Учитель: Шахова Е. А.
Методист: Леонтьева С.А.
Класс - 2 «Г»
Дата проведения: 8.04.2014
Студент: Бобылева Яния Витальевна
Тема: «Значение, употребление и написание приставок»
Цель: углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок, развивать умение образовывать слова с помощью приставок.
Задачи:
Образовательные:
Помочь младшим школьникам заметить и систематизировать морфемы русского языка, которые активно используются в речевой практике, понять их значения и запомнить написание, потренироваться в осознанном и правильном их употреблении.
Развивающие:
Развивать умение анализировать задания.
Развивать умение применять полученные ранее знания.
Развивать орфографическую зоркость.
Развивать фонематический слух.
Развивать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
1.Формировать интерес к изучению русского языка.
2.Формировать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая.
3.Воспитывать стремление быть грамотным и образованным человеком.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Тип урока: урок открытия нового знания.
По форме организации: комбинированный.
Оборудование: ИКТ, учебник, ТПО.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |||||||||||||||||||||||
I. Организация внимания учащихся. | -Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Яния Витальевна. | Мотивация на урок. | Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: Учебно – познавательный интерес, организация рабочего места. | |||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности. | - Ну - ка, проверим, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час. - Откройте тетради, запишите число, «классная работа». | |||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний. | - Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает? - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь слово» Сложите это слово из частей, как из деталей конструктора (слово «подсказка»). - Запишите это слово (у доски ученик). - Обозначьте известные вам части слов. - Сделайте вывод: из каких частей могут состоять слова русского языка? - Ребята, на партах у вас лежат карточки. - Послушайте стихотворение Е.Измайлова и проследите по тексту, есть ли в этом стихотворении родственные слова (учитель читает стихотворение). КАК РАСТУТ СЛОВА Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово было корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов. Вот из садика рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном. Е. Измайлов - Итак, есть ли в этом стихотворении родственные слова? Назовите их. - Почему вы выбрали именно эти слова? - Что вы учитывали, выбирая эти слова? Работа в паре. - Ребята, сейчас вы будете работать в паре. Вместе со своим товарищем выделите в этих словах корень. - Выделите в этих словах приставку и суффикс. - Какую роль выполняет окончание? - Сделайте вывод: из каких частей могут состоять слова русского языка? - Какие части слова служат для образования новых слов? | Конструктор-набор деталей, из которых можно собрать множество разных моделей (открыть слайд №1)
подсказка подсказка - из корня, приставки, суффикса, окончания.
- В тексте есть родственные слова: сад, садик, рассада, посадка, садовник, садовод (открыть слайд №2) - Потому что эти слова можно объяснить с помощью одного и того же слова. - Мы учитывали то, что у родственных слов один корень.
сад, садик, рассада, посадки, садовник, садовод (открыть слайд №3). сад, садик, рассада, посадки, садовник, садовод (открыть слайд №4). - Окончание служит для связи слов в предложении. - Из приставки, корня, суффикса, окончания. - Приставка, суффикс.
| ЛичностныеУУД: умение видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД: знания о частях слова. | |||||||||||||||||||||||
III. «Открытие» учащимися нового знания. | 1.Постановка учебной задачи. - На странице 107 прочитайте заголовок. - Как вы понимаете этот заголовок? - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? 2.Упражнения в конструировании слов. - На странице найдите задание 515. Рассмотрите рисунок. Представьте себя на месте того, кто нарисован. Словами с корнем –хож- ответьте на вопрос: ты что делаешь? - Итак, посмотрите на первый рисунок. - Найдите подсказку авторов в рамочке. - С помощью каких приставок образовались данные слова? (открыть слайд №5) п.р.хожу п.дхожу .бхожу з.хожу вхожу выхожу ухожу - Спишите эти слова и выделите в них приставку. Этот перечень приставок (показываю указкой на доску) поможет вам в правильном написании слов. У доски это задание будет выполнять… - А теперь сверьте выбор букв в приставках со страницей учебника. - Отметьте в словах ту часть, которая делает их похожими по значению (выделить корень) - Назовите и выделите те части, которые придают каждому слову свое значение. - Укажите в словах орфограммы. |
- Словесный конструктор.
- Это набор из частей слова.
- Сегодня на уроке мы будем учиться конструировать слова.
(на доске) пере- под- об- за- в- вы- у-
перехожу подхожу обхожу захожу вхожу выхожу ухожу
- Приставка
| Личностные УУД: Умение удерживать учебную задачу, умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока. Метапредметные УУД: Владение правильной речью. Предметные УУД: Понятия о части слова приставке. | |||||||||||||||||||||||
3.Составление справочника приставок.
- Выполним задание 516 в тетрадях с печатной основой.
- Прочитайте название и догадайтесь, что мы предлагаем сделать.
- Прочитайте задание под пустыми строчками.
- Так какое задание нам необходимо выполнить?
- Ребята, а что такое справочник?
- Итак, прочитайте на слайде, что такое справочник (открыть слайд №6)
- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «справочник».
- Выделите корень (показываю суффикс оч и ник).
- Отметьте сигналом опасности, те буквы гласных и согласных, которые в словах могут быть орфограммами.
- Что же такое приставка?
- Для чего служит приставка?
