РАЗДЕЛ I
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ»
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Управление конфликтами в молодёжной среде» является формирование базовой профессиональной компетентности студентов на основе овладения студентами концептуальными и практическими основами профилактики и управления конфликтами в молодёжной среде.
Задачи дисциплины:
- освоение понятийно-категориального аппарата управления конфликтами;
- овладение методическими основами диагностики и разрешения конфликтов в молодёжной среде;
- усвоение причин конфликтов и механизмов развития конфликтов именно в молодёжной среде.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке бакалавров включена в вариативную часть профессионального цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400 - Психолого-педагогическое образование.
Базовыми дисциплинами являются «Общая и экспериментальная психология», «Социальная педагогика», «Социальная психология», «Основы социальной работы». Знания, усвоенные студентами в ходе данных предметов, являются базовыми для изучения дисциплины «Управление конфликтами в молодёжной среде». Освоению данной дисциплины также предшествуют учебная практика бакалавров во 2 семестре и летняя производственная практика в 4 семестре.
В течение 4 курса (7 и 8 семестры) в учебном плане появляются дисциплины, которые позволят будущим социальным педагогам целостно представить особенности профилактики и управления конфликтами («Социально-педагогическая работы с подростком-девиантом», «Социально-педагогические технологии»). Дисциплина «Управление конфликтами в молодёжной среде» будет способствовать расширению сферы применения профессиональных компетенций будущих социальных педагогов, а также углублению методических основ диагностики и разрешения конфликтов в молодёжной среде. Кроме того, базовые знания дисциплины «Управление конфликтами в молодёжной среде» послужат основой для работы студентов с детьми и подростками в период прохождения производственной практики (6 семестр).
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студентов, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Студенты должны знать:
- основные типы конфликтов и причины их возникновения;
- основные методы и этапы организации процесса психологических и педагогических исследований;
- методические подходы к организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды.
Студенты должны уметь:
- использовать теоретические знания при анализе конкретных ситуаций;
- анализировать различные педагогические ситуации;
- работать с научной и научно-методической литературой, систематизировать новый материал в сопоставлении с имеющимися знаниями;
- оценивать условия и последствия принимаемых решений.
Студент должен быть готов:
- к внедрению технологий организации мероприятий по совместной деятельности и межличностному взаимодействию субъектов образовательной среды;
-применять полученные знания в процессе решения жизненных и педагогических задач;
- использовать приёмы, способствующие снятию напряжения в стрессовой ситуации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции | Компетенция | Признаки проявления |
ОПК-6 | способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды | Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент знает: теории межличностных конфликтов; основные характеристики групповых конфликтов; умеет:оценивать свою готовность к межличностному взаимодействию и включению в совместную деятельность по разрешению конфликтов в молодёжной среде; владеет: навыками самооценки личности, анализа полученных результатов тестирования и коррекции своего поведение в межличностных отношениях; анализа конфликтов типа «личность – группа» и управления ими. |
ПКСП-2 | способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся | Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент знает: основные способы поведения личности в конфликте; типы конфликтных личностей; умеет: диагностировать способы поведения личности в конфликте, анализировать полученные результаты; принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии; управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия; применять методы диагностики и анализа конфликтов и методы предотвращения конфликтных ситуаций; - владеет: навыками оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и рационального поведения в конфликте. |
ПКСП-3 | умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки | Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент знает: способы составления программ социального сопровождения и поддержки личности в конфликтной ситуации; умеет: разрабатывать программы совершенствования и коррекции поведения. владеет: навыками сопровождения и поддержки молодого человека в ситуации конфликта, предупреждения конфликтных ситуаций и технологиями управления конфликтами. |
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Содержание разделов дисциплины
Раздел и тема дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы и виды контроля | ||||
Лекции, оч./заоч. | Семинар. (лаборат., практ.) занят., оч./заоч. | СРС, оч./ заоч. | ||||
Всего, оч./заоч. | Из них в интеракт. форме, оч./заоч. | Всего, оч./заоч. | Из них в интеракт. форме, оч./заоч. | |||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления конфликтами | -- | -- | 12/6 | 2/2 | 24/30 | |
Тема 1: «Сущность конфликта и его причины» | 2/- | -/- | 4/4 | Обзор Интернет-ресурсов «КАРТА САЙТА» | ||
Тема 2: «Конфликтные ситуации» | 2/2 | -/- | 4/6 | Устный опрос | ||
Тема 3: «Технологии управления конфликтами» | 2/2 | 2/2 | 4/4 | Разработка и защита презентации по теме занятия | ||
Тема 4: «Теории поведения личности в конфликте» | 2/- | -/- | 4/6 | Составление тематического глоссария | ||
Тема 5: «Мое поведение в конфликте» | 2/- | -/- | 4/4 | Представление результатов диагностического самообследования | ||
Тема 6: «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте» | 2/2 | -/- | 4/6 | Контрольный тест | ||
