1. Заполнение социально-психологического тезауруса (см. выше – основные понятия).
2. Заполните таблицу «Виды социальных стереотипов». Примерное оформление:
Разновидность социального стереотипа | Примеры (характерное высказывание, образ, действие и др.) | Основные сферы проявления (деловое общение, детско-родительские, супружеские отношения, педагогическая деятельность, межэтнические отношения и др.) |
1… |
Семинар № 4
Тема: Межличностная аттракция.
Основные понятия: аттракция, симпатия, дружба, любовь.
Основные вопросы занятия
1. Понятие и уровни аттракции.
2. Внешние и внутренние факторы аттракции.
3. Динамика межличностных отношений:
- стадия сближения,
- стадия близости,
- стадия дифференциации,
- стадия отдаления,
- стадия распада.
4. Теории любви (дополнительный вопрос).
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- устный опрос студентов по основным вопросам занятия;
- рассмотрение примеров из собственного жизненного опыта;
- групповая дискуссия на тему «А что же такое любовь?..»
- написание мини-сочинения.
Литература для подготовки к занятию
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,2004. Гл. 7.
2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб, 2003. Раздел 4.
3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. Гл. 13.
Дополнительная:
1. Вердербер Р. Психология общения. Полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб., 2006. С.169-188.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1994. Гл. 23.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполнение социально-психологического тезауруса (см. выше – основные понятия).
2. Мини-сочинение на темы «Как сохранять близкие отношения», «Мой идеал межличностных отношений» (тема на выбор студента).
Семинар № 5
Тема: Социальные роли и поведение личности.
Основные понятия: социальная роль, социальный статус, интериоризация роли, ролевой конфликт.
Основные вопросы занятия
1. Понятие социальной роли (Р. Линтон, Р. Мертон). Роль и статус.
2. Ролевые теории личности (Дж. Мид, М.Кун, Т. Сарбин, Э. Гоффман).
3. Виды социальных ролей.
4. Выполнение социальных ролей. Ролевые конфликты.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:
- устный опрос студентов по основным вопросам занятия;
- групповое дискуссия по проблеме взаимовлияния личности и роли.
Литература для подготовки к занятию
Основная:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. – М., 2002. Гл. V, С. 193-207.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004. Гл. 6.
3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М., 2003. Гл. 4.
Дополнительная:
1. Вердербер Р. Психология общения. Полный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб., 2006. Гл. 10.
2. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. Гл. 6. С. 256-262.
3. Психология: Учебник / В.М. Алахвердов, С.И. Богданова и др.; Отв. ред. А.А. Крылов. – М., 2004. Гл. 19.
4. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1998. Гл. 2, 10.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполнение социально-психологического тезауруса (см. выше – основные понятия).
2. На основании знакомства со статьей Ф. Зимбардо «Стенфордский тюремный эксперимент» (Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001. С. 296-320.) привести примеры и доказательства того, насколько конкретная социальная ситуация и роль могут определять поведение человека.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.
Тема: Межличностная коммуникация.
Основные понятия: коммуникация,вербальные и невербальные средства общения, коммуникатор, реципиент,коммуникативный барьер,кинесика, такесика, проксемика, экстра- и паралингвистические средства общения, обратная связь в общении.
Домашнее задание
1. Дайте определения основным понятиям темы (см. выше).
2. Назовите разновидности коммуникативных барьеров.
3. Охарактеризуйте речь как средство коммуникации.
4. Опишите роль и виды обратной связи в общении.
5. Подготовьтесь к дискуссии (понятия и примеры) на тему: «Значение и специфика невербального поведения человека». При подготовке к дискуссии обратите внимание на следующие вопросы темы:
а) функции невербального сообщения;
б) культурно-специфичные аспекты невербального поведения;
в) классификация невербальных средств общения. В частности, по последнему пункту материал организуйте в таблицу:
Акустические | Оптические (визуальные) | Тактильно- кинестетические | Ольфакторные | |||
Экстралингвитические | Паралингвистические | Кинесика | Проксемика | Прочие | Такесика | Ольфакация |
Контрольные вопросы
1. Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера?
2. Как с помощью речевых средств можно демонстрировать социальный статус и регулировать социальные отношения между общающимися?
3. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?
4. Какие функции выполняют невербальные сообщения при взаимодействии с вербальными?
5. Объясните, почему использование в диалоге Я-высказываний облегчает процесс общения?