Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
1. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:
· совершенствование орудий труда и производственных отношений;
· кризис феодализма;
· развитие ремесла и торговли;
· усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
· укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
· появление первых парламентов;
· отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
· повышение уровня образованности в Европе в целом;
· великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
· научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Основные направления философии эпохи Возрождения.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
неоплатоническое ( сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
3. Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:
· антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);
· перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
· принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
· торжество индивидуализма;
· широкое распространение идеи социального равенства.
Для тех, кто все-таки решился;)
Эпоха возрождения
В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время - XIII - XVI столетия (в Италии - с конца XIII в., в Испании и Англии - конец XV - начало XVII в.).
Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а человек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями. Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умерщвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир.
Главным в новом - гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности.
Идеалом стала гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая (homo universale - человек универсальный) личность.
Свобода - вот самое драгоценное приобретение человека.
Образцы нравственного и прекрасного, языческую любовь ко всему земному гуманисты, прежде всего Италии, находили в наследии античности - памятниках искусства, истории, философии. Отсюда и название эпохи - Возрождение (ит. - Ринашименто, фр. - Ренессанс), хотя изучение и увлечение античностью было следствием нового понимания жизни. В области философии новое развитие и наполнение получили античные учения:
стоицизм - (Петрарка),
эпикуреизм - (Валла),
неоплатонизм - (Фичино, Пико делла Мирандолла),
пантеизм - (Николай Кузанский, Парацельс, Кампанелла, Бруно).
Согласно пантеистическим воззрениям, законы управляющие миром, есть внутренние закономерности природы. Бог понимался не как внешняя сверхъестественная сила, а отождествлялся с природой.
Возрождена была и древнегреческая идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы).
В Мантуе в 1425 г. была основана первая гуманистическая школа (Витторио да Фельтре). Ее название - "Дом радости", этим подчеркивалось стремление придать учению характер удовольствия, а не зубрежки.
В 1436 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Это событие в истории человечества трудно переоценить.
В эпоху Возрождения начинается новый этап развития науки. Больших успехов достигают астрономия, география, анатомия, математика:
Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку.
Васко де Гамма в 1498 г. открыл морской путь в Индию.
Америго Веспуччи (1499-1504), Магеллан (1519-1522) и др. мореплаватели доказали шарообразность Земли.
Гелиоцентрическая система Николая Коперника (опубл. в 1543 г.) стала научной революцией.
Джордано Бруно под влиянием теории Коперника и Николая Кузанского создал учение о бесконечности Вселенной и т.д.
Литература в силу своих возможностей наиболее многогранно выразила эту сложную эпоху.
В Италии - Данте Алигьери (1265-1321). "Новая жизнь", воспевается чувство Данте к Беатриче, тема любви и смерти звучит по новому: побеждается смерть не страстью, а духовным чувством.
"Божественная комедия" - изобразив себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении древнеримского поэта Вергилия, Данте дал картину современной ему Италии, выразил свое понимание мира и человека, добра и зла.
Истинным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374) - поэт, мыслитель, ученый, основатель науки (классической филологии). Петрарка преклонялся перед античным миром. Славу в веках Петрарке принесли его стихи к Лауре. 20 лет он воспевал Лауру при жизни и 10 лет оплакивал после смерти, хотя не был даже знаком с нею. Его "Книга песен" стала образцом поэтического самовыражения.
Основоположник авантюрной новеллы - Джованни Бокаччо (1313-1375). В "Декамероне", сборнике новелл, развернута широкая картина быта и нравов итальянского общества.
Крупнейшие немецкие гуманисты: Себастьян Брант (1494) - "Корабль дураков", Эразм Роттердамский (1509) - "Похвала глупости",Ульрих фон Гуттен (1517) - "Письма темных людей".
Франция: Франсуа Рабле (1494-1553) - писатель, врач, разносторонний ученый. Самым известным стал роман "Гаргантюа и Пантагрюэль". Мишель де Монтень (1533-1592) - современники называли его французским Сократом, а его "Опыты" - "катехизисом всех честных людей".
Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616) - "Дон Кихот".
Итак, если у истоков культуры Возрождения стоит могучая фигура гениального Данте, то завершает эпоху Возрождения не менее величественная фигура Уильяма Шекспира (1564-1616).
В творчестве Шекспира нашел отражение весь спектр гуманистических идей. От комедии, где действует жизнерадостный, сильный, отважный, смело думающий человек до хроник и "трагедий" - когда осознавалось, что новый мир несет не освобождение, а новые формы порабощения человека. Трагедии Шекспира звучат мужественным призывом к борьбе, хотя борьба и не всегда приносит успех ("Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Гамлет").
Ренессансный театр начал свой путь значительно позднее, чем литература и изобразительное искусство. Уже были созданы произведения великих поэтов, писателей, художников Ренессанса и Высокого Возрождения, а на городских площадях все еще ставились средневековые мистерии, "чудеса", "фарсы".
В середине XVI века в Италии родился первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения - Комедия дель арте (Комедия масок). Спектакли этого театра представляли актерские импровизации, со вставными музыкальными и танцевальными номерами. Из спектакля в спектакль переходили маски-типы: "слуги" - Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбино, глупый и жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун и тупица Доктор и др. Постановки нового театра, полные острой сатиры и юмора, жизнерадостные, гротескные, развлекающие и поучающие, были выражением здравого смысла и насмешливости, они получили широкое распространение и вытеснили религиозные мистерии. Но глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и противоречия, комедии масок было не по силам:".
Театр - искусство массовое и демократичное. Расцвет театрального искусства наступил в конце XVI - начале XVII вв., но уже не в Италии, а в Испании и Англии.