- Какие значения могут иметь приставки?
- Какие ошибкоопасные места содержат приставки под-, от-?
- А теперь выполним задание 517 в учебнике на стр.108 (два человека у доски).
- Понаблюдайте, как приставки меняют значение (устно).
- Составьте слова с приставками и запишите каждую семью в свой столбик; приставки выделяйте, отмечайте орфограммы.
Например, летит -> вылетит.
- Выберите приставки, которые можно употребить с корнем
-ключ-, и устно закончим предложение (открыть слайд №8)
Мы …ключим свет.Но для начала прочитаем подсказку, для этого заглянем в словарь на стр. 146 («Как правильно говорить?»)
- Вернемся теперь к нашему слайду и закончим предложения в рамочке (открыть слайд №9)
- Ребята, помните, при всех приставках, кроме вы- ударение ставится после этого корня: например, включит, отключат, подключим.
- А теперь, мы немного отдохнем с вами!
|
- Составить справочник приставок.
- Начни справочник с приставок только что записанных тобою слов (515).
Пиши одни приставки, располагай их в том порядке в котором мы называем их значение:
*движение вокруг чего-то;
*движение через что-то;
*движение внутрь;
*приближение к чему-то;
*удаление от чего-то;
*движение наружу;
- Составить справочник приставок русского языка.
- Справочник - книга, содержащая необходимые сведения по какому-либо предмету, вопросу и т.п.
- справка
- справочник (открыть слайд №7)
- Это часть слова, которая находится перед корнем.
- Приставка служит для образования новых слов.
*движение вокруг чего-то;
*движение через что-то;
*движение внутрь;
*приближение к чему-то;
*удаление от чего-то;
*движение наружу;
- Одни звуки совпадают с буквами. Другие нет.
- «Словарь трудностей» Правильно ставь ударение…(читают слова).
Можно употребить приставки (вы, от, в, пере, под). Мы выключим свет. Мы отключим свет. Мы включим свет. Мы подключим свет.
| |||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное усвоение новых знаний. | -Поразмышляем над заданием 518. Прочитаем вслух слова с задания 517 с корнем -бег- и разными приставками. - Понаблюдайте со своим соседом за звучанием и написанием приставок. Если буквы на месте орфограммы такие же, как звуки, поставьте +, если другие, поставьте -. - Ребята, как вы думаете, можно ли писать приставки так, как слышишь? - Прочитаем сообщение авторов в рамочке на стр.110. - Все ли приставки можно писать, как слышим? - Какие же орфограммы бывают при письме в приставках? - Как пишется большая часть приставок? - Выпишите из рамки (в столбик) слова с приставками. У доски это задание будет выполнять… - Замените приставки и образуйте рядом другие слова (устно). - Выделите приставки и посмотрите, меняются ли значения слов? - В своем справочнике соберите и запишите в один столбик приставки с буквой - о, в другой –а, выделите орфограммы. | выбегу + отбегу - забегу - прибегу - убегу + добегу - вбегу - перебегу - подбегу - сбегу - -Нет Читают - Нет не все, но большая часть приставок пишется также, как и слышим. - При письме в приставках бывают орфограммы безударных гласных и парных по глухости - звонкости согласных. - Большая часть приставок всегда пишется одинаково. Закрыл (открыл, прикрыл) Порисовал (нарисовал, зарисовал) Пришел (отошел, зашел) Подставил (приставил) Отбежал (выбежал, прибежал) Входил (уходил) Сделал (переделал) - о а Об-обо- об-за- пере-во- ___ в-во-под- ___ при-под- от- ___ от- _ у- ___ ___ вы- ___ ___ ___ | Личностные УУД: умение выбирать действия по достижению цели. Метапредметные УУД: приобретение способа действий по достижению цели; умение работать самостоятельно. Предметные УУД: умение применять знания на практике. | |||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. | - Какую учебную задачу вы сегодня ставили? - Выполнили мы с вами эту задачу? - О каких открытиях вы расскажете своим родителям и друзьям? - Что такое приставка? - А теперь мы поиграем. Игра называется «Да, нет». Если вы согласны со мной, вы хором говорите да, если нет, то нет. Приставка - часть предложения. Приставка - часть слова. Приставка стоит после корня. Приставка стоит перед корнем. Приставка пишется слитно. Приставка пишется раздельно. Приставка - главная общая часть родственных слов. Приставка служит для образования новых слов. В приставках есть орфограммы. | - Научиться конструировать слова. - Да. - Написание приставок можно проверить по шпаргалке на стр. 110 в учебнике. - Приставка часть слова, которая находится перед корнем. Нет. Да. Нет. Да. Да. Нет. Нет. Да. Да. | Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивают результат. | |||||||||||||||||||||||
VI. Оценивание учащихся с комментированием. | - Сегодня отметку «5» получают…они хорошо, активно работали на уроке. -Отметку «4» получают…,так как допускали не точности при ответе. | |||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия. | - Ребята, перед вами на экране предложения, закончите их (открыть слайд № 10). Сегодня я узнал (а)… Теперь я могу … - У каждого на парте лежат синий и желтый кружочки, если вам было все понятно на уроке поднимите желтый кружок, если вам было что-то непонятно – синий кружок. |
Методист:
Учитель:
Оценка: