Выполните тестовое задание (тест №16)
Тема 17. Правоотношения 2 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение основ теории правоотношений, формирование представлений о признаках, предпосылках возникновения, об основных видах правоотношений; изучение вопросов о понятии и видах объектов, субъектов правоотношений, юридических актах; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Правоотношение: понятие, признаки, виды и структура.
2. Объекты и субъекты правоотношений.
3. Классификация субъектов правоотношений.
4. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений.
5. Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.
6. Юридические факты: определение и классификация.
Индивидуальное задание для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Вчем специфика правовых отношений по сравнению с иными видами отношений в обществе? Каковы роль и место правовых отношений в системе общественных отношений?
2. Охарактеризуйте особенность абсолютного правоотношения в отличии от относительного. Охарактеризуйте объект правоотношения.
3. Раскройте содержание понятия «субъект правоотношений». Укажите основные виды субъектов правоотношений и дайте каждому из них характеристику.
4. Имеет ли значение разделение правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц? Если «да», то в чем это разделение проявляется?
5. Дайте классификацию юридических фактов по разным основаниям в виде схемы. Чем отличается понятие «жизненный факт» от понятия «юридический факт»? Что такое фактический состав и какие виды фактических составов выделяют?
6. Смоделируйте ситуации различных видов правоотношений и дайте их юридический анализ.
7. Представьте графическую модель понятия «правоотношения».
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №17)
Тема 18. Реализация права 2 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение категории «реализация права», формирование представлений об основных формах реализации права, о правоприменительной деятельности, как особой форме реализации правовых нор; уяснение вопроса о понятии, структуре и видах актов применения права, юридических коллизиях и пробелах в праве; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Понятие реализации права.
2. Формы реализации права: исполнение, использование, соблюдение.
3. Применение как особая форма реализации права. Стадии применения права.
4. Пробелы в праве.
5. Аналогия права и аналогия закона.
6. Коллизии правовых норм. Способы решений коллизий.
7. Юридические пределы действия нормативных актов: по предмету, во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Письменно представьте таблицу, отражающую характеристики актов применения права, нормативно-правовых и толкования права.
2. На основании действующего законодательства укажите, в каких нормативно-правовых актах предусматривается аналогия закона и права.
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №18)
Тема 19. Толкование права 2 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение понятия толкования права, формирование представлений таких разновидностях толкования права, как: официальное и неофициальное, буквальное, распространительное и ограничительное, грамматическое, логическое, телеологическое и пр.; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Толкование права: общее понятие.
2. Стадии толкования права.
3. Способы толкования права. Официальное и неофициальное толкование права.
4. Результат толкования права.
Индивидуальное задание для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте приемы уяснения воли законодателя. Перечислите всех, кто может дать официальное разъяснение правовых норм.
2. Назовите и раскройте виды толкования по способам (приемам), по степени обязательности и субъектам. Что такое распространительное толкование? Что следует понимать под ограничительным толкованием?
3. Составьте схему «Толкование правовых норм».
4. Каковы результаты толкования правовых норм при их уяснении и разъяснении?
5. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыденному) относятся:
а) рекомендации адвоката клиенту по вопросам наследования;
б) разъяснения о подоходном налоге в инструкции;
в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;
г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела;
д) разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления?
6. Какие разъяснения закона (вид толкования) вправе давать Верховный Суд РФ?
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №19)
Тема 20. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность 2 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение таких правовых категорий как: правонарушение, юридический состав правонарушения и его элементы, юридическая ответственность; формирование представления о целях и принципах юридической ответственности, об обстоятельствах, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность, о многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о видах юридической ответственности; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля: контрольный срез № 3- тестирование, диктант по терминам.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Правовое и правомерное поведение.
2. Признаки и виды правомерного поведения.
3. Правонарушение: понятие и признаки.
4. Классификация правонарушений.
5. Состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
6. Юридическая ответственность: понятие и принципы.
7. Виды юридической ответственности.