Раздел 2. Конфликты на различных уровнях социальной системы | -- | -- | 12/6 | 4/4 | 24/32 | |
Тема 1: «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах» | 2/2 | 2/2 | 4/6 | Коллоквиум под руководством студентов | ||
Тема 2: «Внутриличностные конфликты» | 2/- | -/- | 4/6 | Представление презентаций по теме занятия в микрогруппах | ||
Тема 3: «Межличностные конфликты» | 2/- | 2/2 | 4/6 | Аннотирование статей | ||
Тема 4: «Самооценка готовности к межличностному взаимодействию» | 2/2 | -/- | 4/6 | Устный опрос | ||
Тема 5: «Групповые конфликты» | 2/- | -/- | 4/4 | Выступление студентов с докладами по теме занятия | ||
Тема 6: «Семейные конфликты» | 2/2 | -/- | 4/4 | Контрольный тест | ||
ИТОГО: | -- | -- | 24/12 | 6/6 | 48/62 |
4.2. Практические (семинарские, лабораторные) занятия, их содержание
Наименование разделов и тем | Содержание | Формы проведения | ||||||
Раздел 1. Теоретико-методологические основы управления конфликтами | ||||||||
Тема 1. «Сущность конфликта и его причины» | Вводная беседа: цель и задачи дисциплины, требования к организации учебного процесса, содержание СРС, текущий и итоговый контроли, рекомендуемая литература, электронные ресурсы.
Ход занятия:
Изучение статьи «Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования» (В. Глухова, Е. Ю. Красова Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2003. №5) с использованием приёмов технологии развития критического мышления (Таблица «З-Х-У»).
Таблица «З - Х - У»: Знаю - Хочу знать - Узнал. Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом самостоятельно или в группе заполните первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, заполните графу «Узнал». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Методические материалы к теме представлены на странице 69 | Занятие проводится в интерактивной форме с применением технологии развития критического мышления (Таблица «З-Х-У»). | ||||||
Тема 2. «Конфликтные ситуации» | Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации» Цель игры.Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях. Порядок проведения игры.Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучающиеся должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем организуется обсуждение вариантов ответа. В конце занятия студентам предлагаются психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки. Методические материалы к теме представлены на странице 84 | Практическое занятие в форме дидактической игры. | ||||||
Тема 3.«Технологии управления конфликтами» | Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта» Цель занятия.Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии. Порядок проведения игры 1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания. 2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии. Игровая ситуация.Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 – роль менеджера и 1– медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку: • конфликтующим – определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры); • менеджеру и медиатору – сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта. На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10–15 минут. Каждый игровой сюжет обсуждается. Методические материалы к теме представлены на странице 94 | Практическое занятие в форме дидактической игры. | ||||||
Тема 4.«Теории поведения личности в конфликте» | Защита презентации по теме занятия в программе MS Power Point КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Разработка презентации оценивается по 25-балльной шкале (от 5 до 25 баллов в зависимости от качества презентации). 25 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 слайдов основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура ресурса, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в слайдах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении. 20 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 слайдов основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура ресурса, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в слайдах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении. 15 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 7 слайдов основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура ресурса; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в слайдах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении. 10 БАЛЛОВ – презентация включает менее 7 слайдов основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура ресурса; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в слайдах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении. 5 БАЛЛОВ – презентация включает менее 7 слайдов основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в слайдах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении. Методические материалы к теме представлены на странице 105 | Практическое занятие в форме презентации результатов теоретико-исследовательской деятельности студентов. | ||||||
Тема 5. «Мое поведение в конфликте» | Цель занятия.Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и вырабатывать программу самосовершенствования и самокоррекции поведения. В ходе занятия. Студенты работают с тестами, с помощью преподавателя анализируют результаты, определяют пути коррекции поведения. Тест 1. Оценка акцентуации характера по методике Шмишека Тест 2. Самооценка конфликтности Тест 3. Тактика поведения в конфликте Тест 4. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт Тест 5. Опросник Томаса Методические материалы к теме представлены на странице 111 | Практическое занятие в форме самотестирования. | ||||||