Имелись актерские труппы, бродячие труппы и появились театры типа актерских товариществ (шекспировский "Глобус" в Лондоне) или частные антрепризы. Силу театра составили и площадные старинные зрелища, и эпическое народное творчество, и античные драмы и мифы, и средневековые легенды, и ренессансная поэзия и проза.
Ведущими жанрами стали драма и трагедия. На подмостках театра герои постигали зло мира, ополчались против него и гибли. Но оставался жить идеал, мечта. Это составляло пафос театра Возрождения.
Музыка в эпоху Возрождения не достигла той масштабности и величия, каких достигли литература и изобразительное искусство.
Основа музыкальной культуры - духовная музыка: мессы, мотеты, гимны, псалмы.
Возникает потребность в светской музыке. Создавались произведения различных жанров (мадригал, песня, канцона, виланелла), танцевальная музыка (вариации, прелюдии, рондо и др.).
В 1503 году Петруччи изобрел нотопечатный станок и записи музыки получили широкое распространение. Музыка звучала повсюду. Появляется мадригальная комедия - одна из предтеч оперы и балета.
В XVI в. музыкальных инструментов в обиходе было больше, чем сейчас. Лютня приобрела особое значение. Виртуозом игры на лютне был Винченцо Галилей, отец знаменитого астронома. Орган, клавесин, клавикорд, виола, скрипка, флейта - инструменты XVI века.
Возникает само понятие "композитор".
Джованни Пьерлуножи да Палестрино (1525-1594, Италия) - крупнейший композитор XVI в. (93 мессы, 326 гимнов, 2 тома светских мадригалов).
Орландо Лассо (прим. 1532-1594, Нидерланды) создал более 2 тысяч произведений культового и светского характера.
Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы. Первая в мире опера - "Дафна" Я.Пери, 1594 г.
Изобразительное искусство воплощало ренессансное представление об идеале, мечту о прекрасном, гармоничном человеке, веру во всемогущество разума. Однако, делая по существу, смыслом своего творчества человека и окружающий его мир, художники продолжали создавать произведения на традиционные религиозно-мифологические сюжеты. Утверждалась "богоподобность" реального человека.
По сравнению со средними веками искусство изменилось коренным образом во всех отношениях. Прежде всего иным стал принцип изображения.
Для средневековых икон и фресок* этим принципом была условность: лица, фигуры, здания исполнялись плоскостно, ни объем, ни истинные пропорции фигур, ни глубинные пространства не передавались; использовалась обратная перспектива: более удаленные части и объекты были больше тех, что ближе. Изображение не соответствовало тому, что человек видит в реальности.
Для художников Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, изобразительным принципом стало подражание природе, жизнеподобие: картина строилась как "окно в мир", как нечто реально увиденное. Преклонение перед красотой мира, и человека, соединялось с их изучением, искусство опиралось на достижения различных наук - да и сами художники нередко были учеными, инженерами (Брунелески, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер).
Произведения создавались уже не только для храмов, но и для заказчиков (королей, купцов, ремесленников). Творчество стало персональным, художники пользовались известностью, о них писали книги: "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1550), "Книга о художниках" Кареля ван Мандера (1604). Сами художники стремились осмыслить и обосновать свою деятельность.
Альберти пишет "Книгу о живописи" и "Десять книг об архитектуре".
Леонардо - "Трактат о живописи" и др.
Дюрер - "Четыре трактата о пропорциях",
Гиберти - "Комментарии",
Пьеро делла Франческа - "О живописной перспективе", "О правильных телах;
Виньола - "Правила пяти архитектурных ордеров",
Палладио - "Четыре книги по архитектуре".
Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями - получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура, как в Средние века, а живопись.
Складывается система жанров:
религиозно-мифологический;
исторический;
бытовой;
пейзажный;
портрет.
Появляется новый вид искусства - гравюра*, и важную роль обретает рисунок.
Гравюра - это отпечаток на бумаге изображения, исполненного на деревянной, металлической или каменной поверхности (доске).
С одной и той же доски можно получить от нескольких десятков до несколько сотен оттисков, и все они будут оригинальными, авторскими произведениями.
Первыми были гравюры на дереве.
Гравюра на меди появилась в 1430 г. Меняется взгляд на искусство. Художник сам теперь уподобляется Богу, творит в произведениях мир, где царят человек и красота.
Средневековые произведения вызывали мистические ощущения, а ренессансные ценились как художественные явления и главное ощущение при их восприятии - наслаждение.
Возрождение в Италии
Ренессансная культура сложилась не во всех странах Европы. Она имела разный характер и разные границы во времени. Классической страной Возрождения была Италия. Уже в конце XIII в. появились ростки нового мировоззрения и нового искусства (Проторенессанс - конец XIII-XIV вв.); яркое развитие эта культура получила в XV веке (Раннее Возрождение (кватроченто*) - XV в.) и достигла вершины в начале XVI в. (Высокое Возрождение (чинквеченто*) - (1490 - 1530 гг.).
Ренессанс изживает себя в Италии в 30-х гг. XVI в., но в Венеции он продолжается до конца столетия.
На Аппенинском полуострове раньше начали складываться экономические отношения.
По географическому положению города Италии стали центром международной торговли и банковского дела.
Флоренция, Пиза, Сиена, Генуя, Милан, Венеция отличались политическим укладом.
Италия представляла ряд независимых областей и городов с республиканской формой правления.
В Италии была заново открыта античность: извлекали из хранилищ и земли обломки колонн, прекрасные греческие и римские статуи, барельефы.
Первенство среди итальянских городов-государств принадлежало Флоренции, подобно Афинам в Греции. Городом управлял совет из глав различных цехов. В 1289 г. крестьяне были освобождены от крепостной повинности, а в 1293 г. было принято "Установление Справедливости", которое лишало патрициев всех привилегий.