Методические рекомендации для студентов к практическому занятию №4
МДК. 02.01.1 Лечение пациентов терапевтического профиля
Тема: Лечение нагноительных заболеваний легких. Лечение плевритов
- Цели занятия
Формируемые компетенции: ОК.1, ОК.2, ОК.4, ОК.5, ОК.8, ПК. 2.1-2.7
Цель: закрепить теоретические знания и практические навыки лечения пациентов с заболеваниями бронхов
После изучения темы студент должен знать:
- основные проявления пневмоний;
- лабораторные и инструментальные методы исследования при пневмониях;
- принципы лечения и ухода за больными с пневмонией;
- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;
- показания и противопоказания к назначению лекарственных средств;
- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
- особенности применения лекарственных препаратов у разных возрастных групп.
студент должен уметь:
- проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
- определять тактику ведения пациента;
- определять показания к госпитализации;
- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
- определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
- применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
- определять показания к госпитализации пациента и организовать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;
- проводить лечебно-диагностические манипуляции;
- проводить контроль эффективности лечения;
- осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.
- Хронокарта практического занятия
№ | Этап занятия | Время, мин. |
Организационный момент | ||
Контроль исходного уровня знаний | ||
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося | ||
Обучающий этап: демонстрация практических навыков | ||
Самостоятельная работа на занятии | ||
Контроль конечного уровня усвоения знаний | ||
Заключительный этап |
- Ход практического занятия
3.1. До начала практического занятия изучить теоретический материал темы. Дать ответы на вопросы тестов входного контроля, перейдя по ссылке
https://onlinetestpad.com/poemylm5suyvg
3.2. Отчет по внеаудиторной СР (Предоставить фото СР, возможно выполнение СР в виде электронного документа. Одинаковые работы не будут учитываться.):
Беседа с больными о профилактике бронхолегочных заболеваний
3.3. Заполните таблицу «Дифференциально-диагностические признаки острого абсцесса легкого и бронхоэктатической болезни»
Признак | Острый абсцесс легкого | Бронхоэктатическая болезнь |
Начало | ||
Кашель | ||
Температура тела | ||
Одышка | ||
Кровохарканье | ||
Перкуссия легких | ||
Аускультация легких | ||
Мокрота | ||
Симптом «барабанных палочек» | ||
Рентгенография | ||
Изменения в общем анализе крови | ||
Осложнения |
3.4. Посмотрите учебное видео как пример беседы с больным о сути заболевания
https://www.youtube.com/watch?v=SlLEApvH8LI
3.5. Посмотрите несколько учебных видео.
https://www.youtube.com/watch?v=BdIcjFhttP0&t=8s
https://www.youtube.com/watch?v=6m4aAfpa7NA&t=3s
https://www.youtube.com/watch?v=6m4aAfpa7NA&t=3s
После просмотра видео выполните следующие задания:
А. Составьте перечень мероприятий по улучшению отхождения мокроты у больного с нагноительным заболеванием легких;
Б. Заполните пропущенное
Что такое постуральный дренаж
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель постурального дренажа
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Преимущества постурального дренажа
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки метода
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Положения для постурального дренажа
Сегменты легких | Положение для постурального дренажа |
3.6. Заполните таблицу «Роль фельдшера при проведении плевральной пункции»
Мероприятия | Выполнение |
Подготовка к процедуре | |
1.Обеспечение безопасности труда | |
2.Информирование пациента | |
3.Подготовка инструментов, изделий медицинского назначения | |
4.Подготовка лекарственных средств | |
5.Расположение пациента | |
Действия фельдшера во время плевральной пункции | |
Деятельность фельдшера после окончания процедуры | |
3.7.Решить ситуационные задачи
Задача 1
На приёме студент 19 лет.
Жалобы: общая слабость, познабливание, повышение температуры тела по вечерам до 37,8°С, нарастающая одышка, кровохарканье.
Анамнез: отмечает контакт с лихорадящим другом.
Объективно: пониженное питание, лихорадочный блеск глаз. На грудной клетке справа сглажены межреберья, голосовое дрожание справа ниже углов лопаток отсутствует. Перкуторно – справа тупость по всем ориентировочным линиям. При аускультации – над тупостью дыхание отсутствует. Слева – ниже ключицы единичные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца приглушены, тахикардия.
Задание:
1. Сформулируйте предварительный диагноз
2. Тактика фельдшера
3. Составьте план обследования пациента.
4. План лечения пациента.
Задача 2
Пациент К., 46 лет, сантехник. Заболел 5 дней назад: появились боли в грудной клетке, сухой кашель, температура 39°С.
Рентгенологически была выявлена инфильтрация легочной ткани в верхней доле правого легкого. Лечение анальгином и ампициллином в таблетках оказалось без эффекта. Утром отошло большое количество гнойной мокроты с прожилками крови. В мокроте обнаружены эластические волокна.
Задание:
1. Поставьте предварительный диагноз
2. Продумайте план ведения больного.
- Рекомендованная литература:
Основная:
- Кузнецова Н.В. Клиническая фармакология: учебник / Н.В. Кузнецова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – с. 223-247
- Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В. Смолева, Е.Л. Аподиакос. – Изд. 10-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012, с. 108-127, 94-102
Дополнительная:
1. Приказ МЗ ДНР №2312 от 16.12.2019г. «Об утверждении протоколов «Технология выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)»
2. Приказ МЗ ДНР №790 от 17.03.2021г. «Об утверждении протоколов «Технология выполнения основных медицинских процедур и манипуляций медицинской сестрой (фельдшером, акушеркой)»
- Аляутдин Р.Н. Фармакология: учебник / Р.Н, Аляутдин, Н.Г. Преферанский, Н.Г Преферанская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016
- Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Э.В. Смолева; под ред. к.м.Н. Б.В. Карабухина. – Изд. 13-е. – Ростов на/Д: Феникс, 2012.
- Федюкович Н.И. Внутренние болени: учебник / Н.И. Федюкович. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.