Тема 6.«Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте» | Цель занятия.Развитие у студентов навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формирование у них умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия. Порядок проведения занятия В ходе занятия студенты получают тренинговые упражнения, которые они самостоятельно отрабатывают. Преподаватель контролирует работу студентов и оказывает им методическую помощь в овладении приемами эффективного общения и рационального поведения. Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте Упражнение 3. Развитие эмпатии Упражнение 4. Деструктивное (разрушительное) поведение Упражнение 5. Аутотренинг: «Первая помощь в острой стрессовой ситуации» Методические материалы к теме представлены на странице 124 | Практическое занятие с элементами тренинга. | ||||||
Раздел 2. Конфликты на различных уровнях социальной системы | ||||||||
Тема 1. «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах» | Дидактический тренинг «Овладение искусством критики» Цель занятия.Ознакомить студентов с социально-психологическими исследованиями критики в социальных группах и научить их использовать различные виды критики, не ущемляя достоинства критикуемого. В процессе тренинга преподаватель диктует критические оценки, а студенты записывают их. Дальше следует переход к упражнениям. Условия выполнения упражнений. Задание выдается аудитории, разделенной на две группы. Каждая группа, посовещавшись в течение 3–5 минут, определяет форму критики согласно выданной установке. Затем представители групп зачитывают окончательный вариант критических замечаний и сами определяют, какую форму критики они использовали. Преподаватель и представители другой группы выступают экспертами по отношению к отвечающей по выполненному заданию группе. Для развития состязательности присваивается 1 балл той группе, которая лучше справилась с заданием. В конце занятия студентам будут предложен тест «Критика и вы». Методические материалы к теме представлены на странице 137 | Практическое занятие в форме дидактического тренинга. | ||||||
Тема 2.«Внутриличностные конфликты» | Коллоквиум на тему «Внутриличностные конфликты» под руководством студентов по следующим вопросам: 1. Понятие внутриличностного конфликта 2. Особенности внутриличностного конфликта 3. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов 4. Формы проявления внутриличностных конфликтов 5. Способы разрешения внутриличностных конфликтов 6. Специфика внутриличностных конфликтов молодёжи Методические материалы к теме представлены на странице 145 | Коллоквиум под руководством студентов. | ||||||
Тема 3. «Межличностные конфликты» | Повторение теоретических вопросов темы с помощью подготовленных мультимедиа презентаций студентов (по микрогруппам) по итогам исследовательской работы: 1. Понятие межличностного конфликта и его особенности 2. Сферы проявления межличностных конфликтов 3. Управление межличностными конфликтами 4. Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну Методические материалы к теме представлены на странице 151 | Практическое занятие в форме презентации результатов исследовательской деятельности. | ||||||
Тема 4.«Самооценка готовности к межличностному взаимодействию». | Цель занятия.Закрепление знаний студентов по основным проблемам теории межличностных конфликтов, развитие у них навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и корректировать свое поведение в межличностных отношениях. Порядок проведения занятия В ходе занятия. Студентам предлагается пройти представленные ниже тесты. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования и оказывает методическую помощь в выработке программы самосовершенствования и самокоррекции поведения. Тест 1. Оценка темперамента по методике А. Белова Тест 2. Самооценка агрессивности Тест 3. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири Методические материалы к теме представлены на странице 155 | Практическое занятие в форме самотестирования. | ||||||
Тема 5. «Групповые конфликты» | Цель занятия.Закрепление знаний студентов по основным характеристикам групповых конфликтов, развитие у них навыков анализа конфликтов типа «личность – группа» и формирование умений по управлению ими. Порядок проведения занятия В ходе занятия. Студентам предлагают конкретные ситуации, которые они должны проанализировать, предложить свои варианты их разрешения и принять участие в обсуждении. Методические материалы к теме представлены на странице 166 | Практическое занятие с использованием метода анализа и обсуждения конфликтных ситуаций | ||||||
Тема 6. «Семейные конфликты» | Деловая игра «Супружеский конфликт» Цель игры.Ознакомить студентов с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеских конфликтов подобного типа. Участники игры: 1. Муж – работник бюджетной сферы, вынужденный постоянно искать дополнительный заработок, так как основной зарплаты на содержание семьи не хватает. 2. Жена – также работница бюджетной сферы, вынужденная постоянно отпрашиваться с работы, так как в основном ей одной приходится вести все домашнее хозяйство: стирать, готовить, ходить за покупками, отводить и приводить двоих детей в детский сад и т. д. Игровая ситуация.Муж приходит позднее обычного домой. Сегодня он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и обижена на мужа. Возникает конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения приобретают явно эмоциональную окраску. Порядок проведения игры 1. Студенты распределены по парам с соответствующими ролями: «муж» – «жена». 2. На первом этапе игры каждый из «супругов» играет соответственно роль мужа и жены, оправдывая свои действия, предшествовавшие конфликту. 3. На втором этапе каждый из «супругов» письменно излагает свои варианты решения конфликтной ситуации. 4. На заключительном этапе оба «супруга» находят единое взаимоприемлемое решение конфликта и подробно его описывают. 5. Необходимо также определить тип супружеского конфликта, причины его возникновения и другие возможные варианты решения данного конфликта. Методические материалы к теме представлены на странице 170 | Практическое занятие в форме деловой игры. | ||||||