Бернал «Наука в истории общества».
Науки 17 века: литература, астрономия и медицина.
Появились новые точки роста науки.
1. Химия
Г.Э. Шталь (1660-1734).Определял, что горение-это удаление из вещества флогистона.
Р. Бойль установил понятия химического элемента. Изучал плавление и кристаллизацию материалов.
Джозеф Пристли (1773-1804) Открывает растворимые в воде газы: аммиак и хлористый водород, углекислый газ, который назвал сгущенным воздухом, NH3 - щелочной воздух, NO - азотно-кислый воздух, N2O - веселящий газ. Открывает кислород в 1771г. Одновременно с ним кислород открыли Шееле и Лавуазье. Ввел метод анализа газа путем взрыва.
Карл Вильгельм Шееле. Открыл хлор и барий. Понятия огненного воздуха и испорченного воздуха — негорящий.
Антуан-Лоран Лавуазье. Отошел от теории о флогистоне и объяснил процесс горения.
Джон Майов (1543-1679). В процессе горения металлов к ним прибавляется новое вещество, в результате чего возрастает их вес. Но он не использовал количественных методов, поэтому его результаты не были так заметны.
Воздух играет роль в образовании кислот — отсюда и название — кислород.
2. А. Термическая наука
Создание паровой машины. Гюйгенс — пороховая машина — предыстория. Первую паровую машину изобрел Дэнис Папин (1647-1712). Следующую — Томас Сейвери -1698. Потом Томас Ньюкомен — 1705. Использовалась для откачки воды из шахт. Давала серьезную выгоду по сравнению с использованием лошадей.
Основным создателем считают Джеймса Уатта (1736-1819). Создал в 1765. Цикл работы замкнутый. Русский изобретатель Иван Ползунов — 1766.
2. Б. Термометрия — измерение температуры.
Наиболее известные температурные шкалы:
• Д.Г. Фаренгейт (1686-1736) Три опорные точки: точка сильнейшего холода (0), точка таяния льда (32), в полости рта (96). 180 градусов - это 100 по Цельсию. Точка кипения воды — 212 и зависит от давления.
• Феомюр (1683-1757). 80 градусов соответствует 100 по Цельсию.
• Андрес Цельсий (1701-1744). Также ввел ртутный термометр.
• Лорд Кельвин (Томпсон). -273.2 - по Цельсию — 0.
3. Электричество.
Уильям Гильберт (1540-1603). Обнаружил, что электричество возникает от трения. Разделял магнитное и электрическое притяжение.
Отто фон Герике (1602-1686). Получал электричество трением. Обнаружил, что электричество может отталкивать.
1745 — Лейденская банка — сохранение электричества.
Б.Франклин (1706-1790) открыл, что две обкладки Лейденской банки заряжены противоположными силами. Изучал атмосферное электричество, изобрел громоотвод.
Дальше продолжались попытки измерять, воспроизводить и использовать электричество, что способствовало развитию знаний о нем.
4. Биология.
Карл Линней (1707-1778). Классический труд — «Система природы». Разделил животный мир на четыре части: млекопитающие и птицы, двустихийные и рыбы, насекомые, черви. «Философия ботаники». Растение определял как прозябаемое. Типы: папаротники, мхи, поросты, грибы, пальмы, растения. А типы растения: травы, кусты, кустарники, деревья.
Линней считал, что живая природа неизменна. Понятие о статика возникло потому, что механизмы изменения в природе еще не были заметны. Изучались отдельные элементы природы, без анализа их взаимодействия. А. Смит считал, что экономика также статична и никогда не измениться. Перелом произошел в конце 18 века.
И.Кант и Лаплас предложили концепцию развития в астрономии.
5. Социальные науки.
«Трудовая теория стоимости», разработанная экономистами, считается основным трудом по социологии того времени.
«Трактат о налогах и сборах»: в основе меновой стоимости лежит количество затраченного труда - У.Петти (1667).
«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) — А.Смит. Труд-источник всякого богатства. Труд-главный материальный источник развития общества. Описано разделение труда и возникновение мануфактур. Капитализм вытеснял другие виды социального устройства общества.
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) разрабатывал роль географической среды в развитии общества. Он автор идеи разделения власти на судебную, исполнительную и законодательную.
Анн Робер Тюрго (1727-1781). Начал исследовать историю как процесс развития человеческого разума. Рассматривает влияние прогресса. Вводит понятие общественного класса.
Огюстен Тьерри. Вся история общества - это история борьбы человеческих классов.
Жан Антуан Кондорсе (1743-1794). «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».
Философия 18 века
Концепция субъективного идеализма. Основатель Джордж Беркли (1685-1753). Человек познает мир через 5 модальностей (чувств).
Джон Локк: табула раса (Tabula rasa (лат. «чистая доска»)) - человеческое сознание при рождение не заполнено.
Вещи — это комплекс ощущений. Возникновение ощущений спонтанно. Законы природы — это то, что внушает человеку бог. Мы можем изучать только наши ощущения.
Иммануил Кант (1724-1804) глубже, острее поставил проблему познаваемости мира. Разделял мир на мир явлений и вещей-в-себе. Человека могут обманывать его органы чувств. Человеку доступен только мир явлений, что влечет за собой ограниченность человеческого познания. Человек всегда знает бесконечно малую часть мира, и объяснить мир в целом невозможно. Кант обосновывает, что пространство и время — это субъективные способности восприятия.
А priori — «до опыта». Кант считал, что у человека существуют врожденные способности познания. Формулирует 4 антиномии чистого разума. Антиномия – это сочетание тезиса и антитезиса и проблема их разрешимости. 1. Конечность пространства. 2. Делимость мира 3. Необходимость и свобода. 4. Существование бога. Кант доказывал и тезисы и антитезисы. Кант считал, что антиномии являют собой границу, предел человеческого познания.
«Критика чистого разума». «Про лигомены».
Французский материализм. Поль Анри Гольбах (1723-1789). Дени Дидро (1713-1784). «Система природы» Гольбаха. Механицизм — попытка свести все процессы в природе и человеке к законам механики.
Ж.О. Ламетри «Человек-машина».