Понятие личности в христианском учении




Воспитание личности ребёнка в православной семье

I. Различие взглядов на проблему воспитания личности

И мирская и христианская педагогика одинаково ориентированы на раскрытие личности ребёнка. Но существует принципиальная разница в определении понятия «личность». В западноевропейской и современной российской педагогике личность - это набор индивидуальных качеств человека, заложенных в его природе при рождении. В процессе воспитания необходимо лишь помочь ребёнку в реализации этих качеств.

Мнение мирской педагогики о развитии личности ребёнка

Основателем современной педагогики принято считать чеха по происхождению Яна Амоса Каменского. В ребёнке он предлагал усматривать природное влечение к свету, знанию и добру. Воспитание призвано лишь способствовать созреванию и выявлению заложенных природой стремлений. Великий русский писатель и педагог Лев Толстой пошёл в этом отношении ещё дальше. Он полагал, что природа ребёнка чиста и необходимо снять «всякие препятствия перед ребенком в его действиях» [1]. Педагог американского происхождения Дьюи в своей теории «педоцентризм» писал, что педагогика должна быть полностью ориентирована на интересы и потребности ребёнка. Все эти и подобные им воззрения привели к тому, что в современной педагогике называется «личностно ориентированное обучение». Безусловно, в этом подходе содержится много хорошего, педагогически полезного. Это углублённое внимание к внутреннему миру ребёнка, к возрастным и индивидуальным особенностям изменения и становления растущего организма и психики воспитанника. Опасность же здесь заключается в фундаментальной установке на то, что практически все заложенные в ребёнке качества необходимо раскрыть и воспитать. Это коренным образом не согласуется с основным положением христианского педагогического мышления о греховности всей природы и новорожденного человека в частности.

Также некоторыми крупными западными и отечественными современными педагогами разделяется теория, разработанная философом Джоном Локком и получившая название «табула раса» или «чистая доска». Суть этой теории в том, что человек рождается на свет без врождённого умственного содержания. Задача педагогики, согласно этой теории, заключается лишь в наполнении ребёнка новым знанием. По уже упомянутым причинам эта теория также не разделяется православной педагогикой.

Понятие личности в христианском учении

В православном понимании личность – это Образ Божий, который затемнён грехом прародителей. Таким образом, человеческая природа в едва родившемся младенце уже содержит в себе повреждение и цель воспитания состоит не просто в развитии врождённых качеств и стремлений ребёнка, а в предварительном «исцелении», перенаправлении стремлений будущего члена общества к истинной свободе, которая возможна лишь в обращении к Богу.

Суть христианской точки зрения на воспитание хорошо отражены в словах Блаженного Августина о том, что ребёнок невинен не по природе, а лишь по телесной слабости. Исходя из этого, невозможно строить методы и цели воспитания, ориентируясь исключительно на потребностях ребёнка, ведь в результате воспитание и обучение превратится в непрерывное развлечение, перенеся на второй план получение знаний и заботу о душе.

Протоиерей Василий Зеньковский писал о том, что свобода дана каждому человеку, но это свобода в одинаковой степени ориентирована и к добру и ко злу. Раскрытие же истинной свобода возможно лишь в свободной самонаправленности к добру, а в преступлении нравственных пределов человек становится рабом страстей и теряет дар духовной свободы. Ведь по словам отца Василия свобода в человеке не дана изначальна, а лишь «задана» и требует раскрытия.

В этой связи задача православного педагога состоит в том, чтоб направить человека к свободе, отстранив его от греха. Достигается это единственно путём непрерывного «обуздания» ребёнка, постоянного подавления в воспитаннике греховных стремлений и наклонностей.

Учитывая, что в роли воспитателей в нормальной семье обычно выступают родители ребёнка, а родители, как правило, испытывают сильную любовь к своему дитя, то им трудно ограничивать его, огорчить отказом в удовлетворении некой потребности. Но, воспитание личности ребёнка – это раскрытие в нём Образа Божьего и Христос в своём земном служении предостерегал родителей от такой любви к своим детям, которая удаляет от высшей цели. «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37).

На этих основаниях Иисус Христос установил вечно истинное понятие о воспитании, которое должно выработать в ребёнке не только внешне доброе поведение, не только внешне добрые формы жизни, но такие внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитываемого было служением Богу в духе и истине и проникало в сокровенные изгибы душевной жизни.

Поэтому для родителей главной заботой должно явиться снискание милости Божией и Его помощи и благословения. И это будет условием непременного успеха многолетней работы и борьбы за спасение душ детей, подверженных греху вместе со всем падшим человеческим родом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: